Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ходе работы психолог может играть разные роли




Роль активного лидера-руководителя. Психолог-психотерапевт направляет членов группы, объясняет, растолковывает, руководит, учит группу. То есть психолог открыто проявляет свою власть. Такая форма руководства желательна в начале работы группы, а также при работе с девиантными подростками. Маска лидера-руководителя: спокойный, ласковый, назидательный, строгий, требовательный, серьезный и постоянно контролирующий.

Роль аналитика - поведение психолога чаще индифферентное, слушает все пассивно, ничего не советует, никого не осуждает, не выражает своей оценки событий в группе, он остается загадкой для группу. Создается впечатление, что психотерапевт пускает все на самотек, но это не так: психолог ждет, когда к нему обратится группа за советом и разъяснением поведения и поступков членов группы.

Роль комментатора. Психолог предоставляет группу самой себе, однако через более или менее равномерные интервалы времени он собирает группу или останавливает занятие и обобщает все, что произошло в это время в группе. Комментарии носят следующий характер:

- наблюдения за действиями группы, но без своего отношения к этим действиям;

- перечисление и классификация действий членов группы с использованием адекватного понятийного аппарата одного из направлений психотерапии (психоанализа, например);

- гипотез, в которых предполагается, что может произойти в группе в ближайшее время;

- предупреждение для психолога-психотерапевта: первый комментарий чаще всего вызывает агрессию у группы.

Роль посредника. Психолог не несет ответственности за происходящее в группе, временами, однако он вмешивается в деятельность группы с тем, чтобы наиболее эффективно подвинуть группу в намеченной цели. Сам посредник особого участия в работе группы не принимает, о своих ощущениях не сообщает, но может комментировать, классифицировать и указывать на неосознанные связи и отношения, возникающие в группе.

Роль истинного члена группы: ведет себя как один из членов группы, сам делает все, что должны делать остальные члены группы. Поясняет свои чувства и переживания, однако должны быть определенные ограничения:

- психотерапевт должен быть добрым и сочувствующим по отношению к остальным членам группы;

- не следует допускать, чтобы группа интересовалась проблемами психотерапевта и начала обсуждать его как личность.

Возможно участие в работе группы двух или более психологов - ко-терапевтов. Самое лучшее сочетание: мужчина и женщина ко-терапевты. При этом хорошо бы заранее договориться о распределении ролей между ними.

Мы являемся социальными существами вследствие нашей принадлежности к группам родственников, друзей, знакомых, с которыми мы постоянно взаимодействуем. Процессы, происходящие в социальных группах или семье, в усиленной и концентрированной форме имеют место в группах, которые создаются искусственно. Оказываясь в группе, индивиды попадают в незнакомую ситуацию, руководитель может им помогать, либо нет. Придя на первое занятие, клиент имеет свои представления и ожидания о той роли, которую он будет играть. Ролевые установки должны обладать необходимой гибкостью. Например, менеджер, высоко оценивающий свою способность руководить и отдавать распоряжения, может быть обескуражен, обнаружив, что эта его способность совершенно не ценится в группе. Более того, член группы, взявшийся на первых этапах ее существования налаживать складывающиеся в ней отношения, всячески способствующий развитию принятия и поддержки, может попасть в трудное положение, если позже развитие ситуации в группе потребует от него вступления в отношения конфронтации.

Келлерман выделил восемь основных типов ролей клиентов по парам противоположностей: романтик – буквоед, невиновный – козел отпущения, ментор – ребенок, сектант – объединитель. См. диаграмму 1.

Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены, имеет разработанный Р.Бэйлзом анализ процесса взаимодействия. Он выявил два типа функций поведения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. См. таблицу 1. Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед группой задач.

 

Стиль ведения группы Стиль ведения группы может варьироваться в широких пределах. С одной стороны, есть

авторитарный стиль — полный контроль над содержанием, целями и процессом занятия. Это похоже на ситуацию в аудитории, где препода­ватель читает студентам лекцию или ведет семинар, а каждый студент в это время слушает его, работая неза­висимо от остальных. Общение сводится к вопросам и ответам; взаимодействие между членами группы не пре­дусмотрено, при этом лектор оценивает степень усвое­ния материала студентами.

С другой стороны, есть фасилитирующий стиль руко­водства. Такой стиль предполагает равную ответствен­ность членов группы за все происходящее на занятиях. Ведущий предлагает тему занятия и поначалу задает стиль обсуждения и взаимодействия, но постепенно отстраня­ется от непосредственного управления группой, остав­ляя участникам возможность самостоятельно выстраивать взаимодействие, выбирать те или иные актуальные для них аспекты изучаемой тематики. Основная функция та­кого рода ведущего — следить за безопасностью и дове­рительностью атмосферы в группе, а ответственность за то, что происходит в группе во время работы, постепенно передается всем ее участникам. Такой подход может показаться странным и непривычным для лю­дей, привыкших к содержательно-ориентированной работе. Одна­ко чтобы работа с группой была эффективной, приходится отхо­дить от авторитарного стиля. Очень часто в процессе групповой работы с детьми возникают психологически сложные ситуации. В этом случае вы должны понимать, что непосредственные проблемы или эмоциональные потребности ребенка стоят выше необхо­димости жестко соблюдать план занятия. В противном случае ре­бенок психологически выпадет из групповой работы, а другие дети это хорошо почувствуют.

В младших классах дети обычно находятся в более жестко управ­ляемой обстановке, чем старшеклассники. Опыт их пребывания в школе, недостаточная самооценка и привычка к послушному по­ведению могут привести (и часто приводят) к тому, что детям сложно принимать на себя ответственность за происходящее с ними, они бывают не готовы к принятию поддерживающего, а не авторитарного стиля общения с ними ведущего-психолога. На­пример, им может быть психологически трудно общаться на рав­ных со всеми членами группы и с руководителем, они бояться проявлять самостоятельность и по любому поводу ждут указаний ведущего: что им делать, как и в какой последовательности. Если ведущий обладает достаточным терпением, поддерживает детей и поначалу поощряет любые взаимодействия участников группы между собой, то постепенно они привыкают к новому стилю вза­имоотношений и с удовольствием общаются на новом уровне.

Работу с группами, ограниченными во времени, лучше всего начи­нать в более авторитарном стиле. Это поможет быстрее вырабо­тать групповые нормы и перейти к собственно работе. По мере развития ситуации вы можете смягчать стиль ведения и помогать чле­нам группы брать на себя ответственность за совместную работу.

Главной формой взаимодействия в группе является групповая дискуссия. Темы для групповой работы можно условно разделить следующим образом: биографии отдельных участников, их поведение, их проблемы и жизненные ситуации в настоящее время, поведение и переживания во время групповых занятий.

Обсуждаются и анализируются конфликты, возникающие в группе, ситуации и механизмы функционирования группы как целого. Дискуссия начинается с определенной темы (тем), которые будут обсуждаться на занятии. Структура занятия может определяться и предыдущим занятием, а не обязательно жестко планироваться. На 1 фазе жизни группы психолог сам может предложить тему. Если это открытая группа и приходит новый клиент, то групповая работа начинается с его представления. При фокусированном обсуждении биографии и проблематики отдельных членов группы клиент не связан никакими ограничениями. После окончания его рассказа ему задают вопросы, чтобы получить дополнительную информацию. Психолог стимулирует группу к сбору психологической информации о клиенте, задавая вопросы о впечатлениях, эмоциях, мыслях, вызванных рассказом участника о себе. Обсуждение этой информации и поведение членов группы анализируются в ходе дискуссии.

Обсуждение биографии одного клиента переплетается с обсуждением его актуального поведения, проблематикой других клиентов. Направление вопросов психолога связано с анализом отношений участника: "Каковы особенности его отношений?", "Почему они именно таковы?" Сходный характер имеет и обсуждение поведения клиента в группе. Последний раз проблематика клиента обсуждается перед его уходом из группы. Уходящий вначале сам делится впечатлениями от группы, о его изменениях в поведении во время психотерапии. Если клиент уходит из группы без улучшений или с незначительными улучшениями, группа обсуждает причины этого. Иногда группа обсуждает планы участника на ближайшее будущее и дает ему советы. Это схематическое описание работы группы, которое, безусловно, варьирует в зависимости от индивидуального стиля работы психолога. Средства воздействия психолога - это его вербальные и невербальные реакции.

Важнейшими средствами развития сознания и самосознания клиента являются вербальные средства воздействия психолога, которые отражают его активность как члена группы и стимулирование им других участников группы. Эти средства воздействия условно можно разделить на следующие категории:

1. Структурирование хода занятия - это все высказывания, которые определяют ход и программу занятия, например, "о чем мы сегодня хотели говорить?", "чья сегодня очередь рассказывать о себе?", "тема сегодняшнего нашего разговора такая-то". Это и высказывания, направленные на ограничение непродуктивной активности группы: "Не отвлеклись ли мы от темы?", "Вы это сказали в связи с тем-то и тем-то?" и т.п.

2. Сбор психологической информации. Психолог использует свои вопросы о разных параметрах субъективной модальности или повторяет вопросы других участников группы.

3. Интерпретация - самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Она может относиться как к прошлому, так и к актуальному настоящему клиента. Это могут быть приемы отражения эмоций клиента, конфронтация с ним (с целью продемонстрировать сходства, различия, противоречия, которые клиент не замечал до настоящего времени); собственно интерпретация как постановка гипотез о причинах и следствиях в поведении клиента.

4. Убеждение и переубеждение, которые совершаются непосредственно и опосредованно.

5. Представление информации.

6. Постановка заданий, которые должны выполнять участники (использование различных вспомогательных невербальных приемов).

Вспомогательные формы групповой психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисунок и музыкотерапия. Разыгрывание ролевых ситуаций представляет группе материал для понимания проблем отдельных участников группы. Эта форма оказывается полезна, когда группа начинает излишне "интеллектуализировать" решение проблемы. Оно бывает также полезно, если участникам группы трудно вербализировать эмоции и проблемы.

Разыгрывание ролевых ситуаций может быть отдельным занятием или может быть включено в ход дискуссии. Если это отдельное занятие, то все участники получают одну тему и разыгрывают ее по очереди, выбирая себе партнера из группы. Темы могут быть самые разные. Например, тема "Трудный разговор" (поговорить с человеком, который неприятен, или неприятен предмет разговора); тема "Просьба" (попросить что-либо у человека, который не склонен удовлетворить просьбу).

Можно применить и следующий прием: во время занятия за спиной клиента встают двое играющих и воспроизводят "внутренний диалог", т.е. то, что думает или чувствует, по их мнению, в этот момент каждый из играющих, но не может или боится высказать открыто. Те же два члена группы могут воспроизвести "внутренний диалог" играющего клиента, поведение и переживание которого противоречивы, каждый из них может выразить одну из противоречивых сторон переживаний и мыслей.

Эти приемы позволяют уточнить проблемы клиентов, сделать их содержание предметом взаимодействия в группе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.