Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевые ассоциации




Упражнения на «формальные» высказывания

Целью этого подтипа упражнений является создание ситуаций, в которых подростки создают и апробируют многочисленные образцы так называемых «формальных», этикетных высказываний — поздравления ко дню рождения, словесное оформление вручения подарка или цветов, произнесение тостов и пр. Это очень релевантные подростковому возрасту упражнения! Наблюдения родителей и психологов свидетельствуют о том, что эта сторона речевой, общенческой компетентности подростков совершенно не сформирована. Этот тип упражнений главным образом заимствован из тренингов общения.

Упражнения имеют некоторую общую структуру: участники сидят в кругу на стульях, выбирается доброволец, занимающий место в центре круга. Затем руководитель дает соответствующую инструкцию добровольцу и группе.

Важно, что упражнение носит оттенок «обязаловки» — необходимое речевое действие по очереди производят все участники группы. Возможны пропуски, возможна передача очереди, а действия удобно проводить по кругу, возможны даже отказы, но каждый должен попробовать дать свой индивидуальный образец соответствующего речевого действия. Несомненно, в ходе выполнения упражнения возникает некоторый соревновательный момент.

Но внутри тренинга личностного роста эти упражнения носят более «проходной», технический характер: связанная с ними компетентность не формируется «до конца». Процедура вообще не носит характер формирования речевой способности, а больше соревнования, демонстрирования, игры.

Это одно из самых распространенных тренинговых упражнений. Это прекрасный способ выразить свое отношение к некоему человеку, и тем самым повлиять на его настроение и поведение. В этом смысле упражнения на речевые ассоциации относятся к типу упражнений на речевые действия.

В то же время существует огромное множество модификаций и дооснащений этого упражнения, которые превращают его уже в другое по содержанию и целям тренинговое упражнение. Далее мы опишем процедуру парных ассоциаций, которая является уже фактически проективным упражнением. Возможна и такая модификация, которая превращает речевую ассоциацию в упражнение на личностную внимательность: «горячий» стул пуст. Ассоциации дает тренер на неизвестного участника тренинга. По этим ассоциациям его надо отгадать. Вид ассоциаций выбирает сам тренер или подсказывает отгадывающая часть группы. Наконец, речевые ассоциации прекрасно работают как способ обратной связи некоторому подростку со стороны группы.

Все это иллюстрирует непреложный факт: упражнение только описывается внутри некоторого типа упражнений для тренинга личностного роста, но реально, по своим возможностям, оно может использоваться в самых разных ситуациях и с самыми разными целями. Тем самым многие упражнения относятся сразу к нескольким типам. Это касается и речевых ассоциаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.