Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия тренера в нестандартных и кризисных ситуациях




Регулирование свободы поведения

Психологический риск

Дети обладают повышенной психологической восприимчивостью. Уровень развития ребенка и недостаток жизненного опыта могут помешать ему понять реальную глубину его возможных отрица­тельных переживаний, даже если вам кажется, что вы подробно все объяснили. Необходимо тщательно продумывать каждый шаг, чтобы максимально уменьшить риск намеренной или непредна­меренной психологической травмы.

Особое внимание при групповой работе с детьми следует обра­щать на возможность возникновения вражды между членами груп­пы, риск нарушения конфиденциальности и т.д.

В рамках групповой работы с детьми термин «свобода поведе­ния» означает, что мы стремимся рассмотреть самые разнооб­разные варианты поведения и дать детям возможность выбрать те из них, которые подходят им и приемлемы для их семей. Важ­но давать детям возможность вести себя так, как им хочется, если при этом их поведение не выходит за рамки принятых правил и не доставляет неприятностей другим.

_____________

1 В России подобную информацию можно найти в журналах «Вопросы психоло­гии», «Журнал практического психолога», газетах «Школьный психолог», «Учи­тельская газета» и др. (прим. ред.)

 

Нестандартных и кризисных ситуаций в тренинге встречается немало. О некоторых из них я говорил ранее, о других — еще будем говорить. В данном разделе рассмотрим рекомендации тренеру, если:

1) участников на тренинг пришло слишком много или же слишком мало;

2) пришедшие (или их большая часть) не хотят работать;

3) привычная для тренинга и приспособленная для этого комната занята, а та, что предлагают взамен, очень маленькая;

4) по недосмотру тренера (невыполнение требований техники безопасности) произошла микротравма одного из участников, или возникла даже только угроза микротравмы;

5) какая-то ситуация или какой-то участник буквально выводит тренера из себя;

6) тренер не сдержался и «за грудки» вытолкнул одного из «сильно мешавших ему» участников из тренинговой комнаты;

7) тренинг идет в уже сложившейся, длительно существующей группе, и лидер этой группы «уводит» (на время? на совсем?) группу из тренинговой комнаты.

Этот перечень можно продолжить. Остановимся только на некоторых ситуациях.

Ситуация 1 участников на тренинг пришло слишком много или же слишком мало.

«Много» — это больше 28 — 30! Это предел. После этого группу надо делить на две подгруппы, одну подгруппу выводить в зрители, работать с другой, а потом менять их местами. Хотя один день тренинга или часть дня можно провести и в довольно большой группе. Сергей Петрушин пишет о длительных тренинговых группах в 80 человек, но взрослых. У нас есть в целом положительный опыт ведения демонстрационных тренингов (на час-два) с группами до 100 подростков с включением в канву тренинга лекций.

Иногда сами участники чувствуют, что их слишком много. Они из круга, разбредаются на время по коридорам. Однажды участники, не вошедшие в основную группу, создали свою тренинговую группу — помещение своими размерами и количеством стульев позволяло это — и просто копировали в своем кругу то, что делал тренер в основной группе.

В общем, много участников — это не так уж и страшно. А мало?

Минимальная группа, с которой однажды довелось работать — это три человека. Я вела тренинг без зрителей (зрители всегда для группы составляют запас) в школе в виде психологического кружка. По каким-то неустановленным причинам из обычных 12 — 14 человек на очередное занятие пришли только трое старшеклассников — один юноша и две девушки. Это давало возможность объединяться в разнополые пары для вполне интересных упражнений. Мы провели этот тренинг в полном объеме, ребятам он явно понравился, и на следующих занятиях группа снова «вздохнула», набрала прежний состав. Таким образом, рекомендация может быть сформулирована так: тренинг должен состояться в любом случае, даже если придут всего трое подростков!

Ситуация 2 пришедшие (или их большая часть) не хотят работать.

Ситуация, когда участники или большинство из них «не хотят работать», бывает практически только в начале тренинговых циклов. Вообще говоря, она свидетельствует о том, что участники присутствуют на тренинге не добровольно, что есть какой-то другой мотив, какая-то пресс-суппозиция в их отношении в тренингу, какое-то ложное ожидание. Чаще всего это ожидание педагогических воздействий, когда на тренинг участники были отобраны педагогами, а не вызвались поучаствовать в нем добровольно.

Тренер обязательно скажет подросткам, что он не педагог-воспитатель и не врач, что он психолог. Но у подростков часто еще нет опыта взаимодействия с психологом, а вот опыт взаимодействия с «поощряющим и наказывающим» воспитателем есть.

Психолог может «уравновесить» (не бороться!) это неадекватное ожидание, только продемонстрировав максимально возможную демократическую позицию по отношению к подросткам. Участвовать или не участвовать в упражнениях тренинга — это их суверенное право. Подросток может вообще уйти (об этом далее), отсесть, прилечь в кресло, играть на подоконниках в карты — это его право. Психолог-тренер не должен делать замечания, он должен просто работать, быть интересным хотя бы некоторым из пришедших на тренинг подросткам.

Именно поэтому первый день тренинга должен быть «искрометным», максимально интересным и разнообразным. Тренер должен предъявить себя как психолога, как неисчерпаемого на выдумку, как разнообразного и внимательного партнера. Он должен убедить сомневающихся в том, что тренинг им нужен, что психолог не воспитывает и не лечит, а вместе с подростками проходит множество испытаний.

Ситуация 3 привычная для тренинга и приспособленная для этого комната занята, а та, что предлагают взамен, очень маленькая.

Провести все 10 — 14 занятий цикла тренинга личностного роста в одной и той же аудитории — это большая удача для тренера. К сожалению, чаще приходится одно или несколько занятий проводить в новой для группы комнате. Если она похожа на первую — нет проблем!

Проблемы возникают, когда для занятия тренинговой группы в данный день нет никакой комнаты... Ну есть, но не комната, а, например, кафедра, где стульев хватит только на треть участников. Как быть?

Ответ прост — вести тренинг. Тренинг можно вести в коридоре стоя. Можно вести за привинченными к полу столами в комнате -«консервной банке»... В арсенале тренера должны быть упражнения, приемлемые для работы группы буквально бок о бок! На пятачке. Таких упражнений должно быть много, нельзя их исчерпывать за один день тренинга: мы не застрахованы от повторов с аудиториями.

Ситуация 4 по недосмотру тренера (невыполнение требований техники безопасности) произошла микротравма одного из участников, или возникла даже только угроза микротравмы.

Приведем примеры таких «болезненных» в прямом смысле слова ситуаций.

Выполняя вместе с подругами упражнение «Рекорд группы» (тип «Границы психологических пространств»), девушка неловко падает со стола на пол. Страхующий юноша разводит руками. Группа замирает. Девушка с плачем выскакивает из комнаты. Тренер готов побежать за ней, выяснять, в чем дело... Но среди зрителей оказывается женщина-психолог которая «привела» эту девушку с подругами на тренинг. Она останавливает тренера и сама выскакивает в коридор. Туда же выбегают две-три девушки. Упражнение прервано. Группа расселась по местам в кружок. Кто-то упрекает страхующих ребят... Другие молчат. Молчит и тренер. На радость группы, буквально через пять минут девушка и ее сопровождающие возвращаются. Девушка как-то сияет. Возможно, ей приятно быть в центре внимания... Оказалось, что ничего серьезного не произошло, она ударилась, но не сильно. Группа продолжила свою работу.

Во время упражнения «Меняются местами те, кто...» (тип «Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие») два подростка с разбегу одновременно садятся на один и тот же стул. Стул ломается, оба подростка оказываются на полу, но, кажется, ничего серьезного не произошло. Сломанный стул убирается, группа еще раз оценивает состояние всех стульев, часть из них меняется на более крепкие. Упражнение продолжается.

Юноша и яркая крепкая девушка спорят друг с другом в упражнении «Кто первым снимет с партнера кофту» (имеется в виду вторая, специально надетая на обычную одежду кофта). Соперники не уступают друг другу. Внезапно кофта девушки зацепляется за клипсу. Девушка истошно кричит. Юноша в растерянности. Воспользовавшись этим, девушка успевает снять с растерявшегося юноши кофту и тут же выскакивает из комнаты. Тренер посылает вслед двух ее подруг. После этого случая я побуждаю подростков в подобного типа упражнениях снимать с себя все предметы, за которые можно зацепиться. Девушка же через некоторое время возвращается в группу. С ухом все в порядке. Кстати, через год она поступает на факультет психологии Сургутского городского университета.

Некоторые другие случаи уже были описаны.

Можно дать следующие рекомендации: необходимо точно выполнять требования техники безопасности при тренинге. В случае же возникновения «болезненных» ситуаций помощь пострадавшему сначала оказывают его друзья (подруги) и взрослые одного с ним пола. На время оказания такой помощи в работе группы стоит сделать паузу.

Ситуация 5 какая-то ситуация или какой-то участник буквально выводит тренера из себя.

По моим наблюдениям, чаще всего «сильно мешает» тренеру:

а) более юный участник, который еще не вошел в собственно подростковые проблемы и заявляет о себе каким-то другим способом;

б) демонстративная девушка, которая недополучает внимания от тренера и сверстников на тренинге;

в) юноша или девушка, — или даже студент или студентка, которых то, что происходит на тренинге, слишком близко задевает, поскольку затрагивает какие-то их личные проблемы (например, невозможность телесного контакта с лицами противоположного пола или излишний рационализм, выражающийся в требованиях к тренеру все время объяснять «почему и для чего» и одновременная неготовность просто чувствовать и делиться с группой переживаниями и пр.).

Совет здесь такой: необходимо верить в компенсаторные возможности группы. Тот, кто мешает тренеру, мешает и группе. Группа должна дать соответствующую обратную связь этому «герою». Возможности тренера «инспирировать» групповую обратную связь поистине безграничны. Если же ему кажется, что они исчерпаны или не помогают, есть последнее средство: на очередное занятие, предчувствуя возможность эксцесса, можно принести грейпфрут. Когда атмосфера накаляется, тренер делает паузу, присаживается где-то внутри круга подростков, медленно очищает грейпфрут, делит на дольки, съедает половину долек, а вторую раздает группе, причем самую аппетитную дольку — непременно тому, кто больше всех мешает. Удивительно, но этот способ еще не разу не подводил!

Ситуация 6 тренер не сдержался и «за грудки» вытолкнул одного из «сильно мешавших ему» участников из тренинговой комнаты.

В нашей практике был всего один такой случай. По рассказам других тренеров, подобные эксцессы бывали и у них.

Мои рекомендации: тренер должен извиниться перед участником и признать свою неправоту. Если участник убегает, тренер должен вернуть его, хотя бы для «извинений и разговора». Приемлемо послать за ним вслед (если он убегает) его друга или помощника тренера. Сама процедура извинений может произойти как приватно, один на один, так и перед всей группой.

Тренер может сделать свой поступок предметом групповой дискуссии.

Эта ситуация, кстати, остро ставит вопрос и о подмене тренера на несколько минут, если он ведет свой разговор с мешавшим подростком за пределами круга.

Ситуация 7 тренинг идет в уже сложившейся, длительно существующей группе, и лидер этой группы «уводит» (на время? на совсем?) группу из тренинговой комнаты.

Такая ситуация может возникнуть, если тренер работает с подростковой группой, уже длительное время существующей (например, в школьном классе, где все друг друга давно знают) или же в группе, в которой по каким-то причинам быстро формируется жесткая иерархия власти. Последнее бывает, например, в группах подростков в подростковых приютах: здесь дети знают друг друга сравнительно недавно, но традиции приюта — это традиции иерархии и власти.

Психологу-тренеру не остается ничего другого, как признать Право неформального лидера группы на его лидерство. Психолог не создаст свою, новую группу из старой, не вступив в альянс с неформальным лидером. Альянс — это всегда реальные или виртуальные переговоры, «купля-продажа», терпение и... работа.

Тренер должен быть готов, что в самые тревожные для статуса неформального лидера моменты жизни группы тот может встать и пойти «покачаться на спортивных тренажерах», за ним потянутся его «шестерки», тренинг приостановится.

В этой ситуации тренер должен посоветоваться с группой (если есть с кем), вести ли сегодняшнее занятие дальше или перейти к другим формам работы. Наблюдения говорят о том, что нет устоявшихся подростковых групп с иерархией власти, охватывающей одновременно представителей двух полов — и юношей, и девушек. Так что у тренера есть возможность опереться на представителей противоположного неформальному лидеру пола. Оба решения приемлемы — и продолжить тренинг, и сделать паузу.

Наш опыт говорит о том, что лидер уводит группу от тренера не больше чем на полчаса-час. Тренинг всегда достаточно интересен для подростков. Поэтому, когда большая часть группы ушла, тренер все равно должен заниматься в тренинговой комнате психологически интересной работой, даже с одним-двумя оставшимися подростками. Это могут быть демонстрационные опыты из психологического практикума, задачи на инсайт, просто квазиконсультативная беседа.

Группа вернется хотя бы на чай, если она уже привыкла к этой послетренинговой форме работы. Но чай — это неотъемлемая часть тренинга. За ним и после него возможно проведение многих чисто тренинговых процедур.

Приведем два примера из практики.

В подростковых приютах, как ни демократична будет позиция тренера, нельзя сказать о полной добровольности собираемой там тренинговой группы. Неформальный лидер как бы испытывал своих «шестерок»: «Вы решили пойти на тренинг, а меня вы спросили?» — и уходил то на «обед», то отдохнуть, то на спортивные тренажеры. Но уже с первых занятий в группе был послетренинговый чай, на который тренер приносил вкусные булочки, которые резко контрастировали с приютским рационом. На час приходили все — и подростки, и более младшие дети, — им доставалась хотя бы конфета. Но после чая психолог уже в другой, самой деликатной манере, очень избирательно и ненавязчиво предлагал поиграть в «психологические игры». Не надо было образовывать круг, все чувствовали себя свободно, участие в этих играх было еще более добровольно. И тренинг шел!

В другой группе с жесткой иерархической структурой и «уводами» части группы тренер подметил, что у неформального лидера есть определенный познавательный интерес к мелким мыслительным задачам, типа задач со спичками, с манипулированием образами и пр. Он не был самым удачливым в их решении, но они привлекали его. Поэтому пришлось на каждое занятие готовить новый набор подобных задач: со спичками, на догадку, пространственных субтесты из тестов интеллекта и др. Эти задачи в нужный момент тренинга давались сначала неформальному лидеру, и потом, с небольшой паузой — всем остальным.

Как выбирать добровольца на следующее упражнение?

Вариантов выбора должно быть несколько. Главное, чтобы все они были известны и понятны участникам тренинга. Поэтому в первые дни тренинга надо познакомить подростков со всеми приемами выбора добровольцев, а затем уже варьировать их в нужной тренеру последовательности.

Обычно используются следующие принципы.

1.Полная добровольность участника тренинга. Он выходит в круг сразу после того, как тренер объявляет, что для следующего упражнения ему нужен доброволец. Более того, группа должна понять, что добровольцем будет именно тот, кто выйдет первым, что первая поднятая рука имеет преимущества. Возможны варианты, когда тренер попросит первого вышедшего уступить место второму или даже третьему, но преимущества первого должны быть неоспоримы.

2.Добровольца, т.е. испытуемого для следующего упражнения или следующего прогона того же самого упражнения выбирает тренер. Эта форма также должна быть понятна участникам тренинга. Основания для такого выбора тренер может и не предъявлять. Но ведь и участник тренинга имеет все права в соответствии с введенными правилами тренинга отказаться от участия в данном упражнении или пропустить очередь для другого.

3.Следующего испытуемого выбирает тот, кто только что справился с заданием и за счет этого приобрел определенный авторитет в группе. Этот момент необходимо объяснить. Возможна даже такая инструкция: «Ну что же, ты прекрасно справился с испытанием. Посмотри в глаза участникам тренинга. Увидишь ли ты того, кто готов испытать себя так же, как ты? Не спеши, посмотри на каждого, выбери или того, кто сам хочет, и ты видишь в его глазах это желание, или того, кто должен попробовать испытать себя с твоей точки зрения. Ведь только ты знаешь изнутри, что это такое. Если хочешь, подойди к этому человеку и что-то скажи ему на ушко. Главное, чтобы он согласился быть следующим...».

4.Следующего испытуемого выбирает группа. Это можно оформить совершенно по-разному, например, попросив группу указать пальцем на того, кто должен попробовать испытать себя в следующем прогоне некоторого испытания или в новом испытании, или вербальное указание. Тренер собирает мнения многих и с учетом этого называет следующего испытуемого.

5.Следующий испытуемый выбирается случайно. Тренер просит одного подростка назвать число, а другого — с кого начать счет. Решение о направлении счета он оставляет за собой. Возможен вариант, когда тренер только спрашивает число, сам выбирает, с кого начать счет и направление счета. Любопытно, что такой модус выбора следующего «добровольца» дает возможность тренеру оформить свой выбор как случайный выбор группы. Дело в том, что если тренер убежден, что следующим добровольцем должен быть участник тренинга, то он может готовить его к роли добровольца заранее. Но может и представить это как рок, как случайный выбор, как судьбу. Это возможно, если тренер хорошо считает и названное кем-то число не очень большое. Тренер может после названия числа очень быстро глазами посчитать, с кого он должен уже в громкой речи начать счет, чтобы названное число пришлось на загаданного участника тренинга. Впрочем, это возможно и при назывании большого числа, но только, если тренер прекрасно знает, сколько подростков сидит в круге. В этом случае он мысленно отсчитывает разницу между числом участников в круге и названным числом от задуманного участника, потом начинает счет вслух и всегда попадет на задуманного. Тому будет очень не просто отказаться после такого выглядящего случайным выбора.

6.Место следующего добровольца может быть «продано». По любой из названных процедур выбирается следующий, а затем тренер обращается к группе: кто хочет «перекупить» у добровольца право испытать себя сейчас же, первым (следующим) в названном упражнении. «Покупатель» и «продавец» торгуются на глазах у группы. Особенно удачно этот вариант выбора испытуемого выглядит при переходе к серьезным испытаниям (см. соответствующую группу упражнений), но до конкретного знакомства с содержанием упражнения на испытание. Ценой за право немедленно испытать себя может быть фант или какое-нибудь конкретное действие, обещанное покупателем, например, танец, стихи, мимический этюд и пр. Цену вправе называть и «продавец». Решение о перепродаже очереди решают сами продавец и покупатель. Тренер же работает скорее в роли рекламного агента, помогая «продавцу» развернуть рекламу среди участников и правильно оформить ее. Причем если «продажа» идет успешно, возможно продолжить ее до четвертого, пятого уровня перепродажи, или даже до тех пор, пока не останется тех, кто хочет торговаться за право испытать себя первым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.