Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный долг и источники его погашения




В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета большое значение имеет сбалансированность доходов и расходов, то есть в бюджете любого уровня должно выполняться условие: общая сумма доходов равна общей сумме расходов.

В процессе исполнения бюджета возникает либо профицит, либо дефицит. Как правило, стараются избегать профицита. Если он обнаруживается, то производят следующие действия:

-сокращается привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов и резервов,

-предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств,

-предусматривается увеличение расходов бюджета,

-сокращаются налоговые доходы.

В случае возникновения дефицита предусматриваются источники его покрытия: внешние и внутренние заимствования.

Таким образом, государственный долг неотделим от понятия сбалансированности бюджета.

Под государственным долгом следует понимать общий объем государственных заимствований и предоставленных государственных гарантий.

Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов.

Разница между государственным долгом и финансовыми активами представляет собой чистый государственный долг.

Госдолг может быть внутренним и внешним.

В Бюджетном кодексе представлено следующее определение внутренних и внешних заимствований.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Также государственный долг может быть капитальным, основным и текущим.

Капитальный – это вся сумма выпущенных и непогашенных обязательств и гарантий.

Основной - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Текущий долг составляют расходы по выплате кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Также долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Госдолг выступает как важным рычагом управления, так и объектом управления.

В процессе управления госдолгом государство решает следующие задачи:

-поддержание объема долга на безопасном уровне, без ущерба для финансирования целевых программ,

-минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переключения внимания на другие группы инвесторов,

-сохранение у государства первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств, достижение эффективного и целевого использования заимствованных средства,

-обеспечение своевременного возврата госкредитов и гарантированных займов,

-координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Основными методами управления являются:

1.Административные (конверсия, консолидация, списание долга, унификация, отсрочка, аннулирование долга).

2.Рыночные (реструктуризация, доразмещение облигаций, обмен долга, выкуп долга).

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – увеличения срока действия уже выпущенных займов (изменение условий займов, связанное со сроками).

Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигаций по регрессионному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа производится, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

Объем расходов на управление государственным долгом утверждается ежегодно.

Эффективность управления государственным долгом рассчитывается по следующей формуле:

Э = (П – Р)/ Р * 100,

где П – поступления по системе государственного долга,

Р – расходы по системе государственного долга.

По внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга принято считать значение коэффициента до 25 %.

Средства, поступающие по системе госкредита – это дополнительный денежный источник и сейчас он имеет большое значение не только для Федерации, но и для территориальных бюджетов. Многие территории прибегают к региональному и муниципальному кредиту.

Региональный и муниципальный кредит – это экономические отношений, по которым субъект Российской Федерации или муниципальное образование выступают в роли кредитора или заемщика.

Региональный кредит выполняет следующие функции:

-перераспределительную,

-регулирующую,

-контрольную.

 

 

Лекции 15, 16, 17




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.