Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.5. Игра как метод экологического воспитания дошкольников




Тема 2.3. Наблюдение – метод чувственного познания природы

РАЗЪЯСНЕНИЕ Д/3

1. Выучить лекцию.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992.- С.94-95

3. Разработать комплексную схему «Формы и методы экологического воспитания и ознакомления детей с природой».


ПЛАН-КОНСПЕКТ

Дата проведения:

Длительность:

Группа:

 

Раздел II Методика экологического воспитания дошкольников

ПЛАН.

1. Значение, сущность и содержание наблюдения.

2. Подготовка к наблюдению и общие требования к организации и проведению наблюдения. Структура наблюдения.

3. Виды наблюдения: по характеру условий (естественное, специально организованное), по продолжительности (кратковременное, длительное (циклическое), по формам организации (коллективное (плановое), индивидуальное (самостоятельное), в форме циклов), по характеру познавательных задач (эпизодическое, распознающее, наблюдение с использованием раздаточного материала), недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы, наблюдение за ростом и развитием живых существ (растений и животных), наблюдение с использованием опытов.

4. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Формирование у детей отношения к природе в процессе наблюдения.

5. Методы фиксации наблюдений (использование дневников и календарей наблюдений, календарей природы, погоды и др.).

 

Рекомендуемая литература.

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992. – 240 с.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

4. Интернет-ресурсы.


ПЛАН-КОНСПЕКТ

Дата проведения:

Длительность:

Группа:

 

Раздел II Методика экологического воспитания дошкольников

 

ПЛАН.

1. Роль и место игр природоведческого содержания в экологическом воспитании и ознакомлении детей с природой: в развитии познавательной, эмоциональной сферы ребенка, воспитании экологической направленности личности.

2. Классификация игр биоэкологического характера (дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые); их содержание. Структура игры.

3. Особенности организации и методики руководства игрой в разных возрастных группах детского сада (подготовка к проведению, специфика руководства игрой в разных возрастных группах, вариативность игр, усложнение их содержания).



Создание условий для развертывания сюжетно-ролевой игры.

Использование строительно-конструктивных игр для обогащения представлений о свойствах и качествах природного материала.

Особенности подбора и организации подвижных игр природоведческого содержания, игр-имитаций в период дошкольного детства.

 

Рекомендуемая литература.

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992. – С 113-117.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 99-113

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 178-191

4. Подборки журналов «Дошкольное воспитание» (№ 6 – 1989 – С. 37-44), «Дошкольная педагогика» и др.

5. Интернет-ресурсы

 

1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В играх уточняются, закрепляются, систематизируются, классифицируются, расширяются имеющиеся у детей представления о природе (объектах, явлениях, растениях, животных). В то же время игры способствуют развитию наблюдательности, умственных процессов и логических операций (анализировать, сравнивать, обобщать и др.), активизации и обогащению словаря, т.е. познавательной сферы личности (восприятия, ощущений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения). В игре создаются условия для воспитания у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом.

Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от отношения к воспитателю, который дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с природой, поэтому, важно «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания.

В игровой деятельности проявляются сложившееся у ребенка положительное отношение к тому содержанию, которое она в себе несет, в частности, природному. Все, что произвело на детей впечатление, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма и др.), значит, полученные представления вызвали эмоциональный отклик, запомнились, преобразовались в отношение, которое ее спровоцировало. Таким образом, игра оказывает влияние на формирование у детей бережного, заботливого, внимательного отношения к объектам природы, умения и желания защищать природу, осознанно выполнять определенные правила взаимодействия с ней.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

 

2.В ознакомлении детей с природой широко используются разные виды игр. Игры биоэкологического характера, используемые в практике дошкольного образования, традиционно делятся на: 1) игры с готовым содержанием (дидактические (сюжетно-дидактические), подвижные (сюжетно-подвижные)) и 2) творческие (строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые и др.).

Дидактические игрыэто игры с правилами, имеющие готовое содержание. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, плоды, семена, цветы, овощи, фрукты и др.): «Вершки и корешки», «С какой ветки детка?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Узнай по описанию», «Путаница» и др.

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о качествах и свойствах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания типа: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Разложи листочки по порядку от самого большого к самому маленькому». Задания способствуют развитию сенсорики, наблюдательности. Особое значение игровые упражнения имеют в младших и средней группах.

Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, группировать растения (животных) по принадлежности к определенному классу, месту произрастания (обитания) и другим признакам.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок (плод)»).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), что требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младших группах чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту.

В старших группах большое место отводят играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры – это игры, содержанием которых разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово («Летает – не летает», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Закончи предложение», а также логические загадки, загадки-описания природоведческого содержания и др.). В них закрепляются знания детей о тех или иных свойствах и признаках объектов и явлений природы, обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь и др. Более широко используются в работе со старшими дошкольниками.

Подвижные игры природоведческого содержания связаны с подражанием повадкам, голосам животных, их образу жизни; отражением природных явлений, изображением растений (деревьев). К ним относятся: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волки и овцы», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», хороводные, малоподвижные игры, игры-имитации и др.

Подражая действиям, имитируя звук, дети закрепляют знания об объектах и явлениях природы; радость, получаемая в ходе игры способствует углублению интереса к природе. Подвижные игры могут проводиться как коллективно, так и подгруппами.

Содержанием творческих игр природоведческого содержания являются впечатления, полученные детьми в процессе образовательной деятельности (занятий) и повседневной жизни. Их основная особенность в том, что организуются и проводятся они по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Такие игры позволяют выявить степень усвоения детьми ранее полученных знаний и представлений (не новых!); способствуют усвоению знаний о труде взрослых в природе, осознанию его значения, формированию положительного отношения к нему.

Одним из видов творческих игр природоведческого содержания являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, вода, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Строительные игры с природным материалом могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов, типа: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? и др. Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать новые качества и свойства предметов. Отбор, использование природного материала, руководство играми осуществляется при участии педагога.

Еще один вид творческих игр, используемых в эколого-педагогической работе с дошкольниками – сюжетная игра (сюжетно-ролевая игра) – это воспроизведение событий, происходящих с жизни или литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи литературных произведений. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или иной стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Можно выделить 2 формы сюжетно-ролевых игр: самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Одной из форм обучающей игры воспитателя с детьми, имеющей определенную дидактическую цель, являются игровые обучающие ситуации (ИОС) – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Для ИОС характерно следующее (признаки):

- игра имеет короткий, несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуется пространство, предметная среда;

- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и др.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, одну из которых берет на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением детьми ролей, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и реализуется дидактическая цель.

Исследователями выделяются 3 вида ИОС, с помощью которых решаются задачи ознакомления детей с природой и экологического воспитания:

ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС типа путешествий.

ИОС с игрушками-аналогами. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество они существуют в различном исполнении (мягкие, резиновые, заводные, пластмассовые и др), а аналогов растений мало – это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, пенопластовые овощи и фрукты, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чипполино». Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете ДОУ. Целесообразно иметь наборы игрушек-аналогов (рыбок, птичек) – они послужат раздаточным материалом при организации эколого-педагогической работы с детьми; можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (мягкие, резиновые, пластмассовые и др.), разного размера и оформления.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью с 2-3 лет можно формировать у детей отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе существенных признаков. Детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного (для малышей – «живая и игрушечная рыбка», для старших детей – сравнение игрушечной и живой черепахи/птицы) или растения (со средней группы - сопоставление живой и игрушечной ели) путем одновременного восприятия и сопоставления. ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность (занятия), экскурсии, просмотр слайдов/фильмов, чтение познавательной литературы, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у дошкольников реалистичных представлений о природе.

ИОС с литературными персонажами. Этот тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои любимых литературных произведений воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания, позволяют активизировать познавательную деятельность. В экологическом воспитании успешно используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения (Красная Шапочка, Чиполлино, доктор Айболит, Незнайка и др.). В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения (Карлсон – весельчак, баловник, шалунишка, любит вкусно поесть, Незнайка – неунывающий весельчак, простачок, который всегда попадает впросак, Айболит – добрый, заботливый, внимательный, знающий доктор и др). Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение (русские народные и авторские сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Приключения Чипполино» и др.). Отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и игровых действий. Все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Особенность этого типа ИОС состоит еще в следующем: 1) каждый литературный герой в отдельно ИОС может выступать в одной из 2-х функций: быть знающим (доктор Айболит) и незнающим героем (Незнайка); 2) при использовании персонажа–простачка (напр., Незнайки) уже не взрослый «над детьми», а дети «над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. ИОС с литературными персонажами с детьми разных возрастных групп.

ИОС типа путешествий – это различные варианты игры в путешествие (посещение выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр): «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку/ на Северный полюс», « Путешествие к морю», «Экскурсия в зоосад» и др. В них дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой и т.п.), которую исполняет воспитатель, дети – в роли экскурсантов, туристов, путешественников и т.п: в рамках ролевого поведения слушают пояснения, рассуждают, «фотографируют» и др. Большую помощь в таких ИОС оказывает атрибутика - бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы и др. – создает хорошие условия рассматривания новых объектов, ограничивая объективом пространство обзора.

 

Игры разнообразны по форме и содержанию. Среди них есть сюжетные и бессюжетные. В последних отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет цепь событий (фабула), для воспроизведения которых дети наделяются ролями. Сюжет и ролевое распределение (поведение) сближает дидактическую игру с сюжетно-ролевой («Овощи-фрукты» и «Овощехранилище», «Консервный завод»)

Педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, воображаемая ситуация, сюжет (содержание), роль, ролевое поведение (слова и действия), игровые правила, игровые действия, совершаемые с атрибутами, игровые отношения. В развитой форме игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или иной стороне действительности, деятельности людей в ней, их ситуативном поведении. Эти знания (или знания литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

Для игр с готовым содержанием (дидактические, подвижные и др.) характерны: цель (дидактическая задача, которая для детей трансформируется в игровую), игровые правила, игровые действия, совершаемые с атрибутами (или без них), игровые отношения.

 

3.Каждой новой игре детей надо обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель участвует в игре вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же реализует его, при повторном проигрывании (2-3 раза) сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель «выключается» из активного участия в игре – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно: воспитатель наблюдает за действиями дошкольников.

Начиная со средней группы, на первом этапе воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, вводит дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно: воспитатель наблюдает за игрой, помогает, следит за выполнением правил, исправляет ошибки, разрешает конфликты, вносит изменения в сюжетную линию (при снижении интереса детей). При обедненном содержание игр педагог обогащает представления детей о природе, труде взрослых через экскурсии, прогулки, наблюдения, чтение, рассказывание, беседы, просмотр диа и видеофильмов и др. Игру следует многократно повторять, используя разные варианты, что обеспечивает играющим положительные эмоции, самостоятельность детей – они начинают играть без взрослого и др. Повторение правил, их разъяснение, уточнение долго являются организующим моментом (замечают нарушение правил другими, но не собой).

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, подгруппами, так и индивидуально, усложняя с учетом возраста детей; в часы досуга, образовательной деятельности (занятий) и на прогулках. Усложнение содержания любой игры должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Игра (с правилами или творческая) как самостоятельная форма (не метод/прием) организации детальности детей проводится по определенному программному содержанию (3-4 задачи: познавательная, речевая, воспитательная (развивающая)). При разработке конспекта организации и проведения игровой деятельности традиционно указывается также следующее: название, вид игры, цель (расширенная), атрибуты (материал и оборудование), предварительная работа (с детьми с обозначением вида и цели), подготовка воспитателя, ход и методические приемы руководства (в прямой речи от 1-ого лица) с выделением особенностей анализа детской игры (подведения итога), учитывая возраст дошкольников.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр (игр с правилами, творческих), определенная предметно-развивающая среда. Например, для игр с природным материалом во все времена года: песочные дворики и столы, водоем (для игр с водой), резиновые (картонные и др) фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, кусочки цветного оргстекла (безопасные), шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы (для лепки снежных фигур), печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для изготовления цветного льда, ведёрки, формочки, грабельки, совочки и т.д. Для изготовления материала для игр можно использовать так называемый «бросовый материал»: пластиковые флаконы из-под шампуня и минеральной воды, футляры из яйца «киндер сюрприз» и т.п. Для развертывания сюжетно-ролевой игры также необходима атрибутика определенной тематики: муляжи овощей и фруктов, муляжные копии инструментария для ухода за растениями и животными, труда людей фигурки животных и растений, игровые персонажи (для развертывания ИОС), «шапочки» и другие «ролевые знаки» и др. Хорошая игра сложится, если педагог продумает главные и сопутствующие роли (сопутствующих игр может быть до 5-ти, возникающих по инициативе детей), назначит на них детей, подготовит атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети – посетители; и это главные роли. Сопутствующими ролями могут быть шофер автобуса, на котором едут посетители, кассир, продающий билеты в зоопарк, контролер, проверяющий билеты и напоминающий о правилах поведения в зоопарке и осмотра зверей и т.д. Обучение с помощью игр-путешествий может выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т.к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. ИОС с литературными персонажами дают возможность, как сообщать новые знания, так и уточнять уже имеющиеся через ролевое поведение куклы. Так, главная особенность Чипполино - он много знает об овощах и фруктах, т.к. живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает детям новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Его сходство с луковицей помогает детям глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением (как в ИОС с игрушками-аналогами – сопоставление натуральной луковицы и муляжной). Игрушка-Чипполино может быть использована в любой образовательной деятельности (занятиях) фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдений за ним, во время беседы по календарю и др. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животными (млекопитающим – кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие, сильные эмоции и обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с живым объектом может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, виляет хвостом, лает и др.). Анализ такого сопоставления вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.167.220.36
Генерация страницы за: 0.167 сек.