Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Модели рынка труда

Модели рынка труда могут быть различными в зависимости от их назначения. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда выделяют:

-модель чисто конкурентного рынка,

-модель монопсонии,

-модель с учетом действия профсоюзов,

-модель двусторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок характеризуется следующими чертами:

•большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

•многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;

•ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы; ни те, ни другие не диктуют, какой должна быть заработная плата.

Модель монопсонии (т.е. монополии одного покупателя) отражает ситуацию, когда наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать). Для этой модели характерны следующие черты:

• количество занятых в данной фирме составляет основную часть занятых каким-то конкретным видом труда;

• данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию;

• фирма диктует, какой должна быть заработная плата, в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.

В случае, когда фирма – единственный крупный наниматель на рынке труда, ее монопсоническая власть, по существу, является полной. Примером тому может служить экономика некоторых малых городов и отдаленных районов, где какое-либо одно предприятие иногда оказывается единственным источником занятости.

В тех случаях, когда небольшое количество фирм (три или четыре) держат монополию на рынке труда, т.е. могут нанимать большую часть предложенного труда, имеет место олигопсония. Причем у олигопсонистов прослеживается тенденция действовать совместно при найме работников в качестве некоего монопсониста.

На многих рынках профсоюзы представляют интересы работников и от их имени ведут переговоры с нанимателями. В таком случае имеет место модель рынка труда с учетом действия профсоюзов. При этом главной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Они могут добиваться этой цели разными путями:

1) через увеличение спроса на продукт и повышение производного спроса на трудовые услуги с помощью рекламы, посредством политического лобби для получения контрактов на различные виды работ или путем применения практики сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней. Некоторые профсоюзы стремятся расширить спрос на труд, оказывая давление на предпринимателей – заставляя их содержать излишнюю численность работников. Например, на железных дорогах США содержали кочегаров, хотя топок уже не было;

2) через рост производительности труда, для чего создаются рабоче-административные комитеты;

3) через изменение ставок заработной платы. Профсоюзы, объединив работников и контролируя предложение труда, навязывают фирме ставки заработной платы выше конкурентной.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Другими словами, при объединении монопсонической модели и модели с учетом действия профсоюзов имеет место двусторонняя монополия. Профсоюз является монополистическим продавцом труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Он противостоит монопсоническому нанимателю труда, который тоже может воз­действовать на заработную плату путем изменения занятости.

В разных странах модели занятости и рынка труда име­ют свои специфические особенности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС 1. Основные понятия, структура и виды рынка труда | Статусы занятости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.