Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели эффективности функционирования гостиниц и иных средств размещения




Оценка эффективности деятельности гостиниц и иных средств размещения

 

Для того чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию, необходимо обозначить цель, к которой оно должно стремиться, и определить соответствующие показатели и критерии их выполнения.

В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия Е определяется как отношение полученного результата F к затратам, необходимым для достижения этого результата, R.

Е = F/R.

В экономике существует множество различных показателей эффективности, с разных сторон, характеризующих деятельность гостиниц и иных средств размещения. В зависимости от того, для каких целей рассчитываются показатели, они делятся на глобальные (на уровне экономики государства) и локальные (для предприятий и его подразделений). В качестве глобальных показателей результата (эффекта) могут рассматриваться национальный доход (НД), валовой общественный продукт (ВОП), валовой внутренний продукт (ВВП), на уровне предприятий ‑ это выручка, прибыль и т. п. В качестве затрат в первом случае выступают общественно необходимые затраты, а во втором ‑ непосредственные затраты предприятий.

В экономических расчетах используются абсолютные, приростные и сравнительные показатели эффективности, которые дополняют друг друга. Абсолютные показатели рассчитываются как отношение абсолютного эффекта к общим затратам, а приростные ‑ как отношение разности эффекта к разности затрат.

Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда Яобщ. Он выражается в виде отношения произведенного национального дохода к средней численности населения (работников), занятого в сфере материального производства, Чм:

Побщ=НД/Чм

где НД — национальный доход.

Национальный доход (вновь созданная в отраслях материального производства стоимость) определяется как разность между валовым общественным продуктом и теми затратами (на сырье, материалы и т.п.), которые были сделаны в процессе его производства:

НД = ВОП - Z,

где Z— материальные затраты.

Национальный доход может быть рассчитан и как сумма чистой продукции Пчi. всех отраслей материального производства:

НД = ∑ Пчi

Чистая продукция отрасли рассчитывается как разность валовой продукции и материальных производственных затрат.

Важнейшими показателями эффективности общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость и капиталоемкость продукции.

Трудоемкость продукции определяется отношением количества труда, затраченного в отраслях материального производства, Т к общему объему произведенной продукции Q и показывает, сколько труда затрачивается на производство единицы продукции:

t = T/Q

Обратным показателю трудоемкости является показатель про­изводительности (количество продукции, произведенное в единицу времени, — Q/T).

Материалоемкость общественного продукта т определяется отношением общих объемов материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении М к общему количеству произведенной продукции (валовому общественному продукту):

т = M/Q.

Материалоемкость показывает долю материальных затрат в единице продукции. Предприятия заинтересованы в снижении этого показателя.

Капиталоемкость продукции KQ определяется отношением общих объемов капитальных вложений К к объему произведенной продукции:

KQ = K/Q.

На макроуровне капиталоемкость можно рассчитывать как отношение национального дохода к объему произведенной продукции.

В тех случаях, когда перед предприятием возникает необходимость, при строительстве нового объекта или внедрении новой техники выбрать наиболее эффективный вариант, для предварительных расчетов используется коэффициент сравнительной экономической эффективности Еср:

Еср=(Z2-Z1)/(K1-K2)

где Z1, Z2 — текущие затраты по вариантам, Z2 > Z1; К1, К2 — капитальные затраты по вариантам, К1 > К2.

Полученный коэффициент сравнительной экономической эффективности сравнивается с нормативным коэффициентом экономической эффективности капитальных вложений Ен. Если Еср > Ен, то выбирается тот вариант, который требует больших капитальных затрат (но при этом меньших текущих затрат).

При сопоставлении нескольких вариантов можно воспользоваться формулой минимизации приведенных затрат:

Зпрi=Zi+EнKi→min

где Зпрi. — приведенные затраты по i-му варианту; Ki — капитальные затраты по i-му варианту; Z — текущие затраты по i-му варианту.

Из нескольких вариантов выбирается тот, в котором приведенные затраты минимальны. Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели эффективности использования ресурсов, т.е. определяется функция эффективности использования ресурсов.

 

6.2 Функция эффективности использования ресурсов

 

Любое предприятие социально-культурного сервиса и туризма в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном подходе для увеличения выпуска продукции (услуг) привлекаются дополнительные объемы ресурсов, т.е. увеличение эффекта достигается в результате увеличения объема используемых ресурсов.

При интенсивном подходе увеличение выпуска продукции (услуг) происходит благодаря использованию новой, более производительной техники и новейших технологий (при этом объемы используемых ресурсов могут даже сокращаться), т.е. в результате улучшения качества использования ресурсов.

При увеличении объема ресурсов предприятию необходимо определять эффективность использования дополнительных единиц ресурсов, т. е. показатель приростной экономической эффективности.

Избыточный ресурс — это такой ресурс, эффективность использования которого равна нулю для сложившейся производственной ситуации.

Таким образом, отсюда можно сделать два вывода:

• при экстенсивном росте нельзя повысить эффективность функ­ционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма (общий эффект может увеличиться);

• при экстенсивном росте всегда наступает момент, когда эффективность использования дополнительно вовлекаемой единицы ресурса становится равной нулю, т.е. для увеличения конечного результата нельзя бесконечно увеличивать ресурс, не производя никаких дополнительных изменений. Как правило, это связано с производственными мощностями предприятий.

Двойственная оценка — это оценка эффективности использования дополнительной единицы ресурса, которая показывает, насколько изменится значение результата при изменении значения ресурса на единицу на бесконечно малом отрезке (при экстенсивном росте). Ее еще называют ценой ресурса.

В реальной экономике для оценки экономической эффективности функционирования предприятий используются как абсолютные, так и приростные показатели.

6.3 Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса

Для предприятий гостиничного комплекса существуют спе­цифические показатели оценки экономической эффективности функционирования, которые связаны, как правило, с загрузкой номерного фонда. К таким показателям можно отнести коэффициент заполняемости гостиницы К3, который может выражаться как в процентах, так и в относительных единицах (0 < К3 < 1) и рассчитывается по формуле:

Кз=Qк-н/Qк-м

где Qк-н — общее количество реализованных номеров (койко-ночей);

Qк-м — число номеров (койко-мест), предложенных к продаже;

Т — количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель (как правило, за год).

Этот показатель является очень важным для любой гостиницы, поэтому каждая гостиница стремится его увеличить. Особенно это касается российских гостиниц, так как основной доход, как правило, они получают от размещения. А поскольку в гостиничных предприятиях доля постоянных затрат высока, то чем ближе этот показатель к единице (гостиница полностью заполнена), тем больше прибыли может получить гостиница.

На практике в силу разнообразных причин (технических, санитарных и т.п.) не все номера могут быть готовы к использованию в течение определенного периода. Поэтому для расчета общего располагаемого номерного фонда гостиницы существует показатель максимально возможного и фактического количества номеров (койко-ночей).

Максимально возможный номерной фонд (мощность) Фтах — это произведение общего количества номеров (койко-мест) на число дней в году, в течение которых они могут использоваться:

Ф тах= Qгг+∑Qc*Tc

где Q г Qc — число номеров (койко-мест) соответственно круглогодичного и сезонного использования;

Т г, Гс — соответственно число дней в году, число дней сезонного использования.

Фактический номерной фонд — это фактически возможное количество номеров (койко-мест), которое может использоваться в течение данного временного периода, умноженное на количество используемых дней.

Коэффициент заполняемости гостиницы можно рассчитать, используя формулы расчета точки безубыточности:

Кз=Zед. пост/(Цед-Zед.пер.)

где Zед. пост — средние постоянные затраты на один номер (койко-место), руб.; Zед.пер — переменные затраты на один номер (койко-место), руб.; Цед — цена номера (койко-места), руб. (При различной стоимости номеров необходимо использовать среднюю цену номера.)

Используя эту формулу расчета коэффициента заполняемости, можно рассчитать минимальную стоимость номера, при которой окупятся все затраты гостиницы (при определенном желаемом уровне заполняемости).

Для оценки эффективности работы службы портье по продаже номеров при различной их стоимости можно применить показатель средней цены продажи гостиничного номера среднесуточной стоимости Цср.г.н:

Цср.г.н=Vн.ф/Qпр

где К„ ф — выручка (доход) от реализации номеров; Qnp — общее количество проданных номеров.

Чем выше уровень загрузки гостиницы, тем выше может быть средняя цена продажи гостиничного номера, т.е. средняя цена продажи номера зависит от уровня заполняемости гостиницы.

Наиболее распространенными методами оптимизации среднесуточной стоимости гостиничного номера являются распродажа дефицита и управление процентным доходом.

Первый метод заключается в том, что осуществляется демонстративное подчеркивание престижных моментов до сих пор почему-то не занятого номера, например отмечается, что он более просторный, у него удобное расположение, из его окон лучший вид и т. п.

Второй метод заключается в том, что клиенты, которые резервируют номер и вносят за него деньги задолго до момента заезда, могут оплатить его по льготным тарифам в отличие от тех, кто заказывает номер накануне. При этом для повышения дохода от использования номерного фонда необходимо осуществлять прогнозирование спроса на интересующий клиента период и назначать в соответствии с этим прогнозом оптимальные цены за но­мер. При расчете цены номера по этой методике необходимо учитывать не только время, за которое производится резервирование, но и тип резервируемого номера. Например, если один человек снимает двухместный номер или номер люкс, то цена такого номера должна быть не меньше, чем стоимость эталонного одноместного номера. Если номер резервируют два и более человек, то он должен приносить отелю больший доход, чем если бы его снимал один человек.

Для гостиницы также интересен показатель загрузки Кср, обозначающий среднее количество гостей на один проданный номер:

Кср=Nчел/Qпр

где Nчел общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде.

Для более четкого представления о качественной стороне загрузки номерного фонда можно применить показатель, называемый процентом двойной загрузки Кср. На практике его еще называют процентом многократной загрузки (он показывает долю номеров, занятых более чем одним человеком):

Кд.з=(Nчел-Qпр)/Qпр*100

Этот показатель рассчитывают в гостиницах, которые располагают не только одноместными, но и многоместными номерами. Он также может применяться при оценке потребности в персонале, например горничных, на конкретный период.

Широкое применение в гостиничном бизнесе имеет показатель процента занятости койко-мест Кк.м:

Кк-м=Qз.к/Qс.к*100

где Qз.к, Qс.к число занятых и свободных кроватей соответственно.

Данный показатель весьма полезен при определении эффективности работы персонала гостиницы, поскольку полная его загрузка будет осуществляться только при 100%-м заполнении гостиницы.

Другой показатель, который также характеризует эффективность работы персонала гостиницы, — доходная ставка на одного клиента (доход на одного гостя от реализации номерного фонда за определенный период) Дед:

Дед=Vн.ф/Nчел

где Vн.ф — общая выручка от номерного фонда.

Необходимо учитывать, что чем больше будет продано номеров с одноместным размещением, тем выше будет этот показатель.

Для оперативного управления службой горничных, являющейся самой крупной по штату службой в номерном фонде, и определения оптимального режима их работы многие гостиницы применяют показатель, определяющий среднюю загрузку горничной:

_

Q убр=Qзан/n

_

где Q убр — среднее количество убранных номеров в день; Q зан — количество занятых номеров; п — количество горничных/смен.

Поскольку гостиница оказывает и определенный дополнительный набор услуг, то полезно рассчитать эффективность работы персонала по выполнению данных услуг, например в питании:

ДПИТQПИТ/Qразм

где ДПИТQ — доход от продажи напитков и продуктов в расчете на один номер; ДПИТ — общий доход от продажи напитков и продуктов; Qразм — число номеров, выделенных под размещение.

Все приведенные выше показатели, как правило, рассчитываются за конкретный период, который определяется исходя из производственно-управленческой необходимости, и способствуют оценке экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.

Существует множество различных критериев и показателей, при помощи которых можно оценить результаты функционирования как экономики в целом, так и отдельно взятого предприятия гостиничного комплекса, но в условиях рыночной экономики основными показателями оценки хозяйственной деятельности предприятия являются показатели прибыли и рентабельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.