Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины

Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии станов­ления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содер­жание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках еди­ного курса на основе общих концептуальных теоретических положений бе­зопасности деятельности человека объединяет знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безо­пасности в различных ситуативных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:

- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье: на производстве, вследствие экологических катаст­роф или в результате их совокупного воздействия;

- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;

- единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предме­та, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсиколо­гии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом прием­лемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов):

1) теоретические основы и методология безопасности деятельности чело­века;

2) производственная (технологическая) безопасность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со сторо­ны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматриватьих в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения и шум будут рассмотрены в разделе "Технологичес­кая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и эколо­гическую безопасность.

Основная цель курса "Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в об­ласти безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры спе­циалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности.

Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач:

- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности;

- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопас­ности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного бла­гополучия;

- освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах " Человек - Машина - Окру­жающая среда " с учетом психо-физиологических особенностей жизнедея­тельности;

- формирование обоснованных подходов к проектированию новой тех­ники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных ре­шений в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

1.4. Теоретические и практические основы безопасности в системе "человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации"

 

В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Опреде­лим основные из них.

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опас­ность, человек, защита.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явле­ния и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здо­ровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в опреде ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здо ровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедливы для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не подразделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявлени размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровен шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране:

 

(Россия),

 

здесь: n - число летальных исходов за год;

N - общее число работающих.

 

 

Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (данные США):

 

автотранспорт - 3*10-4

падение - 9*10-5

пожар и ожог - 4*10-5

станочное оборудование - 1*10-5

огнестрельное оружие - 1*10-5

воздушный транспорт - 9*10-6

железнодорожный транспорт - 4*10-6

электрический ток - 6*10-6

молния - 5*10-7

ядерная энергия - 2*10-10

 

Общий риск США 6*10-4 Россия 1.7*10-3

 

Приемлемый риск = 1*10-6, хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом (=3*10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (=2*10-10).

 

 

2.СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ"

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности | Современные представления о человеке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.