Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное познание и его формы. Социально-историческая, деятельная природа знаний




Социально-историческая, деятельная природа знаний.

Гносеология. Философия научного познания.

Тема 12.

 

Отношение человека к миру, познание и преобразование мира->дна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот во-ос раскрывает другую сторону основного вопроса философии, где вы­ясняются соотношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать деиствительность.

Важное значение при этом имеет положение о том, что основным критерием истинности знаний является предметная, практическая дея­тельность человека. А это часть всей реальной жизни человека, которая сопровождается мышлением, эмоциями, волей и памятью.

Субъект и объект. Под субъектом в философии понимается отдельный человек или со­циальная группа, все человечество, общество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом называется часть материального мира или духовной сферы, на которую направлена познавательная дея­тельность субъекта. Иными словами, субъект- это тот, кто познает, а объект - это то, что познается.

В роли объекта могут выступать природа, общество и мышление. При этом важно помнить, что если природные процессы происходят без участия человека, его сознания (имеется в виду "первая природа), то законы общества реализуются в процессе сознательной, активной дея­тельности людей и не могут существовать вне общества, вне материаль­ного ("вторая природа"), духовного, не задевая интересов людей.

 

Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека- это своеобразные окна, кото­рые позволяют воспринимать мир.

Ощущения — это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъектив­ный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия мате­риальных предметов на органы чувств человека. Важно заметить, что ощущение - исходный, самый простой элемент познания.

Ощущения дают первую, элементарную форму отражения отдель­ных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной реальности.

На основе ощущений возникает более сложная форма чувствен­ного познания - восприятие, которое является результатом синтезиро­вания разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.

Восприятие- это целостный образ, который отображает предме­ты и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. В этом слу­чае проявляется более высокая форма чувственного познания - пред­ставление.

Представление - это высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже "отрыв" мысли от действительно­сти, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосреду­ются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления-образы, человек может творчески комбинировать ощущения и восприятия и на этой основе создавать новые образы (представления).

Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей.

Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, умственного по­знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.