Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика социального познания

Социальная философия.

Тема 14.

Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духов­но-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосер­дие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влия­ние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.

Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъ­екта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое един­ство материального и духовного, объективного и субъективного.

Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сфе­ру практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря это­му обстоятельству субъект социального познания имеет сложный сис­темный характер.

Успех социального познания зависит от многих моментов- во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъ­екта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.

Маркс сформулировал один из основных принципов соци­ального познания: социальное познание не есть пассивное созерца­ние объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличи­вать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.

Следует отметить и другую крайность — объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей

Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению пре­дыдущими поколениями определенных действий выявляются инвари­антные, существенные связи, при этом субъективная сторона активи­зируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность Законы общест­ва проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социаль­ного познания.

Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основ­ных гуманитарные, социально-экономические и социально-философ­ские знания.

Системообразующей основой всех социальных знаний явля­ются социально-философские знания. Они возникают на базе обоб­щения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии чело­века, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных сис­тем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.

Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "'мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих цен­ностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъек­тивного и объективного. Интерпретация фактов может быть как прав­дивой, так и ошибочной.

Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими усло­виями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерно­стей развития.

Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.

Таким образом, познавательные возможности общества склады­ваются в результате его практически-познавательной деятельности и из­меняются с ее развитием.

2. Общество: основы философского анализа.

Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по произ­водству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность.

Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систе­му - общество.

Общество возникает и существует, таким образом, при взаимо­действии двух факторов: деятельности и общественных отношений.

Общественные отношения многообразны. Выделяют экономи­ческие, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общест­венных отношений между людьми» между человеком и миром. Об­щество - это "сам человек в его общественных отношениях"1.

Существует множество философских концепций общества, одна­ко каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества | Теоретические модели общества и современность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.