Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная сфера жизни общества




Тема 15.

Дальнейший всемирный прогресс возможен только через поиск общечеловеческого консенсуса.

1. Понятие духовной жизни общества и общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания

Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей.

Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в се­бя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.

Духовное производство составляет деятельность людей по по­знанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художни­ками, которые создают духовные ценности - научные теории, произве­дения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства, знания, представления о мире.

Духовное общение - это деятельность людей по обмену, распро­странению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание), информация о приобщении к духовным ценностям — их духовном по­треблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, те­левидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях.

В процессе духовного общения и потребления духовных ценно­стей формируется индивидуальное сознание людей, развивается созна­ние общества, в том числе и общественное сознание.

Общественное сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни лю­дей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.

Общественное сознание порождается материальными усло­виями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "люди, которые развивают свое материальное производство и свое материальное обще­ние (производственные отношения), изменяют вместе с этой деятельно­стью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"1.

Отражение общественного бытия - сложный и многократно опо­средованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного бытия, экономика, классовые отношения и т.д.

Общественное бытие влияет на общественное сознание не ме­ханически, а через материальные и духовные потребности, которые возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.

Общественное сознание по своему содержанию и специфическим формам носит исторический характер. Сознание существует только как сознание определенной исторической эпохи, определенной общест­венно-экономической формации. Разное общественное бытие в каждой формации порождает разнообразные типы общественного сознания.

На ранних ступенях развития общественное сознание не делилось на разные формы. Примитивному общественному бытию первобытных людей, низкому уровню материального производства соответствовало примитивное недифференцированное сознание. Умственная работа не отделялась от физической, сознание людей было непосредственно впле­тено в материальную деятельность и в материальные отношения людей, условия реальной жизни. Но уже в доклассовом обществе на определен­ных ступенях трудовой деятельности возникли зародыши таких форм общественного сознания, как искусство, мораль, религия.

С разделением труда, с появлением частной собственности, классов и государств общественная жизнь стала значительно сложнее. Соответ­ственно усложнилось и приобрело иной характер общественное сознание. Разделение труда на физический и умственный, превращение последнего в монополию господствующего класса означало все большее обособление сознания от материальной практики людей Сознание приобрело от­носительную независимость от общественного бытия, именно поэтому общественные идеи и теории обладают известной степенью независимо­сти, определенной самостоятельностью по отношению к экономическому строю общества

Под относительной самостоятельностью подразумевается спо­собность общественного сознания развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

В гносеологическом плане — природой самого сознания как отра­жения бытия, его творчески действенной активностью Сознание не про­сто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, про­никнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать.

В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой сте­пени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они су­ществуют в органическом единстве

Относительная самостоятельность общественного сознания про­является

а) в преемственности духовного развития человечества Общест­венные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте Они разрабатываются на основе идейного материала предшест­вующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития Причем различные общественные группы черпают в мыслительном материале прошлого разное идейное содержание,

б) в том, что общественные теории, идеи имеют способность опе­режать ход исторического развития через моделирование будущего,

в) общественному сознанию в целом свойственна тенденция отставания от общественного бытия Пережитки прошлого особенно упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств, представлений Они обладают огромной силой инерции,

г) в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли Сила и действенность обществен­ных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять практическую силу. Чтобы осуществиться в действительности, идеи должны захватывать массы, воодушевлять их, побуждать к действию.

2. Диалектика общественного и индивидуального сознания

 

Индивидуальное и общественное сознание существуют в диалек­тическом единстве Формирование индивидуального сознания происхо­дит под влиянием условий жизни индивида и вследствие его активного взаимодействия с другими людьми, с окружающей социальной средой, куда входит и общественное сознание Можно выделить два основных момента, которые характеризуют значение общественного сознания для формирования индивидуального

Во-первых, именно связь с общественным сознанием позволяет отражать действительность в форме индивидуального (идеального). Как известно, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Чтобы правильно понять это положение, необходимо учитывать, что "человеческая голова" су­ществует в обществе, что, изолированная от общества, от общественно­го сознания, она не способна "по-человечески" превращать материаль­ное в идеальное. Идеальное существует только будучи привязанным к трем пунктам объекту, человеку и общественному сознанию, которое аккумулирует в себе социально выработанные предшествующим разви­тием человечества формы отражения действительности Средством свя­зи индивидуального и общественного сознания является язык Усвоение языка, закрепленных в нем значений и есть линия становления индиви­дуального сознания с его способностью деятельности в духовном плане.

Во-вторых, с помощью общественного сознания человек получа­ет необходимые знания, усваивает культуру, идеологию, систему ценно­стей, норм и т.д. Общественное сознание создает атмосферу, в которой осуществляются практическая деятельность, повседневная жизнь людей, отражаются большие и малые проблемы, которые возникают в жизни отдельных коллективов, наций, всего общества.

Сознание личности в сущности своей является сознанием общест­венным, поскольку всякий индивид является продуктом общественных условий своего времени.

Отношение индивидуального сознания к общественному опосре­дуется многими обстоятельствами: возрастом, образованием, способом жизни и характером деятельности индивида, его потребностями, интере­сами, уровнем культуры и т.д. Поэтому усвоение индивидом обществен­ного сознания является избирательным, и в этом отборе также проявля­ется индивидуальность человека.

В общественное сознание индивидуальное входит не во всем объеме, а частично, отдельными своими сторонами, моментами. Общественное сознание сохраняет то, что их роднит, то, что для них яв­ляется общим, повторяющимся, характерным.

Индивидуальное и общественное сознание исторически возника­ют одновременно, поскольку человек с самого начала является по своей сути существом общественным. Общественное сознание формируется на протяжении всего периода развития общества.

Определяющая роль общественного сознания по отношению к индивидуальному является объективной закономерностью, кото­рая проявляется прежде всего в том, что индивидуальное сознание в основном, главном может совпадать или не совпадать с общест­венным. В свою очередь несовпадение индивидуального сознания с общественным имеет двойственный характер: оно или опережает обще­ственное сознание, или отстает от него. Но во взаимодействии общест­венного и индивидуального сознания ведущим выступает первое. Оно является предпосылкой возникновения индивидуального сознания, ус­ловием формирования духовного мира человека. Своей идеологической стороной общественное сознание определяет социальную направленность духовной жизни человека, его мироощущение и миропонимание.

Другой важнейшей закономерностью развития духовной жизни общества является противоречивый характер взаимодействия общест­венного и индивидуального сознания. Противоречивое взаимодействие между общественным и индивидуальным сознанием проявляется в том, что первое представляет собой непрерывный духовный процесс, в то время как другое развивается прерывисто.

 

3. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания.

Общественное сознание имеет сложную структуру, в нем выде­ляются разные формы и уровни, которые взаимосвязаны, взаимодейст­вуют друг с другом. Вместе с тем, сознание целостно, и люди обладают разными его формами и уровнями одновременно.

К уровням общественного сознания относятся: обыденное (по­вседневное) сознание, массовое сознание, общественная психология и теоретическое сознание.

Обыденное сознание - это повседневное, будничное понимание людьми разнообразных общественных явлений, например, собственно­сти, классов, государства, их оценки событий, общественной мысли На основе обыденных знаний (правильных и неправильных) и интересов у людей возникают разнообразные (политические, моральные, эстетические и т.д.) цели и задачи повседневной деятельности.

Общественная психология - это совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе их жизненного опыта и личных на­блюдений.

Общественная психология выступает духовным стимулом разно­образной практической деятельности людей. В соответствии с мораль­ной психологией (моралью) складывается мораль общества, нравствен­ные отношения людей - их поведение, которое регулируется моралью, на основе эстетических понятий, вкусов, идеалов и интересов возникает художественная деятельность людей по созданию произведений искус­ства, а также эстетические отношения в обществе; в соответствии с ре­лигиозной психологией складываются религиозные отношения, религи­озные обряды и т.д.

Конкретные исторические условия порождают определенный тип общественной психологии, который складывается на основе данных экономических отношений.

К теоретическому сознанию следует отнести идеологию и науч­ные знания, теории. В соответствии со своими коренными интересами и для их осуществления социальные группы создают разные теории, оп­ределяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию.

Идеология - это система идей, взглядов и теоретических прин­ципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положение разных социальных групп в системе общественных отношений Но между ними существуют глубокие различия.

Идеология - это систематизированное и теоретически осмыслен­ное отражение общественного бытия с позиций определенных классов Она не возникает стихийно (как общественная психология) и не разра­батывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса

Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп, классов.

В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества направ­ляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникнове­нию идеологических отношений, например политики

Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей.

Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, эстетическое сознание, религиозное и моральное соз­нание, философия, наука. Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются - социальные группы людей отражают общественные явления целостно, одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения.

В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношений и в единой и неделимой исторической дея­тельности людей заключается объективная основа единства разно­образных форм общественного сознания.

Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность по­явления разных форм общественного сознания Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общест­венная потребность, уровень развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.