Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Населения

Объект и предмет демографии. Воспроизводство

Состояние

Становление демографии как науки и ее современное

Демография как отрасль знаний о населении.

Тема 1

Введение

 

Введение учебной дисциплины «Демография» в курс подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления обусловлено необходимостью решения крайне обострившихся проблем демографического развития населения России. Высокая естественная убыль населения страны (превышение смертности над рождаемостью) поставила перед органами власти и управления Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований задачу достижения замедления темпов депопуляции с переходом к стабилизации демографических процессов.

Разработанная Правительством РФ Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определяет для страны в целом и регионов в качестве целевой функции проведение активной демографической политики.

Проблемы депопуляции и нерациональной миграции, затрагивающие национальные интересы страны, в организационном плане должны решаться работниками органов государственного и муниципального управления. К сожалению, в настоящее время число специалистов, имеющих необходимые знания, умения и навыки для работы в сфере регулирования демографических процессов, крайне ограничено. Кроме того, подготовка по демографии необходима не только работникам органов управления, связанных с вопросами воспроизводства населения и трудовых ресурсов, но также и других управленческих структур, в ведении которых находятся различные аспекты развития материального производства и социальной инфраструктуры и, прежде всего, таких её отраслей как здравоохранение, образование, социальное обеспечение.

 

В данной теме рассматриваются: объект и предмет демографии как науки, сущность понятия «воспроизводство населения», этапы становления демографии как науки, основные разделы демографии и используемые ею методы исследования, взаимосвязь демографии с другими областями научного знания.

Под объектом науки понимают определенную область действительности, на которую направлен процесс научного познания.

Под предметом науки понимают наиболее значимые свойства, характеристики, особенности объекта исследования, которые подлежат непосредственному изучению для решения конкретных научных или практических задач.

В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении (с древнегреческого означает «народоописание»: «демос» - народ, «графио» - пишу).

Становление данной науки явилось результатом длительного эволюционного процесса, отражающего изменение не только взгляда на предмет демографии, но и самого предмета этой науки, в ходе которого лишь постепенно сформировалось представление о демографии как о самостоятельной науке с собственным предметом исследования.

Термин «демография» был введен в научный оборот французским ученым А. Гийяром (1799 – 1876 гг.) в книге «Элементы статистики человека или Сравнительная демография» (1855 г.).

А. Гийяр определил демографию как «естественную и социальную историю человека, или математическое изучение человека, его физических, гражданских, интеллектуальных и моральных свойств». Данное им определение демографии носило в основном статистико-описательный характер и не выходило за рамки преимущественно математического изучения населения.

Лишь к середине 20 века сложилось представление о демографии как о науке, изучающей воспроизводство населения.

Воспроизводство населения как предмет демографии - это процесс непрерывного возобновления его численности и структур в результате смены поколений через процессы рождаемости, смертности и миграции.

Демография изучает как количественные изменения населения, так и его качественные характеристики, а также факторы, их обусловливающие. Таким образом, постепенно в демографии происходит переход от описания населения к объяснению закономерностей его изменения.

Различные трактовки самого понятия «воспроизводство населения» определяют соответственно «узкое» и «широкое» понимание предмета демографии.

В «узком» смысле воспроизводство населения ограничивается лишь процессами естественного воспроизводства (движения) населения, а в «широком» смысле - включает также миграционное и социальное воспроизводство населения.

К процессам естественного воспроизводства населения относятся: рождаемость, смертность, а также брачность и разводимость; миграционного воспроизводства – процессы прибытия и выбытия населения.

Под социальным воспроизводством населения понимается изменение качественных структур населения: социальной (по общественным группам и подгруппам, по уровню дохода), профессионально-квалификационной, образовательной, - в целом, воспроизводство населения определенного качества.

Таким образом, демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно исторической и социальной обусловленности этого процесса.

В рамках демографической науки разработана концепция демографического перехода, призванная объяснить историческую смену типов воспроизводства населения под влиянием различных факторов.

В отличие от демографии, предметом статистики населения являются количественные закономерности формирования численности, размещения и структур населения, тенденций рождаемости, смертности, брачности, разводимости и миграции.

Современную демографию можно рассматривать как систему знаний, состоящую из четырех основных блоков:

1. научные направления демографии:

- теоретическая демография,

- история демографии,

- экономическая демография,

-этническая демография,

- региональная демография,

- военная демография,

- медицинская демография,

- социальная демография.

2. Источники данных и методы, используемые в демографии.

3. Демографическое прогнозирование.

4. Демографическая политика.

Сложность современных демографических процессов требует объединения усилий разных наук для решения демографических задач. Такими сопредельными с демографией науками являются: социология, геронтология, этнография, генетика, география населения, экология, биология, экономика народонаселения, социальная психология. Так, экономическая география рассматривает характеристики населения при исследовании проблем расселения, учитывает миграцию как фактор изменения систем расселения и экономического потенциала регионов; для социологии важен поведенческий аспект жизнедеятельности населения; экономика народонаселения исследует экономическую активность населения, профессиональную и отраслевую структуры занятости.

Методами исследования в демографии являются:

- общестатистические методы (методы группировок и расчета показателей интенсивности демографических процессов - демографических коэффициентов);

- социологические методы (используются для исследования причин и мотивации демографического поведения населения, изучения мнений по вопросам рождения детей, разводов, миграции, самосохранительного поведения (здоровья) населения);

- методы математического моделирования (метод когорт или реального поколения – используется для углубленного анализа репродуктивного поведения населения; метод математических функций и метод передвижки возрастов как методы демографического прогнозирования; метод демографических таблиц – построения вероятностных математических моделей);

- методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющие устранить влияние структурных факторов на демографические коэффициенты и выявить чистую интенсивность демографических процессов;

- графоаналитические методы (возрастно-половые пирамиды).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Демография | Становление демографии как науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.