Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение процессов естественного движения населения. Репродуктивное поведение населения




Тема 4

 

В данной теме рассматриваются: показатели и методы оценки рождаемости, смертности, естественного движения населения; понятие репродуктивного поведения населения и методы его изучения

 

Основными процессами естественного воспроизводства населения являются процессы рождаемости и смертности.

Рождаемость выступает как биологическим, так и социальным процессом, который подчиняется действию социальных сил и закономерностей, а также биологических и физиологических факторов.

Как процесс деторождений рождаемость следует отличать от плодовитости как биологической способности к рождению детей. Рождаемость представляет собой реализацию плодовитости, или т.н. биологического потенциала рождаемости, выступая проявлением (результатом) репродуктивного поведения населения, регулируемого системой соответствующих социальных норм и установок.

Как правило, средняя плодовитость человека не превышает 15-16 рождений за весь репродуктивный период, в то время как рождаемость составляет всего 1-2 рождения.

Для оценки уровня рождаемости применяются следующие показатели:

- общий коэффициент рождаемости,

- повозрастные коэффициенты рождаемости,

- специальный коэффициент рождаемости,

- суммарный коэффициент рождаемости,

- коэффициент детности,

- показатели «календаря» рождений и очередности рождений.

Общий коэффициент рождаемости является «грубым» измерителем рождаемости, сильно зависящим от демографической структуры населения, в т.ч. возрастно-половой и брачной.

Общий коэффициент рождаемости CBR определяется как отношение общего числа рождений к средней численности населения за период. Измеряется на 1000 человек населения, в промилле:

B

CBR = ----------- * 1000, (14)

Pcр * T

 

где:

B – число родившихся за период,

Т – длина периода.

Для устранения влияния демографических структур на показатели рождаемости рассчитываются повозрастные, специальный и суммарный коэффициенты рождаемости.

Повозрастные коэффициенты рождаемости показывают, какой «вклад» в процесс воспроизводства населения вносят отдельные возрастные группы репродуктивного (фертильного) контингента женщин (в возрасте от 15 до 49 лет). Данные коэффициенты позволяют определить «чистую» интенсивность рождаемости, свободную от влияния возрастной структуры всего населения и женщин репродуктивного возраста, в частности.

Повозрастные коэффициенты рождаемости ASFRх рассчитываются как отношение числа рождений у женщин определенного возраста Bх к среднегодовой численности женщин этого возраста Fх. Измеряются на 1000 человек населения, в промилле:

 

Bх

ASFRх = ------- * 1000 (15)

Fх

 

Специальный коэффициент рождаемости GBR рассчитывается по отношению только к численности женщин репродуктивного возраста 15-49 лет F15-49:

B

GBR = -------- * 1000 (16)

F15-49

 

Соотношение общего и специального коэффициентов рождаемости отражает следующая формула:

F15-49

CBR = GBR * Δ15-49 = GBR * --------, (17)

Р

где:

Δ15-49 – доля женщин репродуктивного возраста во всем населении.

Наиболее точным измерителем уровня рождаемости является суммарный коэффициент рождаемости, не зависящий от особенностей возрастной структуры населения.

Суммарный коэффициент рождаемости TFR характеризует среднее число детей, которое родит женщина в течение всего репродуктивного периода при условии сохранения той интенсивности повозрастной рождаемости, которая наблюдалась в год, для которого вычислен коэффициент:

49

15 ASFRх

TFR = --------------- (18)

 

 

Если для расчета суммарного коэффициента рождаемости используются повозрастные коэффициенты рождаемости по 5–ти летним возрастным интервалам, то показатель рассчитывается по формуле:

 

49

5* ∑15 5ASFRх

TFR = ----------------------, (19)

 

где:

5ASFRх – повозрастные коэффициенты рождаемости, рассчитанные по 5-ти летним возрастным интервалам.

Суммарный коэффициент рождаемости выше 4,0 оценивается как высокий, менее 2,15 – низкий.

При современном уровне смертности в России для обеспечения простого воспроизводства населения показатель «суммарный коэффициент рождаемости» должен находиться в пределах 2,14 – 2,15 рождений.

Коэффициент детности CWR является структурным коэффициентом, характеризующим отношение численности детей в возрасте 0-4(9) лет Ch0-4(9) к численности женщин репродуктивного возраста 15-49 лет F15-49:

Ch0-4(9)

CWR = ------------ (20)

F15-49

 

Используется для оценки рождаемости в том случае, если данные о числе рождений отсутствуют или ненадежны. Недостатком данного показателя является его высокая чувствительность к младенческой и детской смертности и недоучету детского населения.

Кроме того, для анализа рождаемости и репродуктивного поведения населения используются показатели «календаря» рождений, характеризующие интервалы между рождениями и распределение рождений на протяжении всего репродуктивного периода, а также показатели очередности рождений.

Так, для многодетного репродуктивного поведения характерен низкий возраст рождения первого ребенка, короткие интервалы между рождениями и рождения на протяжении всего репродуктивного периода; для малодетного, наоборот, - растущий средний возраст рождения первого ребенка, увеличивающиеся интервалы между рождениями.

Распределение родившихся по порядку рождения является индикатором, более точно отражающим реальные сдвиги в рождаемости. Высокая доля детей, рожденных первыми, в общем числе родившихся свидетельствует о низком общем уровне рождаемости.

Объяснение динамики рождаемости и выявление факторов, обусловливающих изменение режима рождаемости, предполагает использование сложного логического аппарата, затрагивающего все уровни этого процесса. При исследовании факторов рождаемости важно установить не только перечень этих факторов, но и степень воздействия на процесс каждого из них.

Для выявления возможных перспектив рождаемости и выработки направлений демографической политики важное значение имеет разграничение структурных и поведенческих факторов рождаемости.

Изучение потребности в детях неразрывно связано с исследованием личности, ее социально-экономических и социально-психологических характеристик. Изучение потребностей в детях может служить целью проводимых социологических обследований для выявления возможных перспектив повышения рождаемости.

Посредством социологических опросов населения выявляются показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей в семье, позволяющие судить о репродуктивных установках населения.

Репродуктивное поведение – это склонность индивида поступать тем или иным образом во всех вопросах, связанных с рождением детей (число детей, применять или не применять контрацепцию, мнения и высказывания на эти темы и т.д.). Это поведение не стихийный процесс, а система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения, это результат сознательного волеизъявления супругов.

Термин «репродуктивное поведение» применяется прежде всего для обозначения тех действий и отношений, которые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла.

Различают три типа репродуктивного поведения – многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное – потребность в 3-4 детях и малодетное – потребность в 1-2 детях.

Если число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшение условий не приведет к повышению этого числа. Но если имеющееся число детей меньше уровня потребности, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно повысить число рождений.

Репродуктивное поведение обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности компонентов: репродуктивные потребности, установки, мотивы, интересы, планы, решения, действия, результаты действий. В качестве результатов репродуктивных действий оказываются не обязательно рождение детей, но и противозачаточные меры и аборты.

Репродуктивное поведение развивается в последовательности от формирования потребностей и установок к действиям и результатам. Исследование репродуктивного поведения происходит в обратной последовательности – от результатов поведения и действий к потребностям через установки и мотивы.

Репродуктивная установка является психическим регулятором поведения, определяющим предрасположенность личности к процессу деторождения. Она определяет согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей в семье.

Выявить и изучить данную установку можно только анализируя серию поступков человека, либо ответы на соответствующие вопросы. Ведущие исследователи этой проблемы отмечают, что никаким набором вопросов нельзя точно измерить установку, можно ее лишь выявить – с большей или меньшей степенью точности.

Одним из основных методов изучения репродуктивных установок, получившим наибольшее распространение, является изучение мнений населения (женщин) о числе детей в семье. Задача обследования мнений состоит в том, чтобы на основании ответов опрошенных составить более или менее точное представление о том психологическом настрое женщин, который определяет существующий и определит перспективный уровень рождаемости.

В настоящее время выработан определенный круг вопросов, которые характеризуют важнейшие стороны репродуктивной установки. Наибольшее распространение получили вопросы об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей.

Идеальное число детей – социально-нормированная полная потребность семьи в детях, отражение социальной нормы в сознании личности при абстрагировании от всяких личностных особенностей и условий жизни. Вопрос об идеальном числе детей можно задавать разным контингентам: замужним и незамужним, подросткам, молодым людям, только вступающим в брак и т.д. Исследования свидетельствуют, что мнения об идеальном числе детей несут в себе меньше всего неопределенности, они более однотипны.

Сведения об идеальном числе детей получают как ответ на специальные вопросы при обследованиях населения. Наиболее распространены вопросы типа: «Каково, по Вашему мнению, наилучшее (идеальное) число детей в семье?», «Сколько детей лучше всего вообще иметь в семье?». Иногда подчеркивается, что вопрос касается семей того же круга или живущих в тех же условиях.

Исходя из зарубежного опыта, можно сформулировать и такой вопрос: «Какое, по Вашему мнению, идеальное число детей для средней семьи?».

Опыт имеющихся обследований показывает, что возможно выяснение двух типов идеалов: идеала для общества в целом и идеала для свой среды (домохозяйки, интеллигенция, рабочие, предприниматели и т. д).

Желаемое число детей – индивидуальная потребность личности в детях. Это число детей, которое человек предпочел бы иметь в своей семье исходя из собственных склонностей, без учета конкретных обстоятельств жизни и индивидуальной биографии. Желаемое число связано с ценностной ориентацией личности, с особенностями ее социализации, семейного опыта. Вопрос о желаемом числе детей позволяет выявить личные предпочтения респондентов в отношении числа детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало ему осуществить свое желание. Вопрос необходимо сформулировать таким образом, чтобы в нем не содержалось намека на зависимость от окружающих условий. Обычно вопросы формулируются следующим образом: «Сколько бы Вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого были все условия? Сколько детей Вы хотели бы иметь?». Эта та группа вопросов, которая предполагает ответ типа: «Мне хотелось бы, но…..», «Хочу …. детей, но…». В американских исследованиях этот вопрос обычно задается в такой редакции: «Если бы Вы могли иметь детей ровно столько, сколько хотите, какое это число могло бы быть?». В некоторых отечественных исследованиях этот вопрос звучит так: «Сколько бы Вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого были все условия?».

Показатель «Желаемое число детей в семье» имеет, по мнению ведущих ученых, большое значение при прогнозировании рождаемости. По результатам многих исследований известно, что репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются на протяжении жизни одного поколения. Показатели среднего желаемого числа детей в семье в меньшей степени, чем соответствующие показатели ожидаемого числа детей (более чувствительные к изменениям социальной среды), подвержены деформирующему влиянию возрастной структуры респондентов и, следовательно, более адекватно характеризуют репродуктивное поведение семьи.

По тем же причинам (т.е. в силу малой изменчивости репродуктивных потребностей на протяжении жизни одного поколения) уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старших поколений женщин к младшим имеет прогностическое значение, указывает на вероятное снижение потребности в числе детей в недалеком будущем (через 10-15 лет), когда младшие поколения женщин будут реализовывать свои установки на число детей.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью привычных экономических способов социальной поддержки семей: пособий, льгот и т.п. Люди никогда не станут иметь детей больше того числа (предела), которое они хотят.

Ожидаемое число детей – индивидуальный оптимум числа детей в конкретных условиях. Число детей, которое индивид намерен иметь в своей семье, учитывая конкретную жизненную ситуацию и личные предпочтения. Предполагается, что ожидаемое число детей в семье может считаться адекватным отражением индивидуального плана деторождения. Эта характеристика имеет смысл лишь для населения, в котором распространено внутрисемейное регулирование деторождений.

Информацию об ожидаемом числе детей получают как ответ на специальные вопросы при обследованиях населения. Наиболее распространенные формулировки вопросов: «Сколько детей Вы собираетесь иметь всего (включая рожденных)?», «Сколько еще детей Вы собираетесь иметь?», «Сколько предполагаете иметь еще детей?». Вопросы, как правило, адресуются замужним женщинам репродуктивного возраста.

Из параметров статистического распределения наиболее часто применяют среднюю арифметическую долю ожидающих то или иное число детей, а также среднее квадратическое отклонение как меру разнообразия ответов.

Этот показатель имеет особую значимость в связи с практическим использованием его для прогнозов населения. Интерпретация групповых характеристик ожидаемого числа детей связана с их использованием в прогнозировании числа рождений в реальной когорте по году рождения или в реальной брачной когорте. При этом предполагается, что разность между ожидаемым числом детей и числом рожденных детей есть число детей, которое в среднем намерены иметь члены когорты на протяжении предстоящей репродуктивной деятельности. Результаты обобщения опыта показывают, что эти намерения выполняются с достаточной степенью точности.

В результате ответов на вопросы об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей исследователи получают представление об индивидуальных потребностях опрошенных и о предполагаемой реализации этих потребностей. Разрыв между ними (т.е. идеалами и желаниями, с одной стороны, и ожиданиями – с другой) помогает понять, насколько субъективные мотивы, отражающие социально-экономические условия жизни, мешают реализовать потребность в детях, насколько важны те факторы, которые опрошенные считают ограничивающими.

В научной литературе в первую очередь исследуется влияние уровня благосостояния, в частности денежного дохода, на плодовитость населения. В СССР и современной России проводились обследования, которые, в числе других, ставили задачу определить, существует ли связь рождаемости с уровнем душевого или совокупного дохода семьи и каково ее направление, т.е. в группах с более высоким доходом рождаемость выше (прямая связь) или ниже (обратная связь). Изучением этих взаимосвязей занимались многие исследователи, но до сих пор не выработано единой точки зрения не только относительно тесноты этой связи, но и ее формы, и даже направления.

Результаты обследований, проводившихся в условиях стабильной экономической обстановки (60-е годы 20 столетия), не дали сколько-нибудь однозначных выводов: на основе материалов конкретных обследований доказываются прямо противоположные точки зрения.

Вместе с тем, результаты предшествующих исследований свидетельствуют, что из множества дифференцирующих факторов, определяющих репродуктивное поведение, наиболее значимыми являются: возраст, семейное состояние, число имеющихся детей, длительность брака, образование, национальность, религия, профессия, занятость физическим трудом, занятость умственным трудом, доход, жилищные условия.

Непосредственное воздействие конкретной жизненной ситуации на репродуктивную установку может проявляться в основном только в отношении той ее стороны, которая связана с принятием решения и поступком, т.е. в отношении ожидаемого числа детей. Два других показателя статистики мнений – желаемое и идеальное число детей – менее подвержены конъюнктурным колебаниям и их изменение во времени требует серьезного исследования.

Подлинные мотивы, побуждающие отдельных людей отказаться от желаемого числа детей и ограничиться меньшим числом детей, чем бы им хотелось, очень разнообразны. В большинстве случаев соответствующее поведение диктуется не одним каким-либо мотивом, а комплексом мотивов, из которых нелегко выбрать главный. В обследованиях проявляется существенная значимость таких мотивов как пьянство мужа, нехватка детских учреждений, недостаточное внимание к детям в детских учреждениях (дети часто болеют), социальный престиж, одобрение или осуждение референтной группы. Для выявления ограничивающих мотивов можно задать вопрос: «В том случае, если Вы имеете или собираетесь иметь меньше детей, чем хотели бы, то укажите, что Вам мешает?».

 

Изучение смертности населения необходимо для анализа демографической ситуации и воспроизводства населения, разработки демографических прогнозов и направлений демографической политики в сфере здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

Основными показателями для оценки смертности населения являются:

- общий коэффициент смертности,

- повозрастные коэффициенты смертности,

- коэффициенты смертности в трудоспособном возрасте,

- коэффициент младенческой смертности,

- коэффициент материнской смертности,

- коэффициенты смертности по причинам смерти.

Общий коэффициент смертности является «грубым» измерителем смертности, сильно зависящим от возрастной структуры населения.

Общий коэффициент смертности CMR рассчитывается как отношение числа умерших к среднегодовой численности населения за период. Измеряется на 1000 человек населения, в промилле:

 

 

D

CMR = ----------- * 1000, (21)

Pcр * T

 

где:

D – число умерших за период,

Т – длина периода.

Повозрастные коэффициенты смертности ASMRх определяются как отношение числа умерших в том или ином возрасте Dх к среднегодовой численности населения этого возраста Pх. Измеряются на 1000 человек населения, в промилле:

 

Dх

ASMRх = ------- * 1000 (22)

Pх

Коэффициент младенческой смертности показывает смертность детей в возрасте до 1 года. В отличие от остальных демографических коэффициентов, данный показатель рассчитывается по отношению к численности родившихся.

Показатель младенческой смертности является важным индикатором не только демографического, но и социально-экономического развития территории и страны в целом.

Интенсивность младенческой смертности является наиболее чувствительным индикатором неблагоприятных социальных условий, качества жизни, своеобразным измерителем доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям.

При расчете показателя следует учесть следующие особенности: среднегодовая численность возрастной группы 0-1 лет практически неопределима, вероятность смертности в начале и конце первого года жизни сильно различается, и, наконец, из совокупности детей, умерших в возрасте 0 лет в данном году, часть родилась в данном году, часть – в прошлом году.

Существует три способа расчета коэффициента младенческой смертности.

1 способ - коэффициент младенческой смертности IMR определяется как отношение числа умерших детей в возрасте до 1 года D0 к числу родившихся в этом же году B:

 

D0

IMR = -------- * 1000 (23)

B

 

2 способ – по формуле Й. Ратса (немецкий статистик, 1854 – 1933 г.) – применяется в случае, если известны только численности родившихся в данном и предыдущем году и умерших на первом году жизни, но неизвестно распределение умерших по поколениям:

 

D0

IMR = ----------------- * 1000, (24)

a*B1 + b*B-1

 

где:

D0 - число умерших детей в возрасте до 1 года в данном году,

B-1 - число родившихся в прошлом году,

B1 - число родившихся в данном году,

а, b - весовые коэффициенты, отражающие вероятность смерти в течение первого года жизни.

В настоящее время весовые коэффициенты принимаются равными ¾ и ¼, а в странах с очень низкими уровнями показателя - соответственно, 4/5 и 1/5.

3 способ используется в том случае, если известно распределение умерших детей по поколениям:

 

D0-1 D01

IMR = (------ + ------) * 1000, (25)

B-1 B1

где:

D0-1 - число детей, умерших в возрасте 0 лет, из числа родившихся в прошлом году B-1,

D01- число детей, умерших в возрасте 0 лет, из числа родившихся в данном году B1.

При анализе смертности детей в возрасте до года рассматривают несколько структур: возрастную, нозологическую (по причинам смерти), по месту смерти.

Самая низкая величина показателя младенческой смертности находится в пределах 3-5 умерших на 1000 родившихся и отмечается в ряде скандинавских стран (Швеция, Норвегия, Исландия) и Японии.

В целях оценки особенностей структуры причин смертности и выявления влияния тех или иных факторов на смертность населения, показатели смертности рассчитываются также по причинам смертности. Показатели смертности по причинам отражают влияние социально-экономических факторов, условий труда, экологической и санитарно-гигиенической обстановки.

К таким показателям относятся: общие и повозрастные коэффициенты смертности по причинам, а также коэффициенты смертности в трудоспособном возрасте по основным классам причин смертности.

В отличие от общего коэффициента смертности, коэффициенты смертности в трудоспособном возрасте по основным классам причин смертности рассчитываются не на 1000 человек, а на 100 тыс. человек населения.

Согласно правилам демографической и медицинской статистики, причины смертности устанавливаются в соответствии с Международной классификацией болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (1992 года).

При анализе структуры смертности по причинам необходимо особое внимание обращать на долю умерших от социально-обусловленных причин смертности (несчастных случаев, травм и отравлений), инфекционных и паразитарных болезней, болезней нервной системы.

Отдельно рассматривается структура причин младенческой смертности c выявлением интенсивности смертности от причин, зависящих от здоровья матери.

Интегральной оценкой смертности и в целом – качества жизни населения – является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это число лет, которое предстоит прожить поколению родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения будет сохраняться такая же повозрастная смертность, как и в году, для которого вычислен показатель. Показатель является наиболее адекватной обобщающей характеристикой смертности.

Поскольку общие демографические коэффициенты в значительной мере испытывают влияние возрастной структуры населения, в целях обоснованных межтерриториальных сравнений проводится стандартизация показателей смертности по возрасту, позволяющая устранить влияние возрастной структуры и определить «чистую» интенсивность данного демографического процесса.

Глобальные тенденции изменения структуры смертности и заболеваемости населения по причинам в демографии описывает концепция эпидемиологического перехода.

Термин «эпидемиологический переход» был предложен в 1971 году американским демографом А. Омраном в статье «Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения».

Главный тезис концепции основывается на выделении, в определенной степени условном, эндогенной и экзогенной составляющих смертности.

Эндогенная составляющая смертности обусловлена внутренними факторами, которые связаны с естественными процессами развития и старения человеческого организма или определяются его генетическими характеристиками.

Экзогенная составляющая смертности обусловлена факторами внешней среды - как природной, так и социальной (экологическая и эпидемиологическая обстановка, санитарно-гигиенические условия труда и быта, медицинские и социальные условия), а также поведенческими факторами, т.е. отношением самого населения к собственному здоровью.

Так, к числу экзогенных относятся такие причины смертности, как болезни органов дыхания, инфекционные болезни, травмы; эндогенных – болезни кровообращения, новообразования.

Вместе с тем, смертность от конкретной причины является, как правило, результатом совместного действия эндогенных и экзогенных факторов.

Суть концепции эпидемиологического перехода состоит в утверждении о радикальном, в историческом масштабе, изменении структуры смертности по причинам, при котором преобладание экзогенных причин смертности сменяется первенством эндогенных.

Начало это перехода относится к середине 19 века (хотя первые его признаки проявились еще в 18 веке), когда были достигнуты успехи в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний, улучшились санитарно-гигиенические условия жизни населения, что резко снизило смертность от инфекционных и эпидемических заболеваний и общую смертность.

Выделяют 4 стадии эпидемиологического перехода.

1 стадия - «заболевания и голод» - на этой стадии происходит ограничение и ликвидация смертности от особо опасных инфекционных заболеваний, принимающих характер массовых эпидемий или пандемий (чума, оспа, холера), а также голода.

2 стадия – «снижающаяся пандемия инфекционных заболеваний» - на данном этапе снижается заболеваемость и смертность от некоторых экзогенных причин, прежде всего, таких инфекционных болезней как туберкулез, желудочно-кишечные инфекции, детские инфекции.

Вместе с тем, на 2-ой стадии начинается рост заболеваемости и смертности от квазиэндогенных причин (смертность в результате накопленных экзогенных воздействий) – болезней системы кровообращения, новообразований, что является следствием роста психологических и физических нагрузок, загрязнения окружающей среды. Одновременно растет смертность от несчастных случаев.

3 стадия – «дегенеративные и профессиональные заболевания» - на этой стадии в результате совершенствования профилактики и лечения болезней, оздоровления среды обитания, улучшения условий труда и быта, распространения здорового образа жизни снижается не только заболеваемость, но и смертность от многих причин, увеличивается ожидаемая продолжительность жизни населения и средний ожидаемый возраст смертности от большинства болезней.

4 стадия – «отложенные дегенеративные заболевания» – стадия началась сравнительно недавно в странах с низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни. Происходит дальнейшее снижение смертности, в том числе, за счет прогресса в лечении врожденных заболеваний, снижается младенческая и детская смертность и смертность в пожилых и старческих возрастах.

В зависимости от темпов развития эпидемиологического перехода выделяют две его модели:

1 модель – классическая (западная), характеризующаяся ускоренными темпами перехода;

2 модель – современная, свойственная развивающимся странам с низкими темпами перехода, в которых по-прежнему сохраняется высокая младенческая и детская смертность (вследствие массовых инфекции, голода и т.п.).

 

Контрольные вопросы

1. Какие показатели применяются для оценки уровня рождаемости.

2. Что характеризует суммарный коэффициент рождаемости.

3. Дайте определение понятию «ожидаемая продолжительность жизни при рождении».

4. Какие показатели применяются для оценки уровня смертности.

5. В чем состоит особенность расчета коэффициента младенческой смертности.

6. В чем заключается суть концепции эпидемиологического перехода, стадии эпидемиологического перехода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.