Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции и проблемы миграции и миграционной политики в России в XX веке и на современном этапе




Тема 10

 

В данной теме рассматриваются: тенденции миграции в России в XX веке и на современном этапе, территориальные особенности миграционной ситуации, задачи по регулированию миграции

Тенденции изменения численности и возрастного состава населения, интенсивности рождаемости и смертности в немалой мере сложились под влиянием внешней для России (обмен населением с другими союзными республиками) и внутренней (межрегиональной и межпоселенной) миграции. Все эти годы миграция была важнейшим фактором не только непосредственного изменения населения мест выхода и вселения, но и межтерриториального перераспределения естественного прироста населения.

В миграционном движении населения России в 20 веке выделяются три наиболее важных в социально-демографическом отношении процесса.

1. Движение населения в богатые природными ресурсами и малозаселенные восточные и северные районы (Сибирь, Дальний восток, Северный Казахстан, Среднюю Азию) преимущественно из центрально-европейских областей, наиболее интенсивно происходившее еще в 30-е годы.

В восточные районы России с 1926 по 1939 годы переселилось около 4,4 млн. человек, или столько же, сколько за предшествующие 300 лет. Численность этих регионов по сравнению с началом 20 века увеличилась в 3 раза.

Большие коррективы в изменение территориального размещения населения вносили переселения, обусловленные Великой Отечественной войной, и связанные с ними возвратные процессы в миграции населения между европейскими и восточными районами и бывшими союзными республиками.

Со второй половины 50-х и до середины 70-х годов миграция способствовала только уменьшению российского населения. Россия в этот период была донором по отношению к экономически слабо развитым юго-восточным регионам бывшего СССР, поставляя туда высококвалифицированных специалистов, и просто молодое трудоспособное население. Суммарные миграционные потери за 20 лет (1956-1975 годы) превысили 2,3 млн. человек или 9% естественного прироста. Этот отток затрагивал наиболее активную часть репродуктивного и трудового потенциала.

К середине 70-х годов завершился возврат населения в европейские районы и после двадцатилетнего перерыва Россия становится центром притяжения населения извне. До конца 80-х годов миграционный прирост составил 2,7 млн. человек и превзошел предыдущие миграционные потери страны.

В это время в интенсивное хозяйственное освоение восточных и северных территорий России активно вовлекается население других республик бывшего СССР и европейских территорий России. За 1976-1990 годы миграционный прирост Сибири и Дальнего Востока составил 25% общего прироста населения данного региона.



Параллельно большие миграционные потери несли центрально-европейские территории России, которые за 40 лет (1951-1990 годы) составили для Северо-Западного (без Санкт-Петербурга и Ленинградской области), Центрального (без Москвы и Московской области), Волго-Вятского и Центрально-Черноземного экономических районов 29% общего снижения населения в результате миграции.

Таким образом, миграционные процессы обусловили интенсивное изменение размещения населения и трудовых ресурсов в границах России – из старообжитых центрально-европейских регионов в пользу слабозаселенных, но активно осваиваемых восточных и северных территорий. За 1926-1990 годы доля жителей восточных районов в населении России увеличилась в 1,5 раза.

2. Важным направлением миграционных процессов являлся постоянный и значительный по масштабам отток сельского населения в города.

С 1951 по 1990 годы численность городского населения России выросла в 2,5 раза, причем основным источником этого роста являлся миграционный прирост, составивший 58% общего прироста городского населения России.

Миграция сельского населения в города во многом определила динамику численности не только городского, но и сельского населения. Несмотря на более высокие показатели воспроизводства сельского населения, численность селян за период с 1951 по 1991 годы уменьшилась на 32%.

Наиболее интенсивная миграционная убыль сельского населения наблюдалась во второй половине 50-х годов (1956-1960 годы) и в 70-е годы.

Наибольший отток сельского населения наблюдался в Центральных районах страны, где уже с конца 60-х – начала 70-х годов отмечалась не только миграционная, но и естественная убыль сельского населения. Эти негативные процессы привели в ряде областей к сокращению численности не только сельского, но и всего населения, и к середине 80-х годов уже происходили почти на 1/3 европейских территорий России.

Среди сельского населения этих регионов к концу 70-х годов начался интенсивный процесс старения населения (по переписи 1979 года доля лиц старше 60 лет – 30-33 %), что свидетельствовало о миграционном разрушении основы воспроизводства населения этих районов.

Таким образом, миграция населения на рубеже 70-80-х годов сформировала крайне неблагоприятные социально-демографические проблемы, которые оказали влияние на последующее демографическое развитие России.

3. В 90-е годы в новых социально-политических и экономических условиях изменились параметры почти всех миграционных потоков в стране. Обозначились новые аспекты проблем миграции как общероссийского, так и регионального уровня.

Высокую территориальную активность населения России по-прежнему обусловливают внутренние миграции, их доля в миграционном обороте страны выросла с 75% в 1991-1993 гг. до 89% в 1997-2000 гг.

В возрастной структуре мигрантов по-прежнему доминируют лица наиболее дееспособных в экономическом и репродуктивном отношении возрастов.

В первой половине 90-х годов миграционный прирост не только сохранился, но и усилился, достигнув максимума в 1994-1996 гг. Затем отмечался его спад до 2001 года: в 2000 году по сравнению с 1994 годом величина миграционного прироста сократилась в 4 раза.

В течение 90-х годов внешняя миграции пополняла население практически повсеместно, за исключением (в отдельные периоды) Северного и Дальневосточного районов.

Наиболее интенсивно за счет внешней миграции в 90-е годы выросло население Калининградской области (8%), Центрального Черноземья (5%), Поволжья и Северного Кавказ (3-4%) (в среднем по России на 2%).

Положительный миграционный прирост в этот период формируют выходцы из бывших союзных республик, причем не только русские, но и представители титульных национальностей стран СНГ и Балтии. Этнические миграции в России носят в основном социально-экономический характер и обладают выраженной территориальной избирательностью.

Помимо активизации внешней миграции из стран СНГ и Балтии на фоне распада СССР начался активный приток мигрантов, в том числе и нелегальных, из стран Юго-восточной Азии, особенно из Китая.

Параллельно происходит выезд российского населения в страны старого зарубежья, однако он не носит массового характера, но затрагивает качественные характеристики населения, так как идет по линии «утечки умов» и в значительной мере реализуется в этнических миграциях (эмиграция немцев, евреев).

Изменения во внутрироссийских миграциях в 90-е годы носили более фундаментальный характер. Кардинально изменилась их территориальная направленность – из районов нового освоения (территории Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока) в старо обжитые, европейские области и нацеленность миграционных потоков на промышленно развитые области и административные центры.

Такой слом генеральной вековой тенденции перераспределения населения с запада на восток осложняет современную геополитическую ситуацию в приграничных регионах и обусловливает важнейшее изменение социально-демографического развития регионов выхода и вселения мигрантов (сглаживание негативных демографических тенденций в старо обжитых регионах страны и превращение районов нового освоения в территории демографического неблагополучия).

Наиболее значительные миграционные потери несут в 90-е годы Европейский север и Северо-Восток, в том числе Мурманская область, республика Коми, Камчатская область, Республика Саха-Якутия), Магаданская область и Чукотский автономный округ. Социально-демографическая ситуация в этой части страны усугубляется тем, что у большинства северных и восточных территорий массовый выезд населения в этот период сочетался с отрицательным естественным приростом. В результате межрайонных миграций эти территории интенсивно теряют население моложе трудоспособного и трудоспособного возраста, что разрушает их демографический и трудовой потенциал.

В перспективе эти регионы будут нуждаться в демографической подпитке извне, а российское население не будет иметь для этого свободных демографических ресурсов.

В отличие от северных и восточных территорий, положительный миграционный прирост в европейской части складывается за счет внешней миграции и только затем – за счет мигрантов из других районов страны. Сальдо внешней миграции во многих территорий в 3-5 раз превышало сальдо внутренней миграции.

В 90-е годы миграция нарушила ход процесса урбанизации, внеся коррективы в динамику численности городского и сельского населения. Особенность этого периода состояла в том, что городское население устойчиво сокращалось по причине естественной убыли и административно-территориальных преобразований, а сельское до 1995 года росло интенсивнее, чем сокращалось городское – за счет административно-территориальных преобразований и миграции. Доля горожан снизилась с 74% в 1991 году до 72,9% в 2000 году.

В данный период на городское население приходилось 2/3 миграционного прироста населения страны.

Основной акцент в сглаживании негативных демографических процессов с внешних миграций постепенно перемещается на межрайонный и межпоселенный обмен в границах России.

 

Таблица 33

Международная миграция в Россию по группам стран,

тыс. чел.

  2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Миграционный прирост, всего 213,6 35,1 39,4 107,4 132,3 239,9
в т.ч. в результате миграционного обмена:            
со странами СНГ 264,5 73,6 73,4 132,5 142,4 242,5
дальнего зарубежья и Балтии -50,9 -38,5 -34,0 -25,1 -10,1 -2,6

Таблица 34

 

Коэффициенты миграционного прироста населения России

(миграционный прирост на 10 000 человек населения)

 

Годы Коэффициенты миграционного прироста

 

По мере изменения миграционных процессов в России трансформируется и миграционная политика.

В 90-е годы внимание акцентировалось на приеме вынужденных мигрантов. Появление и быстрое увеличение после распада СССР количества мигрантов с неурегулированным правовым статусом, распространение неформальной занятости среди мигрантов и сопряженные с этим проблемы привели к жестко ограничительной миграционной политике, стержнем которой стал миграционный контроль.

Однако, сложный порядок правового оформления мигрантов, соответствующий новому подходу, возвел барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан, что в конечном итоге способствовало еще большему развитию незаконной миграции.

В 2007 году был сделан решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики. Изменения заключаются в сильном упрощении правил регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также порядка их трудоустройства. Новый подход к регулированию иммиграции постулируется в новом законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и новой редакции закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые были введены в действие с 15 января 2007 года.

Для временно пребывающих на территории страны, каковыми является основная часть мигрантов, разрешительная регистрация по месту жительства заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов (нужны лишь паспорт и миграционная карта со штампом о пересечении границы) , и разрешена регистрация по почте.

Существенно изменен порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на наем иностранной рабочей силы выдавалось работодателю, что ставило мигрантов в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма. Теперь разрешение на работу в виде рудовой карты выдается лично мигранту. Мигрант получил правил свободного поиска работы, а работодатель – свободного найма иностранного гражданина, имеющего трудовую карту. Таким образом, ликвидирована привязка работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы. Новый порядок трудоустройства пока распространяется только на трудовых мигрантов, приезжающих в Россию на безвизовой основе из стран СНГ, которых Россия рассматривает в качестве приоритетных для себя.

 

Таблица 35

 

Принципиальные изменения в миграционном

законодательстве России

 

Старый порядок Новый порядок
Регистрация по месту пребывания/ Миграционный учет (все иммигранты)
Разрешительная Уведомительная
По разрешению милиции По уведомлению принимающей стороны Разрешение не требуется
По адресу жилого помещения По адресу жилого помещения или предприятия, посреднической и др. организации
Регистрация в милиции Сдача уведомления в ФМС или отправка по почте

Продолжение таблицы 35

 

Сложная процедура, требующая: - письменно подтвержденного согласия всех постоянно проживающих в арендуемом жилье - соблюдения подушевого норматива жилой площади Простая процедура, предполагающая лишь поиск мигрантом принимающей стороны и отправку уведомления
Разрешение на работу (безвизовый иммигранты)
Разрешение на наем мигранта выдается работодателю Разрешение на работу (трудовую карту) получает мигрант лично Работодатель уведомляет миграционную службу о найме иностранного работника
Длительная многоэтапная процедура Простая процедура
Квоты
Только для визовых мигрантов Отдельно для визовых и безвизовых мигрантов

 

Важнейшими результатами новой политики стали: получение достоверных данных об общем количестве иммигрантов (в течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 2,3 млн. трудовых карт), повышение уровня легитимности временных трудовых мигрантов, что способствовало улучшению защиты их прав.

В качестве инструмента контроля за занятостью мигрантов используется механизм квотирования иностранной рабочей силы, зачастую сложный и не имеющий адекватной методической базы.

Крайне актуальным является решение стратегических задач миграционной политики, определение общей концепции миграционной политики, масштабов необходимой иммиграции в Россию.

Лишь декларируется проведение селективной политики в отношении профессионально-квалификационного состава мигрантов, но при этом отсутствует обоснование такой селекции и оценка потенциала стран-доноров. За высококвалифицированных мигрантов Россия сегодня конкурирует с развитыми странами Европы и другими регионами.

Учитывая, что Россия остро нуждается в пополнении трудовых ресурсов, представляется целесообразным открытие натурализационного коридора для мигрантов, длительное время проживающих и работающих в стране, а также для студентов-иностранцев.

Не обсуждаются альтернативные пути снижения потребности в иностранных работниках, такие как, например, вынос производства в страны с дешевой рабочей силой.

Иммиграция в перспективе является важным фактором развития России, от которой зависит как численность и структура населения страны, так и темпы ее экономического развития.

На современном этапе решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития страны включает в себя:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности внутренней и внешней миграции населения в России в ХХ веке.

2. Каковы особенности внутренней и внешней миграции населения в России на современном этапе.

3. Каковы территориальные различия в миграционных перемещениях населения.

4. Актуальные проблемы миграции населения в России на современном этапе.

5. Приоритетные задачи по регулированию миграционных процессов.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.31.149
Генерация страницы за: 0.124 сек.