Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий




 

В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

- электронный бизнес;

- банковские и другие расчеты;

- дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес - это бизнес, осуществляемый на основе информационных технологий и общедоступных средств коммуникаций (локальных и глобальных сетей). Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция, под которой понимается вид хозяйственной деятельности, цель которой заключается в продаже готовых товаров ли услуг через компьютерные сети. Потребителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Электронный бизнес – одно из важнейших направлений развития бизнеса, предоставляемых возможностями инфокоммуникационных технологий. Ключевыми понятиями здесь служат виртуальный рынок и виртуальное предприятие. Виртуальный рынок – это рынок товаров и услуг, предоставляемых ха счет инфокоммуникационных технологий.

Последовательность формирования виртуального предприятия демонстрируется на рис. 6.2-6.4, где представлены этапы трансформации традиционного предприятия в виртуальное, обеспечиваемые наличием инфокоммуникационных технологий. На рис. 6.2 приведена структура традиционного предприятия, в состав которого входит производство с обеспечивающими его отделами: сбыт, снабжение, конструирование и т.д. Такой состав предприятия целесообразен в том случае, если рынок не может гарантировать своевременную поставку необходимых комплектующих деталей и полуфабрикатов требуемого качества, а сбыт выгоднее организовать собственными силами.

Однако, как только исчезает экономическая целесообразность в организации непрофильных видов деятельности последняя поручается организациям, специализирующимся на обеспечивающих производство функциях: сбыт, поставки, послепродажное обслуживание и т.д. На рис. 6.3 показана часть деятельности (поставки и сбыт), осуществляемая сторонними организациями.

Это становится возможным при достаточно мощных инфокоммуникационных технологиях, обеспечивающих оперативную координацию деятельности различных удаленных предприятий и организаций.

Дальнейшее развитие инфокоммуникационных технологий позволяет осуществить переход традиционных предприятий к виртуальным. Виртуальное предприятие – это сетевое объединение на основе электронных средств связи (инфокоммуникаций) нескольких традиционных предприятий, специализирующихся в различных областях деятельности. Основная характеристика виртуального предприятия состоит в разделении и специализации труда. С появлением виртуальных предприятий появились и виртуальные рынки, то есть рынки товаров и услуг, существующие за счет коммуникационных и информационных возможностей глобальной сети.

На рис. 6.4 представлено виртуальное предприятие. В его состав входят предприятия, которые находятся в различных географически удаленных местах. В главном же офисе находится лишь аппарат управления.

Принципиальное отличие виртуального предприятия от традиционного состоит в том, что традиционное предприятие для выпуска продукции ищет возможности и ресурсы для производства и реализации продукции, а виртуальное ищет того, кто уже обладает соответствующими ресурсами, знаниями и опытом в производстве данной продукции. В результате достигается резкое сокращение стартового капитала, так как большинство ресурсов привлекается со стороны на контрактной основе.

Трансформация традиционного предприятия в виртуальное вносит коррективы в структуру основных и оборотных средств. Обратимся к рис. 6.5, где представлено соотношение основных и оборотных средств, а также затрат на традиционном (рис. 6.5.а) и виртуальном (рис. 6.5.б) предприятиях.

Бурное развитие электронного бизнеса продолжалось до 2000 года и закончилось падением индекса NASDAQ и банкротством большого количества предприятий. В этот период появилось понятие «дотком» (dotcom, dot-com, dot.com) — ставшее нарицательным (пренебрежительным) для компаний, чья деятельность целиком основывалась на работе в рамках сети Интернет. Название произошло от английского "dot-com" («точка-com») — домена верхнего уровня вида.com, в котором зарегистрированы преимущественно коммерческие организации. С 2004 года такого рода предприятия снова начинают набирать силу, но уже как более взвешенные и продуманные. В настоящее время, благодаря накопленному опыту и уже отлаженным системам, сетевой бизнес ничуть не уступает другим отраслям.

Второе направление сетевой экономики развивается в направлении совершенствования банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернет. Банковский сервис, использующий сетевые возможности получил название сетевого банкинга или итнтернет-банкинга. Под данными понятиями понимается совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.

Банковский сервис, использующий сетевые возможности, предоставляет юридическим лицам формировать и отправлять в банк следующие документы:

- поручение по обязательному платежу;

- платежное требование;

- реестр платежных документов;

- заявление на перевод валюты и т.д.

Физическим лицам предоставляются следующие услуги:

- коммунальные и периодические платежи;

- формирование и отправление в банк документов (платежное поручение, информационное сообщение и т д.);

- перевод денег с одного счет анна другой;

- получение информации о текущем состоянии своего счета и т.д.

Типовые процедуры банковской платежной системы следующие (более подробно смотри ниже):

- обработка запросов с целью авторизации;

- перечисление на расчетные счета денежных средств за товары и услуги;

- передача документов (бумажных и электронных), в которых фиксируются совершенные сделки.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, под которым понимается образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии обеспечивают доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.

 

5. Формы реализации инфокоммуникационных технологий в бизнесе

 

Реализация электронного бизнеса имеет несколько форм, зависящих от партнеров по бизнесу. Рассмотрим некоторые из них, связь между которыми представлена на рис. 6.7.

Наиболее популярными являются следующие формы:

1. B2B (Business-to-Business) – взаимодействие между юридическими лицами. В данном случае имеет место экономическая деятельность, ориентированная на формирование отношений одной организации с другой, то есть имеют место связи между бизнес-партнерами. Формами реализации данного сочетания партнеров являются: SCM (см. 2.5), электронное управление закупками, виртуальные предприятия, электронные биржи, электронные аукционы и т.д.

Причиной быстрого развития электронного управления закупками служит потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д.

Реализация формы электронного управления закупками в форме B2B осуществляется тремя путями

- использование электронных каталогов;

- поиск встречных заявок;

- проведение электронных тендеров.

Посредниками в бизнесе B2B могут служить электронные аукционы и электронные биржи. Электронные аукционы – это типичный пример организации электронного бизнеса вида B2B. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам – сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить не нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель для того, чтобы сделать ставку также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты).

Электронная биржа – это более сложная форма посредничества. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.

2. B2C (Business-to-Сustomer) – взаимодействие между юридическими и физическими лицами. В данном случае имеет место деятельность, ориентированная на удовлетворение потребностей конечных потребителей продукции (услуг). Формой реализации данного взаимодействия служат: торговые ряды, Интернет-витрины, Интернет-магазины, электронные платежные системы, Интернет-реклама и т.д.

Торговые ряды, как правило, представляются наименованием товара, его спецификацией, техническим описанием, данными о производителе, фотографиями товара, ценой и т.д. После формулирования запроса покупателем система поиска осуществляет поиск товара по каталогам поставщиков и представляет список всех товаров, соответствующих запросу.

Интернет-витрины и Интернет-магазины. На страницах Интернет - витрин размещается информация в форме каталога продукции (услуг), прайс-листы и форма подачи заявки.

Интернет-витрина, также как и торговый ряд, не обеспечивает полный цикл продажи (не производится выписка счетов, оплата, отслеживание выполнения заказа и т.д.). Основной недостаток данной формы заключается в отсутствии торговли с реального склада.

Интернет-магазин обеспечивает покупателю персональное обслуживание, гибкую систему скидок, выписку счета товара, страховку и налоговые отчисления. Покупатель имеет возможность отслеживать прохождение своего заказа. Системы, обеспечивающие работу Интернет-магазина, в большинстве случаев включают:

- интернет-витрину;

- систему приема платежей;

- систему учета и контроля исполнения заказов.

Перечисленные сочетания партнеров электронного бизнеса являются основными. Кроме них существуют и другие формы, к которым относятся:

3.B2G (Business-to-Government) – взаимодействие между юридическими лицами и государственными организациями.

Такого рода взаимодействие имеет место в процессе участия в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд, выполнение государственных заказов, предоставление статистической, налоговой, таможенной и другой отчетности. Формы реализации данного взаимодействия партнеров те же, что и при B2B.

1. G2C (Government-to-Сustomer) – это взаимодействие между государственными организациями и физическими лицами.

Формами реализации данного взаимодействия являются: системы социального обслуживания населения (пенсии, пособия, льготы), системы коммунального обслуживания и т.д.;

2. G2G (Government-to-Government) – это взаимодействие между государственными организациями. Формами осуществления данного взаимодействия являются: выборы различного уровня, взаимодействие между таможенными, налоговыми, правоохранительными и т. д. системами.

Важнейшим преимуществом инфокоммуникационных технологий бизнеса является возможность сокращения затрат за счет ликвидации цепочки посредников (см. рис. 6.9).

Если при традиционной системе между производителем и потребителем существует цепочка посредников (дистрибьютор, продавец и т.д.), на что требуются дополнительные средства, то при наличии прямой связи (инфокоммуникационных технологий) эти затраты быстро сокращаются.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.