Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьим компонентом считают развитие диалектического мышления учащихся

Вторым компонентом считают формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.

Первым компонентомсчитают формирование фундамента мировоззрения – системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о природе и ее познании человеком.

При изучении физики избирается диалектико-материалистический подход к формированию мировоззрения учащихся. В его фундамент включаются три группы философских обобщений, касающихся материальности, диалектичности и познаваемости мира.

К первой группе относятся идеи материи и движения, их взаимосвязи, неуничтожимости и несотворимости, пространственно-временного существования; идеи взаимодействия, материального единства мира и пр.

Ко второй группе относятся идеи всеобщей связи явлений, существования определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи и пр.

В третью группу входят категории истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания и т.п.

Надо понимать, что конкретное научное знание может быть неразрывно связано с важнейшими философскими идеями. Например, если ученик знает формулировки первого и второго законов Ньютона, то это физические знания. Если ученик понимает, что первый закон Ньютона связан с идеей науничтожимости и несотворимости движения, а второй закон Ньютона отражает причинно-следственные связи явлений, то такие знания имеют уже философское, мировоззренческое содержание.

Если знания «окрашиваются» чувствами, т.е. появляется личное отношение к знаниям, то мы имеем взгляды личности или личные взгляды.

Если человек уверен в истинности своих взглядов, стремится и умеет их отстаивать, то мы говорим об убеждениях. Убеждения, которые формируются при изучении физики, связаны с физическими знаниями. Эта связь настолько тесная, что возникает ощущение неразличимости убеждения и знания.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без соответствующего ему диалектического стиля мышления. Такое мышление отличается рядом характерных черт. Ядром диалектического мышления выступает умение мыслить противоречиями. Следовательно, на уроках физики надо научить учащихся «видеть» единство и борьбу противоположностей в физических явлениях и использовать это в процессе познания.

4. Развитие мышления учащихся. Развитие мышления учащихся – центральная задача школьного образования. Особая значимость этой проблемы связана с изменением целей и задач образования. Уже было сказано, что в последнее время важность приобретает развитие личности учащегося.

Принципиально важное значение для развитие личности ребенка имеют такие компоненты содержания образования, как передача творческого опыта и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. При этом учащийся должен проявлять свою самостоятельность и активно взаимодействовать с учителем.

Развитие личности предполагает развитие мышления учащегося.

Мышление – это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Возникая на основе ощущения и восприятия, мышление дает обобщенное и опосредованное отражение действительности, переходя границы непосредственного чувственного познания и позволяя человеку получать знания о таких свойствах, процессах и отношениях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.

Решая задачу развития мышления школьников, учитель на конкретном учебном материале учит сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и т.д. Названные умения – это функции формальной логики, поэтому можно говорить, что в школе учитель занимается формированием формально-логического мышления. В основе этого типа мышления лежит эмпирическое обобщение, фиксирующее внешние признаки, внешние зависимости вещей; сущность же вещей может быть раскрыта только при рассмотрении процесса развития и взаимодействия этой вещи с другими вещами. Иначе говоря, сущность явления может вскрыть только диалектическое (научное) мышление, основанное на теоретическом обобщении.

Учитывая специфику содержания физического образования в школе можно говорить о развитии на уроках физики именно научного мышления. Главным атрибутом научного мышления является диалектическая логика, использующая различные функции формальной логики – анализ, синтез, обобщение и т.д.

Выделим основные, принципиальные черты, характерные для научного мышления. Это:

- понимание возможности одновременного существования диалектически противоположных свойств объекта, явления и умение оперировать диалектическими противоречиями;

- понимание взаимосвязи, взаимообусловленности явлений и умений выявлять и анализировать эти взаимосвязи;

- умение рассматривать объект или явление в развитии, постоянном движении;

- понимание конкретности знания, истинности его в определенных условиях;

- понимание взаимосвязи качественных и количественных изменений;

- умение видеть в развитии научного знания проявление отрицания.

Для научного мышления характерно прежде всего использование диалектической формулы: «и то и другое (противоположное) одновременно». Показ учащимся диалектического сочетания противоположных сторон физического явления – это первый путь развития научного мышления при изучении физики.

Учебный физический материал, содержащий диалектические противоречия, достаточно разнообразен. Например, одновременное существование таких процессов как испарение и конденсация, таких свойств, как притяжение и отталкивание, таких характеристик, как движение и покой. В ряде случаев одновременность существования противоположностей неочевидна, поэтому требует специального и подробного разъяснения материала учителем (например, силы межмолекулярного взаимодействия – притяжение и отталкивание).

Второй путь формирования понимания диалектических противоречий и умения работать с ними заключается в специальной работе, создания ситуации возникновения спора в поисках истины, провоцирующей столкновение мнений, в результате чего возникает убеждение в возможности существования одновременно противоположных точек зрения.

Например, при измерении длины чего-либо у одного учащего получилось 25 см, а у другого – 26 см. Кто прав? Обсуждение этого вопроса позволяет говорить с одной стороны о двух точках зрения, а с другой – ставить вопрос о точности физических измерений и вытекающем вопросе о погрешности измерений.

Третий путь развития научного мышления – формирование у учащихся представления о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений природы.

Например, взаимосвязь грома и молнии. Она внешне очевидна. Однако природа этого единого, по сути и разного в своем проявлении явления кроется в анализе и сопоставлении внутренних характеристиках каждого из этих явлений. Возникновение молнии определяется разностью потенциалов между облаками и землей и предельно допустимым значением пробоя диэлектрика (воздуха). Отставание грома от молнии обуславливается соотношением между скоростями света и звука.

Другими словами, взаимосвязь и взаимообусловленность физических явлений определяется и должна быть представлена количественным и качественным соотношением.

Спектр методических возможностей, способствующих формированию представлений учащихся о взаимосвязи и взаимообусловленности чрезвычайно широк (задачи, опыта, самостоятельная экспериментальная работа и т.д.).

5. Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике. Экология (от греческих слов дом и учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды.

Роль школьного курса физики в осуществлении решения проблем экологического образования велика. Вопросы экологии естественным образом входят в содержание курса физики. Физика как наука с ее закономерностями лежит в основе теоретической базы большинства отраслей современной техники и имеет широкое и разнообразное применение в человеческой деятельности. Особо надо учесть роль физики в создании приборов и устройств, позволяющих осуществлять экологический мониторинг.

Вопросы экологического содержания естественным образом входят в логику изложения школьного курса физики.

В рамках биосферной экологии можно ознакомит учащихся: с вопросами загрязнения и самоочищения атмосферы; с методами понижения концентрации вредных веществ в атмосфере путем рассеивания; с парниковым эффектом, связанным с глобальным потепление атмосферы Земли в результате повышения в ней содержания углекислого газа; с поведением озонового слоя Земли, который защищает от жесткого ультрафиолета биологические объекты Земли; с физическими методами контроля за состоянием атмосферы и т.д.

В рамках промышленной экологии могут быть рассмотрены: вопросы очистки газопылевых выбросов и их рассеяния; вопросы энергетики предприятий и их влияния на экологию; аспекты выработки электроэнергии на тепловых, гидро- и атомных электростанциях; вопросы поиска альтернативных экологически чистых способов получения электроэнергии.

Вопросы экологии могут быть введены в школьный курс физики через решение качественных и количественных задачи, содержащих перечисленные аспекты.

Пути реализации экологического обучения на уроках физики:

- объяснение учителем физических закономерностей, лежащих в основе глобальных атмосферных явлений, таких как зарождение циклонов и антициклонов, влияние вращения Земли на их движение, энергетические преобразования, происходящие в атмосфере;

- демонстрация приборов и комплектов. Позволяющих осуществлять экологический мониторинг в месте проживания;

- проведение занятий на природе с целью показа результатов производственной деятельности человека;

- демонстрация фрагментов фильмов, показывающих влияние человеческой деятельности на экосистему (экосистема – это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды);

- организация самостоятельной деятельности учащихся по экологическому мониторингу и вовлечение их через телекоммуникационные сети в реализацию различных международных проектов экологического содержания.

Одной из важных форм внеклассной работы по физике с экологическим содержанием может быть создание школьной экологической лаборатории.

Важной задачей экологического образования на уроках физики является развитие мышления учащихся в области разумного природопользования и охраны окружающей среды. Необходимо также уделять внимание формированию экологического мировоззрения учащихся, направленное в дальнейшем на решение экологических проблем.

6. Формирование мотивов учения и познавательных интересов. Формирование у учащихся мотивов учения тесно связано с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения.

Мышление, как и другая учебно-познавательная деятельность вызывается потребностями, которые превращаются в мотивы, стимулирующие эту деятельность.

Мотив (побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому-либо действию) рассматривают как интегральное свойство личности (сплав интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств), как причину, побуждающую учебную деятельность разного содержания и характера, как исходный момент учебной деятельности.

Мотивы делятся на две группы: социальные (широкие, узкие, социального сотрудничества) и познавательные (общие, предметные, самообразовательные).

Социальные мотивы Познавательные мотивы
Широкие – стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу (мотивы социальной необходимости, ответственности, подготовки к профессии). Узкие – стремление занять определенное место среди других (мотивы благополучия, социального одобрения, престижа). Социального сотрудничества – стремление сотрудничать с учителем, учащимися и др. Общие – интерес к методам познания, к приемам самостоятельной работы, к рациональной организации учебного труда и т.п. Предметные – ориентируют учащихся на овладение новыми знаниями по тому или иному предмету. Самообразовательные – направленность на самостоятельное совершенствование знаний и саморегуляцию в учебной деятельности.

Социальные мотивы – побуждения, связанные с различными взаимодействиями учащихся с другими субъектами как в данный момент, так и в будущем. Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.

Одним из наиболее действенных познавательных мотивов является познавательный интерес. Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса.

Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а далее он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.

Интересы имеют индивидуальный характер. Учащиеся различаются по качеству и характеру интересов (по степени выраженности, устойчивости, глубины и т.д.). Три основных этапа развития познавательного интереса. 1 этап – возникновение любопытства, являющегося естественной физиологической реакцией на что-либо новое. 2 этап – переход любопытства в любознательность. По психологическому содержанию любознательность близка к интересу, но отличается неустойчивостью, слабой направленностью, диффузностью. Пробуждение любознательности – наиболее значительный результат педагогического воздействия, способствующего формированию устойчивого интереса. 3 этап – появление устойчивого интереса.

Существует два вида интереса, связанные между собой: эпизодический (ситуативный) и стойкий (переходящий в личностную направленность). Эпизодический интерес обусловливается методами преподавания нового материала и его содержанием. Стойкий интерес, ставший направленностью личности не зависит существенным образом от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием.

Познавательный интерес развивается наиболее эффективно, если он проходит последовательно следующие этапы: любопытство –> любознательность –> эпизодический интерес –> устойчивый познавательный интерес –> направленность личности

На всех этапах своего развития познавательный интерес характеризуется тремя чертами: 1) положительным эмоциональным отношением к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познания; 3) наличием мотива, непосредственно идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо ни от чего (мотивов, долга, необходимости и пр.).

Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно: создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации; накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.

Для успешного формирования устойчивого интереса должен быть выбран предмет познавательной деятельности так, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.

Содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательного интереса. Этому способствуют особенности учебного предмета физики, а именно, логическая стройность и красота физических теорий, возможность экспериментальной проверки основных теоретических положений, парадоксальность физических знаний, лаконичность физического языка, возможность прогнозирования физических явлений и опытов.

К особенностям учебного предмета «физика», способствующим формированию познавательного интереса, можно отнести:

- социально-практическую значимость;

- элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа явлений и законов;

- жизненную значимость содержания учебного материала;

- возможность применения полученных знаний на практике при изучении других предметов;

- неожиданность многих выводов из изученных закономерностей, результатов решения задач и данных, полученных при выполнении лабораторных работ;

- возникновение эстетических переживаний при демонстрации физических опытов и явлений.

Формированию познавательного интереса способствует занимательность при изучении физического материала, которая может быть реализована через создание особых ситуаций, подбор содержания изучаемого материала и форм его изложения. Приемы, способствующие формированию познавательного интереса (Я.И. Перельман, «Занимательная физика»):

1) иллюстрация положений науки событиями современности;

2) привлечение примеров из техники;

3) использование художественной литературы, легенд, сказаний;

4) рассмотрение различных фантастических ситуаций;

5) использование софизмов и парадоксов;

6) анализ бытующих предрассудков;

7) неожиданные сопоставления;

8) рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни;

9) анализ математических фокусов, использование игр;

10) обсуждение примеров использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в кино;

11) экскурсы в историю науки.

Формирование мотивов учения и развитие познавательного интереса способствуют формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, развитию мышления.

Лекция 7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие положительных индивидуальных свойств личности – способностей интересов, склонностей | Методы и методические приемы обучения физике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.