Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды организационных форм обучения




По характеру познавательной деятельности, которую организует учитель и осуществляют учащиеся: 1) объяснительно – иллюстративный, 2) репродуктивный, 3) проблемное изложение, 4) эвристический, 5) исследовательский.

Это общедидактические методы, их разбивают на две группы: репродуктивные (1-й и 2-й методы), при которых ученик усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности; продуктивные (4-й и 5-й методы), когда ученик добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью учителя творческой работы. 3-й метод – промежуточный, поскольку он в равной степени предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Надо иметь в виду, что все эти методы реализуются в сочетании друг с другом.

В дидактиках и частных методиках используется классификация методов обучения по источнику получения знаний: 1) словесные; 2) наглядные; 3)практические.

Классификация по основным дидактическим задачам: 1) метод приобретения знания; 2) метод формирования умений; 3) метод применения знаний; 4) метод творческой деятельности; 5) метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков.

Классификация на основе целостного подхода к учебно-педагогической деятельности (любая деятельность в качестве неотъемлемых компонент включает организацию, стимулирование и контроль). Классификация Ю.К.Бабанского: 1) метод организации учебно-позна-вательной деятельности, 2) метод стимулирования учебной деятельности, 3) методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Первая группа (организация) включает в себя словесные, наглядные и практические методы.

Вторая группа (стимулирование) кроме перечисленных включает специфические для данной группы методы: метод познавательной игры, метод дискуссии, метод поощрения и т.д.

Третья группа (контроля и самоконтроля) включает разнообразные методы устного и письменного контроля – индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, диктанты, работа с книгой, домашние сочинения, рефераты и др.

Классификация на основе методологии науки: эмпирические и теоретические.

Для эмпирических методов обучения характерны такие приемы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, абстрагирование от несущественных сторон явления, анализ и сравнение полученных данных, индукция, обобщение, систематизация опытных фактов.

Для теоретических методов обучения характерны идеализация, моделирование, проведение мысленного эксперимента, теоретический анализ, выдвижение гипотез, аналогия, дедукция и т.д.

Для данной классификации составными элементами методов обучения становятся логические приемы.

Рассмотрим подробнее: к лассификацию по характеру познавательной деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный) заключается в передаче учителем учащемуся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Роль учителя состоит в организации восприятия информации и способов деятельности.

Когда ученик воспринял и понял сообщенную информацию или способ действия и связал их со своими знаниями, можно говорить о степени усвоения.

Сообщение информации осуществляется с:

- помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение);

- печатного слова (учебник, справочник и т.д.);

- наглядных средств обучения (демонстрация опытов, кино-, видеофильмы, схемы, таблицы и т.д.);

- практического показа способов деятельности (проведение лабораторных работ, решение задач, составление письменных ответов и пр.).

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи знаний. Его эффективность доказана многолетний практикой работы. Однако важно понимать, что его использование предполагает только осознание, восприятие, запоминание переданной информации. Ограничиться только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития. Этот уровень формирования знаний является начальным этапом процесса обучения.

Этот метод применяется учителем физики на этапе начала изучения нового материала. Задача учителя заключается в определении в каждом конкретном случае с чего начинать формировать знания (со словесного изложения, чтения текста учебника, с демонстрации опыта и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера учебного материала и от уровня подготовленности класса.

В основной школе объяснительно-иллюстративный метод используется в сочетании с другими методами обучения, так как возрастные и психологические особенности учащихся требуют неоднократной смены видов деятельности для более эффективной организации восприятия и усвоения учебного материала. В старших классах этот метод может быть использован в течении одного и даже двух уроков.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод обучения является одним из самых распространенных методов обучения. В последние годы в связи с изменением целей и задач обучения (приобретение знаний и умений) рекомендуют такую организацию усвоения информации, при которой учащиеся усваивают не только сами знания, но и их структуру, методы их получения.

Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности.

Роль учителя: пользуется устным и печатным словом, наглядными средствами обучения.

Роль учащихся: используют те же средства для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Репродуктивный метод проявляется при:

- устном воспроизведении сообщенных школьникам знаний;

- решении физических задач,

- организации лабораторных и практических работ.

Для повышения эффективности данного метода разрабатываются специальные системы упражнений, заданий, программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Следует помнить: число повторений далеко не всегда пропорционально качеству знаний, поэтому злоупотреблять большим числом однотипных заданий и упражнений не следует. Важна строгая дозировка и учет индивидуальных особенностей.

В основной школе репродуктивный метод используется в сочетании с объяснительно-иллюстративным. В течение одного урока учитель может объяснить новый материал (объяснительно-иллюстративный метод), закрепить его с помощью дидактических материалов (репродуктивный метод). Смена методов обучения способствует смене видов деятельности учащихся, делает урок более динамичным и повышает интерес к изучаемому материалу.

Итак, эти два разобранных метода обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции, но не гарантируют развитие творческих способностей, не позволяют их планомерно и целенаправленно формировать.

Метод проблемного изложения. Сущность метода заключается в то, что учитель не только организует передачу информации, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает переход от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого движения и возникающие противоречия. Иначе говоря, учитель ставит проблему, сам ее решает, а учащиеся контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы.

Таким образом, в ходе проблемного изложения:

- ставятся проблемы (реально возникающие в истории физики или сконструированные учителем специально),

- разъясняются гипотезы ученых,

- делаются выводы, исходящие из различных предположений,

- показываются реальные эксперименты или их учебные модификации, подтверждающие выводы.

Образуется структура проблемного изложения:

1) выявление противоречия и постановка проблемы;

2) выдвижение гипотез;

3) составление плана решения;

4) процесс решения, возможные и действительные затруднения и противоречия;

5) доказательство правильности гипотезы;

6) раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.

При проблемном изложении учитель использует устное слово, печатные тексты (учебник или другой источник), демонстрационные или фронтальные опыт ы и другие необходимые средства обучения. Роль средств обучения зависит от того, какая организуется познавательная деятельность учащихся с их помощью.

Таким образом, своеобразие данного метода заключается в том, что ученики не только воспринимают, осознают и запоминают информацию, но и следят за логикой доказательства, за движением мысли учителя, контролируют убедительность, участвуют в прогнозировании следующего этапа (рассуждения или опыта). При этом учащиеся знакомятся с процессом познания, включаются в него, соучаствуют.

Эвристический (или частично-поисковый) метод – это метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы.

Роль учителя: конструирование задания, разбиение его на отдельные этапы, определение этапов, которые школьники выполняют самостоятельно, т.е. учитель максимально любым способом организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Одной из форм – эвристическая беседа. В отличие от репродуктивной беседы она требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого творческого поиска.

При этом учитель: -направляет поиск, - последовательно ставит проблемы, - формулирует противоречия, - создает конфликтную ситуацию, - строит этапы беседы.

Ученики: самостоятельно ищут решение возникающих проблем на каждом этапе беседы.

Практически любой урок в школе может быть организован с использованием эвристической беседы. ПРИМЕРЫ!

Таким образом, использование эвристического метода обучения позволяет учителю не только объяснять новый учебный материал, но и приобщать учащихся через частичный поиск к опыту творческого деятельности.

Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач.

Назначение метода – полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности.

С помощью этого метода:

- организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний;

- обеспечивается овладение методами научного познания в процессе поиска;

- формируется интерес и потребности в самостоятельной, творческой деятельности.

Характер заданий при использовании данного метода самый разнообразный: классные лабораторные работы, домашние практические задания, индивидуальные и групповые кратковременные и долговременные задания и т.д.

Особенность лабораторных работ: они являются исследовательскими, т.е. в описании определяется только конечная цель, а этапы исследования (план работы) отсутствует. Учащиеся должны сами составить план, а зачастую и самостоятельно подобрать приборы и приспособления.

Основное условие организации исследовательских заданий является обязательное прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное решение обеспечивает выполнение функций исследовательского метода.

Этапы:

- наблюдение и изучение фактов и явлений,

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы),

- выдвижение гипотез,

- построение плана исследования,

- осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими,

- формулирование решения, объяснения,

- проверка решения,

- практические выводы о возможности и необходимом применении полученных знаний.

Вся группа продуктивных методов призвана способствовать усвоению знаний и умений учащихся на уровне творческого применения.

 

 

Лекция 8

ЧАСТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Классификация по источнику получения знаний

Такое деление позволяет более систематически подходить к изучению методов обучения. Этой классификацией наиболее часто пользуются методисты физики.

 

       
   
МЕТОДЫ
 
 

 

 

 


Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». И возможно, такая точка зрения имеет право на жизнь. И все-таки, к оценке этой группы методов, на мой взгляд, надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми (учащимися) проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. На память здесь сразу приходит: «Вначале было слово…»

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

ü рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

ü содержать только достоверные и научно проверенные факты;

ü включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

ü иметь четкую логику изложения;

ü быть эмоциональным;

ü излагаться простым и доступным языком;

ü отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

ü точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

ü последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей, аргументации и доказательств;

ü использования сравнения, сопоставления, аналогии;

ü привлечения ярких примеров;

ü безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

· Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

· Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

· В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

· Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

ü активизирует учащихся;

ü развивает их память и речь;

ü делает открытыми знания учащихся;

ü имеет большую воспитательную силу;

ü является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

ü требует много времени;

ü содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

ü необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и в высших учебных заведениях (ВУЗ) и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками (студентами) учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная или институтская лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными или семинарами. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала и помогают более четко прийти к конкретному закреплению материала и, подчас, выводу собственного мнения.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы и ВУЗа позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью, собственному анализу и выводу собственного мнения. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес и целесообразность лекции, в отличии от предыдущих методов обучения, в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Вспомним, как в начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. А уже в дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Таким образом, именно на начальных стадиях этот вид словесного метода обучения закладывает основы и навыки для будущего самостоятельного развития учащегося.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источникам, такие как:

ü Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

ü Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

ü Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

ü Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

ü Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

ü Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

ü Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

ü Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

ü Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

ü Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Попробуем подвести некий итог. Именно с помощью выше перечисленных приемов учащийся может развить самостоятельность мышления, систематический подход к изучению необходимого объема материала. Ему легче с помощью сравнивания других идей и мыслей на примерах цитат составить свое собственное мнение без потери существующего смысла. Таким образом, это заметно помогает развивать личностные качества каждого учащегося.

И в итоге, образуется некая словесно-схематическая картина прочитанного – «скелет», на который потом уже с легкостью можно «нанести» дополнительные детали и выводы.

Вот почему, наверное, следует сделать акцент именно на эти приемы самостоятельной работы учащегося.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы.

 
 

 


метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ видеофильмов через видеомагнитофон).

И именно такое внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) заметно расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

ü применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

ü наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

ü наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

ü необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

ü детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

ü демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ü привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

           
   
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
 
   

 


Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

ü воспроизводящие упражнения - упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;

ü тренировочные упражнения - упражнения по применению знаний в новых условиях;

ü комментированные упражнения - если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним:

ü сознательный подход учащихся к их выполнению;

ü соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков;

ü крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. В некоторых учебных заведениях и ВУЗах практикуются в порядке лабораторной работы задания, где бы учащиеся смогли не только провести какую-то наблюдательно-исследовательскую работу, но также подойти творчески к изучению нового материала. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа часто может выделаться в единый и достаточно большой промежуток времени, так как и сам учебный процесс требует серьезного и детального подхода.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебном заведении или ВУЗе, но и за их пределами школы.

Именно такого рода работы помогают, освежив в памяти уже существующий «скелет», о котором мы уже говорили, «нарастить» туда новые детали и дополнения, которые смогли в буквальном смысле «проявить себя».

Именно с помощью таких работ, что немаловажно, учащийся может не только применить исследовательски-аналитическую функцию мозга, но также и эмоционально-ассоциативную. Что в заметно облегчает процесс обучения и полностью развивает личностные качества учащегося.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинам и репетиторами. Легко вспомнить практические занятия в ВУЗах и «репетиторство» на более раннем периоде.

 

Лекция 9

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, домашняя работа, факультативные занятия, консультации, дополнительны занятия) и общими.

В основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная система.

Возникла классно-урочная система на рубеже 16-17 веков благодаря трудам великого педагога Я.А.Коменского. Данной форме обучения исторически предшествовали: индивидуальная и индивидуально-групповая, которая впоследствии переросла в групповую и далее в классно-урочную.

Классно-урочная система постоянно совершенствуется и развивается. Ее характерные признаки сегодня:

- постоянный состав учебных групп;

- учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;

- строго определенное расписание учебных занятий;

- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

- ведущая роль учителя, организующего учебно-воспитательный процесс;

- систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Достоинства классно-урочной системы. Она обеспечивает:

- организационную четкость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;

- систематичность и последовательность;

- постоянное эмоционально-нравственное воздействие личности педагога на учащихся;

- взаимодействие между учениками в процессе коллективной работы.

Основной организационной формой обучения в школе является УРОК.

Определение 1. Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Определение 2. Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

- уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

- лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

- комбинированные уроки.

Такие уроки проводятся по схеме:

повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т.д.

освоение нового материала - на этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего решение задач по новому материалу);

выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Выбор форм занятий определяется главным образом учебно-воспитательными задачами и содержанием учебного материала.

При любой форме проявляются одни и те же закономерности обучения:

- зависимость воспитания от целенаправленного учета учителем потребностей учащихся, уровня их эмоционально-ценностной подготовки, значимости изучаемого материала;

- зависимость характера активности учащихся от вида деятельности, организуемой учителем в соответствии с содержанием образования и способом его усвоения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.