Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся по физике




Значение и функции проверки и оценки достижений учащихся

В процессе обучения осуществляется целенаправленное управ­ление познавательной деятельностью учащихся со стороны учите­ля. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет: - установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, - соответствие их требованиям на каждом этапе обучения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Получив объективную картину качества усвоения учащимися учебного материала, учитель может целесообразно строить дальнейшее обучение и своевременно его корректировать. В этом одна из важнейших функций проверки знаний учащихся, называемая контролирующей.

Помимо контролирующей функции проверка знаний и умений выполняет обучающую функцию. В частности, при проверке зна­ния учащихся уточняются, систематизируются. Отвечая на по­ставленные учителем вопросы, учащиеся учатся выделять главное, основное в учебном материале; применяя знания, они приобретают определенные умения.

Проверка знаний и умений позволяет развивать познавательные способности учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Проверка знаний и умений выполняет и определенные воспитывающие функции. Она дисциплинирует учащихся, приучает их к систематической регулярной работе, развивает чувство ответственности за свой труд. Проверка знаний способствует формированию таких черт личности, как настойчивость в преодолении трудностей, воля, упорство.

Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

В зависимости от цели урока или цели проверки могут исполь­зоваться различные методы, формы и средства его проведения. Традиционные методы проверки знаний и умений представлены на схеме.

Кроме традиционных методов проверки знаний и умений в на­стоящее время все большее распространение получает проверка с помощью заданий тестового типа, или тестовая проверка.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: компьютерное тестирование, рабочие тетради, физические диктанты, игровые формы контроля (лото).

Под тестом понимается форма контроля знаний учащихся, обеспечивающая объективную и унифицированную проверку знаний, основанную на предъявлении большого числа заданий, требующих либо дачи краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных.

Тесты позволяют количественно измерять уровень знаний Учащихся, что важно, поскольку в этом случае обеспечивается не­обходимая точность и объективность проверки.

Используемые в практике работы школы задания не совсем со­ответствуют требованиям, предъявляемым к тестам, и это несоответствие проявляется прежде всего в том, что они не отнесены к определенной норме, что затрудняет строгий количественный учет.

В дальнейшем нами под тестами будут пониматься задания тестового типа или задания для оперативного контроля.

По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа).

Задания первого типа требуют от учащихся самостоятельного формулирования краткого ответа на вопрос, или заполнения допуска в предложении, или завершения предложения.

Например: «Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?» или «Обогревание жилых помещений основано на явлении...».

Тест второго типа представляет собой вопрос с набором отве­тов к нему, из которого учащиеся выбирают правильный (иногда их может быть несколько) и полный ответ.

В свою очередь эти тесты делятся на альтернативные, множественного и перекрестно­го выбора.

Альтернативные тесты предполагают выбор ответа из двух возможных (да-нет, либо-либо).

Например: «Тела при на­гревании... А - расширяются, Б - сжимаются».

Тесты множественного выбора содержат ряд ответов, среди которых один абсолютно правильный, другие - неполные, неточ­ные или содержат типичные ошибки учащихся.

Целесообразно ставить такие вопросы, чтобы для выбора можно было дать ответы, которые являются правильными для других ситуаций и тоже должны быть усвоены учащимися.

Например: «Как записывается закон Кулона для вакуума в СИ?

Ответы этого теста не будут содержит абсурдных, нелепых ответов, каждая формула представляет собой закон Кулона, записанный для разных условий: для вакуума в системе СГСЕ, для среды в системе СГСЕ, для вакуума в СИ, для среды в СИ.

Ошибочных ответов не содержит и тест перекрестного выбора. Он представляет собой группу однородных заданий и группу ответов, среди которых нужно найти ответ, соответствующий каждому заданию.

Например: «Какие соотношения характеризуют участок цепи: при последовательном соединении резисторов; при параллельном соединении резисторов?

1) I = I1 + I2; 2) I = I1 = I2; 3) U = U1 = U2; 4) U = U1 + U2;

5) R = R1 + R2; 6) R = R1R2 / R1 + R2

При выполнении таких заданий выборочный метод дает воз­можность быстрее усваивать изучаемые явления, понятия и законы, лучше понимать их общие и отличительные черты, легче классифи­цировать конкретные явления по тем или иным основаниям.

Указанная классификация тестовых заданий содержит в своей основе формальный признак. Задания могут также различаться по характеру деятельности учащихся при их выполнении. Исходяизэтого, можно выделить задания на узнавание явления, объекта, закона среди данных, на отнесение данного явления к соответст­вующей категории, на нахождение примера, подтверждающего данное правило, и т.п.

Интересные задания тестового типа предложены известным методистом Д.И.Пеннером; они сгруппированы в программы разного типа: программы отбора, группировки, программы на соотнесение, на перенос, эвристические программы[1].

В настоящее время разработаны специальные контролирую­щие программы, позволяющие с помощью компьютера с исполь­зованием заданий тестового типа достаточно оперативно осуще­ствить проверку знаний учащихся и сразу же информировать учащихся и учителя о результатах учебной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.