Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 18




Методика проведения зачета по физике.Зачет является одной из форм итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся. Урок, организованный в форме зачета, становится, как показала практика работы учителей физики, все более популярным видом урока контроля и коррекции знаний. В чем же состоит отличие зачета от традиционно принятых форм контроля? Чем объясняется интерес учителей к этому новому виду урока?

Прежде всего, привлекает в зачете возможность массовой проверки знаний и умений учащихся. Контролируются и оцениваются на таком уроке все ученики класса. Если раньше считалось, что на зачет приглашаются только школьники, не оцененные по каким-то темам или отдельным вопросам темы, не написавшие письменную контрольную работу, не выполнившие какие-либо практические работы, или же ученики, желающие пересдать ранее оцененный учителем материал, то сегодня это урок, на котором работают и оцениваются все ученики.

При этом зачет - именно урок, нашедший свое место в системе других видов уроков. Вынесение зачета на внеурочное время (как это часто практиковалось раньше) нецелесообразно, так как приводит к перегрузке и учителей и учеников, нарушает ритм работы и учащихся и школы в целом.

Достаточно высокая степень объективности оценок учащихся также является существенным положительным моментом зачета. Объясняется это тем, что, во-первых, при массовой проверке знаний учитель, как правило, использует помощников: это могут быть наиболее успевающие школьники класса, ЭВМ или же «безлидерные» внутригрупповые обсуждения с коллективной оценкой каждого. В итоге зачетного урока у учителя чаще всего в руках оказывается по нескольку оценок каждого ученика, постав­ленных разными помощниками;

во-вторых, на зачет обычно вы­носится учебный материал целой темы, нескольких тем или же достаточно большого числа вопросов логически замкнутого учебного цикла. Учащиеся готовят и повторяют всю тему, а опрашиваются - в зависимости от формы организации зачетного урока - либо по всей теме (что предпочтительнее), либо по узловым вопросам, выбор которых случаен. В итоге оценка, полученная каждым школьником, в наибольшей степени соответствует его истинным знаниям. Доля случайности, типичная для эпизодических ответов в период изучения темы, практически сводится к нулю или же становится минимальной.

Достоинством зачета является также и то обстоятельство, что на таком уроке происходит комплексная проверка достижений учащихся: оцениваться могут не только теоретические знания, но и умения, как практические, так и общеучебные (умение решать задачи, различные экспериментальные умения, умение составить план ответа или практической работы, умение работать с книгой, справочником как на занятии, так и дома и многое другое в зави­симости от целей урока и требований программы).

Опыт работы учителей и появившиеся за последнее время публикации показывают, что существует очень много форм организации зачетных уроков. Большая вариативность зачетов позволяет учителю организовать урок, учитывая особенности класса, уровень его подготовки и обучаемости, способность школьников участвовать в коллективном обсуждении, их умение взаимодействовать с лидером или «экзаменатором» и т.д. Кроме того, удачно организованные зачетные уроки всегда вносят элемент новизны учебный процесс, чем повышают интерес школьников к предмету, увеличивают их ответственность при подготовке к итоговому зачету, т.е. в целом оказывают благоприятное воспитательное воздействие на учащихся.

И, наконец, следует еще отметить, что зачет - как почти все другие формы проверки знаний и умений учащихся - выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Особенно ярко бывают выражены обучающие функции зачетного заня­тия в тех случаях, когда в него привносятся элементы обобщающего урока.

Обобщение и систематизация учебного материала совершено естественно могут проводиться и на зачетном уроке, поскольку подобный урок, как правило, является завершением изучения отдельной темы или раздела. Возможность не просто повторить учебный материал, но создать учащимся условия взглянуть на него с иных позиций, увидеть не только отдельные элементы, но и всю систему знания, понять значение каждого компонента этой системы, их иерархическую зависимость - вот к чему должен стремиться учитель при организации зачетного уро­ка.

Однако совершенно очевидно, что подобные уроки организо­вать очень трудно, да и не любой материал, вынесенный на зачет, может быть проконтролирован на обобщающем уровне.

В выпускных классах основной или средней школы следует ис­пользовать зачетные уроки для подготовки к выпускным экзаме­нам (если таковые предполагаются), обобщая по возможности материал текущий и пройденный ранее - на предыдущих этапах обучения физике.

Итак, зачет - это массовая форма проверки знаний и умений учащихся, организуемая на уроке в учебное время. В зависимости от целей урока и объема контролируемого учебного материала на зачет выделяется 1-2 учебных часа.

Важным моментом организации зачета - и для учителя и для учащихся - является подготовка к нему.

Организация зачетного урока требует от учителя физики большой и кропотливой подготовки, которую следует осуществлять с самого начала изучения темы, по которой учащиеся будут сдавать зачет.

Прежде всего, необходимо определить наиболее важные вопросы Учебного материала, которые будут вынесены на зачет. Эти вопросы должны быть предъявлены учащимся заранее, может быть, за несколько уроков или же в самом начале изучения темы.

Некоторые учителя предпочитают использовать для этой цели постоянное место в кабинете физики типа стенда «Материал для зачета». На этом же стенде, если в этом есть необходимость, может быть представлен и перечень задач, которые учащимися должны быть решены при подготовке к зачету.

Часть этих задач, а в каких-то случаях и все, решаются в процессе изучения материала в классе или дома; главное здесь заключается в том, что школьники заранее знают, какие типы задач будут включены в зачет. К зачету учителем должны быть подготовлены все дидактические материалы, раздаточный материал, лабораторное и демонстрационное оборудование и пр., т.е. все, что будет использовано на уроке.

Особой задачей учителя при подготовке к зачету является выделение среди учеников класса и подготовка группы помощников (если их помощь потребуется на уроке). Число помощников (ассистентов) может быть разным, и зависит оно от формы организации зачета и особенностей контролируемого учебного материала.

Учитель должен удостовериться в знаниях своих помощников, проинструктировать каждого о его деятельности во время зачета. Некоторые учителя готовят для своих ассистентов специальные карточки, в которых во время зачета фиксируются фамилии отвечающих учеников, номера вопросов, оценки за ответы вносятся какие-либо замечания.

Эти карточки могут вручаться и отвечающему ученику, двигающемуся по определенному «маршруту» во время зачета. В конце зачета учитель собирает карточки и ставит итоговую оценку (она может быть не одна).

Выбор помощников - всегда психологически трудный для учащихся момент, и в отношениях отвечающих учеников и опра­шивающих их «экзаменаторов» могут возникнуть сложности: и ложное чувство товарищества, и неприятие лидера и пр. Однако практика работы учителей показывает, что тактичная и разумная политика учителя, утверждающего своих помощников, может снять подобного рода конфликты. Желательно менять состав помощников при подготовке последующих зачетных уроков.

Следующий важный момент подготовки учителя к уроку - это разработка «маршрута» каждого ученика во время зачета и определение времени для каждого вида работы. Учитель должен до минуты рассчитать каждый этап урока и работу каждого ученика и требовать неукоснительного соблюдения «маршрута» и режима - в противном случае может произойти срыв всей тщательно спланированной работы на уроке.

Начинающему учителю следует иметь в виду, что подготовка школьников к зачету - это не только организация самого зачетного урока. Для успешной работы во время зачета школьники должны уметь очень кратко и четко излагать самое главное. Научить этому - дело учителя, и, чтобы добиться подобного умения от учащихся, нужна постоянная систематическая работа, включающая работу с планами ответов, со структурно-логическими схемами, опорными блоками и другими методическими приемами, используемыми затем во время зачета.

Также очень важно сформировать у учащихся умение слушать, анализировать и оценивать работу товарищей. Подобное умение, как правило, необходимое на зачете и требует от учителя систематической отработки в процессе обучения.

Подготовка учащихся к зачетному уроку в основном заключается в повторении учебного материала в соответствии с предложенным учителем планом или системой вопросов. Она может включать и подготовку к решению задач, и повторение лабораторных или практических работ.

Возможны и специальные зада­ния перед зачетом, предполагающие, например, составление какой-то таблицы обобщающего характера, повторение экзаменационного материала или материала других тем или разделов. Поскольку зачетный урок может включать элементы самостоятельной домашней работы - сообщение докладов, интересной дополнительной информации, результатов каких-либо исследований, подготовка к зачету требует и индивидуальной работы школьников под руководством учителя.

Лекция 17

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЧЕТА ПО ФИЗИКЕ

 

Формы организации зачета по физике могут быть самыми разными - все зависит от содержания проверяемого учебного материала, уровня подготовленности класса и умения работать на зачетном уроке и, конечно, мастерства учителя. Рассмотрим некоторые наиболее отработанные виды зачетных уроков.

Комбинированный зачетный урок - один из самых распространенных видов зачета - предполагает проверку как теоретического материала, так и умения решать задачи и выполнять практические или лабораторные работы. В зависимости от характера учебного материала время, отводимое на выполнение каждой части работы, может быть разным.

Устный теоретический материал принимают у учащихся и оценивают помощники учителя; лабораторные и экспериментальные работы могут принимать также специально подготовленные ассистенты либо сам учитель.

Проверку решаемых на зачете задач можно предоставить учителю, помощникам, а еще лучше - компьютеру. Последний быстрее всех и, главное, объективнее справится с возложенной на него задачей и освобо­дит учителя.

Таким образом, каждый отвечающий школьник про­ходит поэтапно через все три вида деятельности и получает как минимум 3 оценки. Если же устный ответ принимают несколько «экзаменаторов» (каждый свой вопрос или группу вопросов), то число оценок будет больше.

Основная задача учителя на уроке заключается в контроле за соблюдением «маршрута» и времени работы на отдельных этапах, а также в помощи в случае необходимости как опрашиваемым, так и своим ассистентам.

В начале урока учитель объясняет порядок работы, указывает «места дислокации» и задачи каждого помощника, а в самом конце урока - собирает все оценки, объявляет общую оценку каждого Ученика и подводит итоги работы.

Аналогичным образом может быть организована работа по проверке только теоретического материала или теоретического материала и умения решать задачи по определенной теме. Важно при этом, чтобы деятельность учащихся на уроке не была однообразной, например только ответ экзаменаторам. И задания, и формы контроля должны быть разными, в совокупности решающими Ровную задачу - проверки знаний и умений учениковпо всему материалу темы.

В слабом классе или в классе, учащиеся которого еще не овладели навыками работы на зачете при устной проверке теоретического материала, можно в начале урока провести предварительное прослушивание самих «экзаменаторов» у доски. Контролировать и оценивать отвечающих «экзаменаторов» может учитель или класс, слушающий и анализирующий рассказ, или же взаимный контроль нескольких «экзаменаторов».

После этого «экзаменаторы» приступают к работе в группах или к поочередному индивидуальному опросу остальных учеников.

Как показывает практика работы учителей физики, возможна организация и экспериментальных уроков-зачетов. Это может быть, например, зачет по эксперименту.

Учащиеся должны продемонстрировать знание устройства и принципа действия каких-либо приборов, технических установок; умения пользоваться приборами, производить измерения, собирать цепи, читать и строить графики, подготовить и провести лабораторную работу или решить экспериментальную задачу и т.д.

Поскольку выполнение лабораторных работ и экспериментальных заданий требует значительных затрат времени и ученик, как правило, не всегда может выполнить все работы, учитель должен обеспечить случайность и равновероятность выбора того или иного задания.

Можно, наконец, организовать и чисто письменный зачет. Задания для учащихся на таком уроке должны быть обязательно разнообразными. Это может быть и письменный ответ на теоретический вопрос, и решение задачи, и работа с различными дидактическими материалами и другие методические средства контроля. Письменный зачет ни в коем случае не должен превра­щаться в написание сочинения «на тему...». Однако в любом случае письменный зачет - гораздо менее эффективная и менее интересная для школьников форма контроля знаний.

Укажем в заключение еще на один методический прием, который может быть использован на зачете и сделает его более эффективным.

В предложенных выше вариантах видов зачетных уроков действуют ассистенты - помощники учителя. Выбор помощников - дело сложное и порой небезболезненное для класса. Как показывает опыт работы учителей, без «экзаменаторов» можно обойтись.

Учитель, например, предварительно организует в классе группы школьников - по 4 человека в каждой (ученики двух друг за другом стоящих столов). В каждую группу обязательно входят учащиеся с разной подготовкой по физике, но лидер группы не выделяется учителем.

На уроке, в удобный для учителя момент школьники включаются в обсуждение вопросов, данных учителем. Обсуждение вопросов ведется коллективно, а затем коллегиально выставляются оценки. Как правило, оценки в этом случае бывают наиболее объективными, все работают на равных условиях и могут сравнивать свои знания.

Затем учитель собирает самооценки учеников и приступает к «защите» полученных оценок, вызывая по своему усмотрению тех или иных учащихся к доске (из разных групп) и обсуждая вопросы - все или наиболее существенные узловые. Выставленные за ответы оценки также обсуждаются со всем классом.

В тех случаях, когда класс подтверждает пра­вильность выставленной группой оценки, отвечающий ученик тем самым добивается права считать все оценки в группе верными, и учитель их выставляет или учитывает при дальнейшем движении по «маршруту». Если же ответ представителя группы оказывается хуже и не подтверждает оценки, то снижаются отметки всех членов этой группы. Надо сказать, что подобное случается крайне редко. При такой организации опроса контроль «экзаменатора» заменяется самоконтролем учащихся.

Оценка знаний и умений учащихся по физике. Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. При выставлении оценок учителя руководствуются определенными критериями, к которым относятся объем, глубина и осознанность знаний, умение анализировать и обобщать изученный материал и пользоваться приобретенными знаниями в познавательной и практической деятельности.

Ориентирами для учителя при оценивании знаний могут служить примерные нормы оценки знаний и умений по физике, приведенные в общеобразовательной программе, разработанной коллективом сотрудников Института общего среднего образования РАО. В программе, в частности, выделены знания и умения, которые учитываются при оценке.

К ним относятся знания:

о физических явлениях:

- признаки явления, по которым оно обнаруживается;

- условия, при которых протекает явление;

- связь данного явления с другими;

- объяснение явления на основе научной теории;

- примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

-явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

- определение понятия (величины);

- формулы, связывающие данную величину с другими;

- единицы физической величины;

- способы измерения величины;

о законах:

- формулировка и математическое выражение закона;

- опыты, подтверждающие его справедливость;

- примеры учета и применения на практике;

- условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

- опытное обоснование теории;

-основные понятия, положения, законы, принципы;

- основные следствия;

- практические применения;

- границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

- назначение;

- принцип действия и схема устройства;

- применение и правила пользования прибором.

Оценке подлежат следующие умения:

- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;

- самостоятельно работать с учебником;

- решать задачи на основе известных законов и формул;

- пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

- планировать проведение опыта;

- собирать установку по схеме;

- пользоваться измерительными приборами;

- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

- оценивать результаты измерений и вычислять погрешности измерений (для старших классов);

- составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

В программе приводятся примерные нормы оценок за устные ответы учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу,

- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

- выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

- правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка знаний и умений учащихся должна сопровождаться разбором положительных и отрицательных сторон в знаниях учащихся. В этом случае учащиеся смогут уяснить требования учителя к их знаниям и будут стремиться работать в соответствии с ними. Оценка должна быть справедливой, объективно отражающей знания учащегося; недопустимо формальное отношение учителя к оценке знаний учащихся.

Следует помнить, что оценка является определенным воспитательным фактором, поэтому она в ряде случаев может носить поощрительный характер и стимулировать желание учащихся добиваться хороших результатов в учебе.

Все данные учета знаний и умений учащихся выставляются в журнал и в ученический дневник. Важно, чтобы учащиеся знали, какие оценки и за что им выставляются. Что касается числа оценок, то всесторонность и надежность учета требуют, чтобы у каждого учащегося их было по возможности больше; однако нельзя впадать в другую крайность - ставить оценку за каждое произнесенное слово.

Это может привести к тому, что сложится впечатле­ние о легковесности оценки, о возможности получить ее без особого труда, в то время как отметка должна быть объективным показателем достижений учащихся и качества их повседневной учебной работе.

 

 

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

В практике работы образовательных учреждений сложились относи­тельно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения.

Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе (содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции «Педагогические технологии обучения»). Выделяют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение — вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привле­чением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств на веру.

Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обуче­ния достигается всеми обучающимися.

Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации лич­ностной образовательной траектории в заданном образовательном про­странстве.

Личностно ориентированное обучение — вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение вид обучения, основывающийся на програм­мировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в конт­рольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — моду­лю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение вид обучения, позволяющий достигнуть це­лей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.

Межпредметное обучение — вид обучения, основывающийся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

В настоящее время можно разделить виды обучения на две большие группы – это очное или традиционное, включающее в себя все разнообразие видов обучения, и заочное или дистанционное. В данном случае разделение идет по форме и, самое главное, по средству получения знаний. В первом случае за основу берется человек (учитель), как средство дающее знание, а, во втором, – компьютер.

Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме:

изучение нового - закрепление - контроль - оценка.

Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.

В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин.

Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.

В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала.

Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

Дистанционное обучение (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

· Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

· Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

· Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС (гибкие информационные системы) - технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

· Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

 

Лекция 19

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.