Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение. Основные понятия экологии




«Экология»

Цель дисциплины: получение студентами теоретических знаний в области общей и хозяйственной экологии, контроля, организации и управления природоохранной деятельностью.

Требования к уровню освоения содержании курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-10, ОК-13, ПК-10, ПК-12, ПК-14,ПК-15, ПК-19

Место дисциплины в учебной плане: Цикл Б 2, базовая часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины: Предмет и задачи экологии, методы экологических исследований, взаимосвязь с другими науками. Биосфера как область взаимодействия общества и природы. Биосфера и человек. Взаимоотношения организма и среды. Среда и условия существования живых организмов. Популяции. Биотические сообщества. Экологические системы.

Глобальные проблемы окружающей среды. Экология и здоровье человека.

Экологические принципы рационального природопользования и охраны природных ресурсов. Экозащитная техника и технологии.

Экология и экономика. Основы экономики природопользования. (Экол.природопольз)

Основы экологического права. Профессиональная ответственность.

Международное сотрудничество в области окружающей среды.


 

Задачи дисциплины:

- изучение базовых понятий при рассмотрении биосферы и ноосферы, принципов организации популяций, сообществ и экосистем;

- изучение основных концепций и перспектив экологии в связи с технологической цивилизацией;

- деградация природной среды, распознание негативных процессов и явлений;

- изучение проблем сохранения окружающей среды в современных условиях;

- изучение природных ресурсов;

- изучение проблем загрязнения воздуха, почв, вод, растений, продуктов питания и влияния загрязняющих веществ на здоровье человека;

- изучение основ экологического права;

- изучение экологических проблем и ситуаций.

 


Литература

Основная литература

1. Акимова, Татьяна Акимовна. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2007. – 511 с.

2. Дмитриев, Василий Васильевич. Прикладная экология: учебник / В. В. Дмитриев, А. И. Жиров, А. Н. Ласточкин. — М.: Академия, 2008. – 608 с.

3. Коробкин, Владимир Иванович. Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 13-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 608 с.

4. Назаренко О.Б. Экология: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 100 с.

5. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера. Учебное пособие. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2000. – 284 с.

6. Радкевич В.А. Экология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. –159 с.

7. Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология: Учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., исправл. – СПб: Химия, 1997. – 240 с.

8. Шилов И.А. Экология: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2009. – 512 с.

Дополнительная литература

9. Белозерский, Геннадий Николаевич. Радиационная экология: учебник / Г. Н. Белозерский. – М.: Академия, 2008. – 384 с.

10. Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997. – 352 с.

11. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И.Жукова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

12. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 672 с.

13. Снакин, Валерий Викторович. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь / В. В. Снакин; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Музей землеведения; Российская академия наук (РАН), Институт фундаментальных проблем биологии. — М.: Academia, 2008. — 815 с.

14. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997. – 232 с.

15. Хаскин, Владлен Владимирович. Экология человека: учебное пособие / В. В. Хаскин, Т. А. Акимова, Т. А. Трифонова. – М.: Экономика, 2008. – 367 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.mnr.gov.ru/ - сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

http://www.zapoved.ru/ - особо охраняемые природные территории РФ;

http://ecoportal.su/ - Всероссийский экологический портал;

http://www.ecooil.su/ - сайт «Нефть и экология»;

http://nuclearwaste.report.ru/ - сообщество экспертов. Тема: радиоактивные отходы.

 

Формы контроля знаний:

1) Домашние задания к семинарам, доклад;

2) рефераты;

3) тестирование (бланочное, компьютерное);

4) устный и письменный опрос.

 

Итоговый контроль:

1) домашняя контрольная работа;

2) экзамен – летняя сессия.

 


Введение в экологию. Основные понятия.

Экология – это наука о взаимных связях и взаимном влиянии живых организмов и окружающей их среды.

Термин “Экология” предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. Этот термин образован от греческих слов: “oikos” – дом, жилище, родина и “logos” – учение, наука и в буквальном переводе означает “наука о среде обитания”.

Э. Геккель дал такое определение экологии: “Экология – это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонистические и антогонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом.

Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот другие определения науки "экология":

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

Экология - наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах


Сложности определения экологии

- Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами

- Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.

- Деление экологии на общую экологию и частную экологию

- Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биоценозов и экосистем

- Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию

- Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

 

Ввиду сложности и глобальности предмета изучения, на который претендует экология, некоторыми учеными высказывались сомнения:

· А является ли экология самостоятельной наукой?

· Не есть ли она лишь искусственный синтез других отраслей знания?

 

Ответ: Область знаний может претендовать на роль самостоятельной науки, если имеет самостоятельные, присущие только этой науке:

1) предмет изучения,

2) цели и задачи,

3) набор методов и средств исследования, т.е. методологию.

 

По этим признакам на вопрос о самостоятельности науки “экология” следует ответить положительно.

Если схематически изобразить уровни организации живой материи (биосистем) и сопоставить им науки, изучающие соответствующие уровни, то получим следующую картину (рис).

 



 
 
Космос


11 Þ Астрофизика, астрономия.

 

       
 
Биосфера
   
 


 
 
Экосистемы


Сообщества
Þ Экология.

 

Популяции
7

 

Организмы
Биология, отрасли биологии

6 Þ (ботаника, зоология, микробиология и

т.д.).

Органы, ткани

5 Þ Гистология, анатомия, физиология.

 

Клетки

4 Þ Цитология (область биологии).

 

Гены

3 Þ Генетика (ген-участок молекулы ДНК

единица наследственного материала)

Молекулы

2 Þ Химия, биохимия, молекулярная

биология.

 
 
Атомы Элем. частицы


1 Þ Физика.

 

 

Рис.1. Уровни организации живой материи.


Каждый уровень организации живой материи требует самостоятельного изучения. Организация и функционирование надорганизменных биологических систем: популяционных, сообществ, экосистем и биосферы – суть и являются предметом изучения экологии (уровни 7-10 на рис.1).

Таким образом, предметом изучения экологии в широком смысле является система “организмы плюс среда их обитания”, причем среда, преобразованная самими организмами и, в частности, человеком.

В последние десятилетие, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась всего человечества, произошел взрывообразный рост обеспокоенности и общественного интереса к экологической проблематике. Если до 60-х годов CC столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла за ее рамки, переросла в новую интегрированную дисциплину, связанную с естественными, инженерно-техническими и гуманитарными науками. Важность и актуальность экологических проблем для судеб человечества столь велика, что для их решения необходима мобилизация всех отраслей знаний, накопленных человечеством. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение целями, идеями и методами между такими науками, как: науки о Земле, математика, физика, химия, классическая экология, вычислительная техника, теория больших систем, экономика, социология, политология, юриспруденция, этика, философия, медицина и др.


Этот процесс проникновения идей и задач экологии в другие области знания получил название э к о л о г и з а ц и и. Экология становится интегральной гипернаукой (“природа не знает факультетов”).

Расширение предмета экологии привело к появлению новых ее определений. Авторитетный американский эколог Юджин Одум дает такое определение (1986 г.):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.