Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Модели социальной политики

Применение, хранение.

Количественное определение

Определяют количественно натрия фторид потенциометрически с фторчувствительным электродом.

Препарат восполняет дифицит фтора в организме. Применяют для профилактики кариеса зубов, для лечения и профилактики остепороза. Применяют внутрь виде таблеток и драже по 15 и 20 мг, в идее полосканий 0,05 и 0,2 % ные растворы.

Хранят по списку Б, в хорошо укупоренной таре, при комнатной температуре.

Существующие модели социальной политики при всех их различиях могут быть сведены к двум основным типам.

1. Модель государственного патернализма ориентирована на определение го­сударством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) парамет­ров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопуще­ние возникновения) альтернативных видов этих отношений.

Данная модель социальной политики предполагает принятие на себя государст­вом полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социаль­ного обеспечения при отсутствии девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина.

Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данной модели финансируются из государственных источников — государственного бюджета, специальных фондов социального назначения. Государство жестко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда работников вне зависимости от экономических показателей предприятия, на котором они работают.

Одновременно государство планирует объемы производства потребительских товаров и услуг, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы. Це­ны на произведенную продукцию устанавливаются государственными органами по це­нообразованию вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Как правило, государство выделяет перечень социально значимых товаров, цены на которые могут быть ниже себестоимости (например, товары детского ассор­тимента, жилищно-коммунальные услуги) и предметы «роскоши», цены на которые, как правило, существенно выше себестоимости (автомобили).

Государство берет также на себя заботу об обеспечении в случае необходимости домохозяйств жильем, распределении земельных участков для развития натурального производства сельскохозяйственной продукции.

Достоинством модели социальной политики государственного патернализма является так называемая «уверенность в завтрашнем дне» для основной части населе­ния. Исключена как социальный феномен безработица. Заранее известны размеры оп­латы труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуга первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потен­циала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным Госу­дарство защищает экономические и социальные права идеологически послушных гра­ждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности.

К недостаткам данной модели относится, прежде всего, дефицит товаров и ус­луг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство вынуждено вмеши­ваться в сферу их распределения, заменяя денежный оборот в отдельных секторах по­требительского рынка оборотом тем или иным способом документированных прав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах эко­номической деятельности в негосударственном секторе экономике, которая могла бы привести к неконтролируемому росту их доходов. Уровень благосостояния граждан зависит не столько от результатов их деятельности, сколько от принадлежности к той или иной организации: исходя из политических приоритетов, государство в условиях товарного дефицита использует механизм фондированного распределения товаров и определяет организации, куда они направляются в первоочередном порядке. Не поощ­ряется развитие независимых интеллектуальных центров и самоорганизаций граждан - потенциальных оппонентов существующей модели организации общества и проводи­мой в нем социальной политики. Появление экономически независимых от государства домохозяйств в сколько-нибудь значительных количествах также не поощряется.

 

Социальная политика по модели государственный патернализма проводилась в прежнем СССР и Российской Федерации как одной из входивших в его состав союзных республик с конца 1920-х гг., когда началась так называемая «социалистическая» индустриализация, потребовавшая концентрации ресурсов в руках государства до конца 1980-х гг., когда были приняты законы «О кооперации», «О госу­дарственном предприятии (объединении)», пакет нормативных документов «О коренной перестройке управления экономикой». Расширение в тот период экономической компоненты общественной жизни за счет отмены части административных и идеологических ограничений привели к быстрому краху проводившейся социальной политики — новые экономические возможности оказались для части населения существенно шире существовавших социальных гарантий.

 

2. Либеральная модель социальной политики базируется на постулате о разде­лении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанно­стью общества является забота о слабых, и создание условий для раскрытия экономиче­ского потенциала сильных.

Экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финан­сируемую из бюджетных ресурсов. Государство устанавливает правила доступа граж­дан (домохозяйств) к этим системам, виды социальной поддержки и их размеры. При этом широко используется принцип адресности, в соответствии с которым от возмож­ных потребителей социальной поддержки исключаются домохозяйства с душевыми доходами, превышающими некоторый установленный минимум. Экономически «сла­бым» гарантируется получение из бюджета различных социальных пособий, включая пособия по нуждаемости, пенсии по инвалидности, социальные пенсии, которые на­значаются при отсутствии трудового стажа, и некоторые другие выплаты. Для эконо­мически слабых сохраняется также возможность бесплатного получения в аренду жи­лья в муниципалитетах однако качество этого жилья существенно ниже приобретаемо­го на свободном рынке.

Кроме того, государство создает предпосылки для развития благотворительной деятельности юридических и физических лиц, которая расширяет возможности соци­альной поддержки экономически слабых домохозяйств.

В том случае, если государство заинтересовано в решении каких-либо крупных социально-экономических проблем, то оно оказывает социальную поддержку одно­временно как экономически слабым, так и экономически сильным домохозяйствам.

Такая ситуация может возникнуть, в частности, при стимулировании миграции населе­ния из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные предоставлением домохозяй­кам специальных жилищных субсидий. Но размеры этих субсидий как правило дифференцируются в зависимости от различных факторов, и прежде всего от величины душевых доходов в домохозяйствах.

Что касается экономически сильных домохозяйств, то они в большинстве слу­чаев исключаются из систем социальной поддержки, которые финансируются из госу­дарственного бюджета. Это, однако, не означает, что они не вправе рассчитывать на такую поддержку - важно то, что она оказывается за счет других источников финанси­рования.

Эти источники в либеральной модели социальной политики формируются за счет обязательных взносов на социальное страхование. В период своей занятости ра­ботник и работодатель являются обязательными участниками государственных страхо­вых систем, которые обеспечивают выплату денежных возмещений при наступлении таких основных страховых случаев, как, например:

а) достижение пенсионного возраста и трудового стажа, достаточных для на­значения трудовых пенсий;

б) заболевание, связанное, либо не связанное с профессиональной деятельно­стью и временная утрата работоспособности. В этом случае осуществляются возмеще­ние стоимости медицинских услуг, связанных с лечением по программам обязательно­го медицинского страхования, а работнику - пособий по временной нетрудоспособно­сти;

в) признание гражданина трудоспособного возраста нетрудоспособным (уста­новление инвалидности), вследствие чего ему назначается пенсия по инвалидности;

г) потеря гражданином трудоспособного возраста рабочего места и регистрация его в качестве безработного, после чего ему назначается пособие по безработице.

Государство устанавливает принципы и алгоритмы определения выплат обяза­тельных социальных пособий в системе социального страхования, содействует разви­тию негосударственного социального страхования.

Зарплата работников, за исключением тех из них, которые заняты в организаци­ях, финансируемых из бюджета, устанавливается работодателями самостоятельно в зависимости от результатов экономической деятельности организации.

Производство товаров и услуг для населения осуществляется не в соответствии с утвержденными государственными планами, а на основе имеющегося платежеспо­собного спроса населения.

Основным достоинством либеральной модели социальной политики является ее ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего, к произво­дительному и творческому труду) в интересах не лимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социаль­ной поддержки нуждающихся в ней домохозяйств. В домохозяйствах, постоянно уча­ствовавших своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего - пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например, достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость боль­шинства домохозяйств от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уров­нями потребления экономически сильных и экономически слабых домохозяйств, вели­чинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования с другой стороны. Эти различия существовали для различных категорий домохозяйств и в случае получения социальных посо­бий из одних и тех же источников финансирования.

 

Действовавший на рубеже XX - XXI вв. в России Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливал значительную дифференциацию размеров пособия по безработи­це для зарегистрированных безработных в зависимости от их трудовой биографии - от минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем ре­гионе - субъекте Российской Федерации. В конце 2000 г. отличия между минимальным (100 руб.) и максимальным (1285 руб. в среднем в Российской Федерации) размерами ежемесячных пособий по безработице составило почти 13 раз.

 

Общее между рассмотренными моделями социальной политики заключается в том, что в случае возникновения экстремальных (форс-мажорных) ситуаций по при­родным (землетрясения, наводнения и т.п.) или техногенным причинам (аварии, терак­ты и др.) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов.

 

Социальная политика, которая проводилась в России в 1990-е гг., носила эклектичный характер. В ней сочетались элементы социальной политики государственного патернализма и ее либеральной мо­дели. Внедрялись элементы адресной социальной поддержки - например, на получение ежемесячных детских пособий в конце 1990-х гг. - начале 2000-х гг. могли претендовать только те домохозяйства с детьми, душевой доход в которых был не выше 100% величины установленного прожиточного миниму­ма. В регионах апробировались различные модели назначения выплат пособий по нуждаемости, а на. Развивались негосударственный сектор социальной сферы, предоставлявший свои услуги по рыночным ценам в здравоохранении, высшем образовании. В этих отраслях сохранялись бесплатные социальные услуги, предусмотренные Конституцией России. Вместе с тем большинство населения по-прежнему оп­лачивало жилищно-коммунальные и частично - транспортные услуги по ценам ниже их себестоимости, в связи с чем в региональных и местных бюджетах предусматривалось выделение средств на дотации предприятиям, которые оказывали эти услуги.

 

Все остальные модели социальной политики в принципе являются разновидно­стями рассмотренных выше двух основных ее моделей. Они могут различаться, но только по значениям своих базовых показателей, позволяющих относить одну из них к модели государственного патернализма, а другую - к либеральной.

В частности, в либеральной модели социальной политики степень может значи­тельно колебаться участия работника и работодателей в обязательных выплатах в сис­тему социального страхования. Так, если в середине 1990-х гг. взносы работников в Дании превышали взносы работодателей почти в 4,2 раза, а в Нидерландах - в 3,4 раза, то в Швеции практически все взносы на социальное страхование производились рабо­тодателями, а доля работников составляла всего 0,7%. Значения этой доли были также низкими в Исландии (3,9%) и Финляндии (5,5%).

В свою очередь, модель социальной политики государственного патернализма может различаться степенью жёсткости, наличием или отсутствием возможностей по­лучения населением доходов в денежной и натуральной формах из альтернативных го­сударственным источников. Примером может служить аграрная политика в прежнем СССР, когда личное приусадебное хозяйство граждан рассматривалось либо как пре­пятствие для полноценной работы в коллективном хозяйстве (конец 1950-х - начало 1960-х гг.), либо, наоборот, как фактор увеличения производства сельскохозяйствен­ной продукции в стране (1970-е - 1980-е гг.)

В стабильных социально-экономических системах обе модели социальной по­литики также стабильны. Их базовые элементы могут эволюционировать с течением времени, но в основном им присуща устойчивость (гомеостазис). В развитых рыноч­ных экономиках социальная политика, предлагаемая так называемыми «либеральной» и «социалистической» партиями, периодически сменяющим друг друга у власти не приводит к смене либеральной модели социальной политики моделью государственно­го патернализма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качественный анализ. Количественное определение | Замкнутый контур с током в магнитном поле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.