Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к решению глобальных проблем современности

 

Осознавая эту задачу, нельзя ратовать за возобладание в массовом сознании людей всего мира неких идей катастрофизма – состояний без­удержной тревоги, постоянного страха за сегодняшнюю и будущую свою жизнь. Понятно, что такое сознание выбивало бы людей из привычных условий их жизни.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

- гуманизация мирового сообщества;

- воспитание неагрессивной личности;

- разумное ограничение и тщательное планирование научно-технического прогресса;

- улучшение качества социального прогнозирования и повышение достоверности научных прогнозов развития человечества;

- создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

В решение проблемы по устранению войны из жизни современной цивилизации к наиболее эффективным мерам можно отнести:

- отказ от войны и военно-силовой политики;

- приоритет международного гуманитарного права;

- повышение роли международных политических организаций (ООН, ОБСЕ);

- признание нерушимости государственных границ, установленных после второй мировой войны;

- создание многополярного мира вместо биполярного;

-развитие доверия и межгосударственного сотрудничества;

- признание права за странами и народами права самостоятельного выбора пути развития;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- организация контроля за распространением ядерного оружия и разоружением;

- ограничение воинской деятельности в интересах будущего развития цивилизации.

Среди путей и способов решения глобальных экологических проблем можно отнести:

- финансирование природоохранных программ;

- рациональное потребление ресурсов, сырья и энергии;

- совершенствование экологического законодательства;

- подготовка специалистов-экологов;

- использование международного опыта государств;

- внедрение экологически чистых, малоотходных технологий;

- повышение достоверности экологических прогнозов и экспертиз;

- формирование экологического сознания.

Известный американский социолог А. Тоффлер, один из авторов концепции "постиндустриального общества", свободного от глобальных проблем, к основным признакам переходного периода к новому типу цивилизации относит следующие:

- постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным;

- замена массового производства товаров и услуг производством четко ориентированных на потребителя;

- сдвиг с организации корпораций к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем;

- демассификация средств коммуникации. Этому процессу способствует развитие кабельного телевидения, спутников связи.

Этот переходный период, согласно А. Тоффлеру, связан и с появлением множества попыток идеализировать образ жизни людей "первой и второй волны" (под "первой волной" понимается доиндустриальное общество, под "второй волной" - индустриальное общество, под "третьей волной" - информационное общество). При этом обычно упускается из виду, что эти люди, особенно на ранних этапах развития общества, чаще всего жили в условиях жесткой деспотии, без каких бы то ни было гражданских прав и контактов с внешним миром. А. Тоффлер подчеркивает, что любая идеализация "первой волны" объективно служит лишь на руку тем защитникам индустриального общества, которые пытаются предотвратить наступление революционных перемен. Централизованное государственное планирование не сможет ужиться с требованиями "третьей волны", так как способно лишь решать проблемы, связанные с массовыми тенденциями, и не приспособлено для решения вопросов локального, ориентированного на потребителя производства. Многие страны, по его мнению, хотели бы получить все связанные с "третьей волной" выгоды довольно просто - за счет электронной техники из-за рубежа, забывая, что сама по себе технология ничего не решает. Для этого необходима и культура, и политическая система "третьей волны".

В капиталистической системе, по мнению А. Тоффлера, основное противоречие связано с концепцией частной собственности. Он считает, что частная собственность переживает глубокую трансформацию ввиду отделения функций собственности от функций управления. Многие решения, касающиеся частного капитала, принимаются правительственными бюрократами. В обществе "первой волны" основной собственностью была земля, "второй волны" - промышленные средства производства. В условиях "третьей волны" останется собственность и на землю, и на другие средства производства, но главным объектом собственности станет информация.

Революционность такого изменения связана с нематериальностью и потенциальной бесконечностью информации. Уже в обществе "второй волны" возникла возможность появления символических форм собственности. Собственность на информацию приведет к метасимволичности, что противоречит самой сущности собственности, основанной на материальности и конечности ее объекта.

Следовательно, в информационном обществе, в отличие от индустриального, главным будет вопрос о том, как производить вещи, а не о том, как управлять вещами. Старая идея, что сознание - это власть, отживает свой век. Для достижения власти в наши дни необходимо знание о знаниях. Так утверждал А. Тоффлер, и с ним трудно не согласиться.

Таким образом, среди глобальных проблем современной цивилизации, порождающих ее противоречия, в первую очередь выделяются проблемы войны и мира, предотвращения планетарного военного столкновения, экологии. Особую тревогу человечества вызывает и проблема дегуманизации культуры как тенденции общественного развития, проявляющаяся в самых разнообразных формах экономической, политической и духовной жизни. Думается, что решение этих глобальных проблем современной цивилизации возможно на путях прогрессивного развития мировой культуры.

Характеризуя глобальные проблемы современности, необходимо не только перечислить их, но и отметить их практическую неисчерпаемость. Помимо уже названных проблем существуют такие, как: международный терроризм и наркомания, распространение СПИДа и крушение нравственных ценностей, проблемы образования, культуры и др. Однако главное состоит не в том, чтобы перечислить проблемы, а в выборе реалистических способов их решения. Выживание человечества, дальнейший социальный прогресс в условиях взаимосвязанного и целостного мира, становление и развитие единой цивилизации на Земле предполагают не только всеобщее признание таких фундаментальных и гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, всевозрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов, но и практическое воплощение их. Поиску путей разрешения глобальных проблем посвятили свои исследования многие ученые. Это наши соотечественники В.И. Вернадский и А.Д. Сахаров, западные ученые Р. Хейлбронер, Д. Медоуз, Г. Кан и др.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит философское осмысление глобальных проблем?

2. Каковы основания для классификации глобальных проблем?

3. В чем состоит специфика основных видов глобальных проблем и их взаимосвязи?

4. Почему проблемам мира и разоружения в системе глобальных противоречий принадлежит центральное место?

5. Каковы основные признаки современной экологической ситуации?

6. В чем проявляется связь глобальных проблем современности с научно-техническим прогрессом?

7. Каковы пути решения глобальных проблем мировым сообществом?

8. Каковы будущие перспективы развития современной цивилизации?

Литература:

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник /В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

2. Васильев В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2012.

3. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток. – В 4 кн. – М.: Академический проект, 2012.

4. Зотов А.Ф, Миронов В.. Разин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012.

5. Краткий философский словарь: словарь /Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

6. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

7. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

9. Подопригора С.Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2012.

10. Философия: учебник /МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

11. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.

12. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек перед лицом глобальных проблем | Лекция 12. Искусство Франции-Италии XVIII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.