Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный и рыночный спрос




Сезонный фактор.

Вкусы и предпочтения потребителей.

4. Цены на взаимосвязанные (сопряженные) товары. Изменение цены на взаимосвязанный товар может привести к увеличению или снижению спроса на данный товар в зависимости от того, являются ли рассматриваемые товары взаимозаменяемыми (субститутами) или взаимодополняющими (комплиментами):

– цены на дополняющие товары. Комплементы (complementary goods) – блага, дополняющие друг друга в потреблении. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость: когда цена на один из них меняется, спрос на другой изменяется в противоположном направлении.

– цены на заменяемые товары. Субституты (substitutional goods) - блага, замещающие друг друга в потреблении. Когда два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

  1. Ожидания потребителей. Изменение потребительских ожиданий относительно

уровня доходов и цен в будущем способны в значительной степени изменить текущий спрос. Так, ожидание повышения уровня цен или доходов в будущем может привести к росту спроса на данный товар в настоящее время. И наоборот, появившиеся ожидания в отношении снижения цены или уменьшения доходов потребителей в будущие периоды могут привести к тому, что текущий спрос на те или иные товары и услуги снизится.

Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов, влияющих на формирование спроса (неценовых детерминант спроса), и графически выражается сдвигом всей кривой спроса.

Если из-за изменения какого-либо фактора потребители обнаруживают желание и способность приобретать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем то, которое они приобретали раньше, то происходит увеличение спроса (см. рис. 3, а). Графически увеличение спроса отражается сдвигом кривой спроса вправо (точнее, вправо вверх).

Уменьшение спроса отражается сдвигом кривой спроса влево (точнее, влево вниз), то есть по тем же ценам потребители готовы купить меньшее количество данного товара (см. рис. 3. б).

 

Рис.3. Изменение спроса на товар (сдвиг кривой спроса).

Индивидуальный спрос представляет собой спрос отдельного потребителя на данный товар на данном рынке за определенное время.

Рыночный (суммарный) спрос – это суммарный спрос на данный товар всех индивидуальных потребителей на данном рынке за определенное время.

При определении рыночного спроса экономисты исходят из аксиомы о независимости потребителей, в соответствии с которой величина спроса на определенный товар данного потребителя не зависит от величин спроса на этот товар других потребителей.

Следовательно, если известны функции индивидуального спроса, то рыночный спрос можно получить аналитически, путем суммирования кривых индивидуального спроса всех и потребителей данного товара:

,

где Qd (p) – функция рыночного спроса,

– функция индивидуального спроса i –ого потребителя (i = 1,..., n).

Графически функцию рыночного спроса можно получить, просуммировав все индивидуальные кривые спроса по горизонтали (по оси Q), то есть сложив все индивидуальные величины спроса при каждом значении цены.

 

Рис.4. Построение функции рыночного спроса.

 

 

  1. Понятие предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

 

Предложение (supply S) – желание и возможности продавцов поставлять данное благо на рынок по каждой данной цене.

Формой проявления предложения является величина предложения.

Величина предложения (quantity of supply Qs) – количество благ, которое желают и могут поставить продавцы по данной цене.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого блага.

Математически прямая зависимость между величиной предложения на данный товар и его ценой может быть представлена тремя способами:

4) в виде шкалы предложения (табличный способ);

5) в виде кривой предложения (графический способ);

6) в виде функции предложения (аналитический способ).

 

1) Шкала предложения (табличный способ) – табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и объемом (величиной предложения).

С помощью шкалы предложения экономисты в табличной форме записывают все возможные соотношения между ценами данного блага и величинами предложения на него:

Таблица 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.