Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Антиномии языка

V. Происхождение и развитие языка. Морфологическая классификация языков.

IV. Язык и мышление.

В работе «О различии организмов человеческого языка…» Гумбольдт дает еще одно определение языка как органа, образующего мысль, и подчеркивает единство языка и мышления. Умственная деятельность посредством звука в речи становится внешней и доступной для чувств. Язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции. Он пытается объяснить, каким образом происходит соединение понятия как категории мышления со звуком: «Обозначать понятие звуком – значит соединять две вещи, которые никогда не могут совершенно перейти одна в другую. Тем не менее, понятие не может отрешиться от слова, как человек не может скинуть с себя своей физиономии». Для соединения звука и понятия в слове нужен посредник. Этим посредником является представление о предмете, с которым сталкивается субъект. Представление объективируется (превращается в объект), не отрываясь от субъекта. Это возможно только с помощью языка. Без описанного процесса невозможно образование понятий, а тем самым и действительного мышления. (Эта проблема до сих пор обсуждается современными лингвистами.) Слово не является эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета, а только побуждает человека определенным образом создавать понятие. Однако дух человека постоянно силится освободиться от уз языка: слова стесняют внутреннее чувство, которое всегда полнее их содержания. (Закладывается идея развития языка). Способ соединения понятий со звуком является общим для определенного народа, что делает возможным процесс общения.

 

В работе «О сравнительном изучении языков применительно к разным эпохам их развития» Гумбольдт связывает вопрос о происхождении языка с практическими потребностями человека и приходит к признанию социальной природы языка: язык всегда развивается только в обществе, он функционирует как средство обозначения предметов и как средство общения. Ученый отмечает диалектический характер языка: 1) каждый язык способен делиться на бесконечное множество языков отдельных представителей одного и того же народа и 2) все множество языков является одним целым. Язык возникает одновременно у отдельного человека и у всего народа.

Возникнув, язык непрерывно развивается. Выделяет 2 периода в развитии языка (см. Я. Гримм). Формирование языка в первый период он сравнивает с образованием кристаллов в природе. В эпоху образования форм «дух народа» больше занят способом выражения, чем тем, что выражается. На втором этапе в развитии грамматических форм наступает застой, однако бурно развивается мышление, и каждый язык приобретает свой колорит.

Условия возникновения языка допускают разнообразие структур языков, поэтому сложно дать полную классификацию языков. Кроме того, не все языки еще изучены. Но между языками есть общее, что их объединяет: «Так как природная способность говорить есть общий дар всему человечеству …, то значит, что форма всех языков в сущности одинакова…». Однако национальное своеобразие языков сказывается в различном соединении вещественного материала и формирующего его духа. В зависимости от формы Гумбольдт делит языки на совершенные и несовершенные. У первой группы языков проявляется полное соединение движения мысли и языка. У несовершенных языков синтез внутренней формы языка и звука слаб от природы. Такой синтез отражается в грамматическом строении языков: в образовании предложения, в производстве слов посредством аффиксов и флексий. Поэтому в основу своей морфологической классификации языков он кладет структуру слова и структуру предложения. Выделяет 4 типа (формы) языков: флективные, изолирующие (аморфные), агглютинирующие и инкорпорирующие. Наиболее совершенны, как он считает, флективные языки (правильные) (санскритские = индоевропейские), семитские языки (строго-правильные с чистейшей флексией). К несовершенным языкам относит агглютинирующие (тюркские, финские), инкорпорирующие (палеоазиатские, языки американских индейцев) и изолирующие (китайский - самый несовершенный язык, так ка в нем не выражены формальные отношения). Однако каждый язык обладает гибкостью, которая позволяет ему «все воспринимать в себя и всему давать из себя выражение». Осуждение языков он почел бы унизительным для человечества.

 

 

Противоречивые свойства языка Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий (противоречий), в существовании которых он видел диалектику языка. В работе «О сравнительном изучении языков…» он признает существование в языке и мышлении следующих пар категорий без последовательной детализации этих понятий: положительное – отрицательное; часть – целое; единичное – множественное; следствие – причина; деятельность – возможность; относительное – абсолютное; пространство – время и другие. Более тщательно интерпретируются 9 антиномий.

Язык и мышление (см. Раздел IV).

Произвольность знака и мотивированность элементов языка. Нет связи между звуковым выражением и понятием, но связь элементов языка мотивирована, так как общие отношения предметов, подлежащих обозначению, и грамматические формы слова основываются большей частью на общих формах воззрения и логической упорядоченности понятий.

Объективное и субъективное в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. «Язык мне принадлежит, потому что я произвожу его моею собственною деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения…, то меня, очевидно, ограничивает сам язык». Это происходит в нем от общечеловеческой природы. Таким образом, язык, переходя от индивидуального (субъективного) к всеобъемлющему бытию, становится великим средством преобразования субъективного в объективное.

Язык как деятельность и как продукт деятельности. (см. Раздел II).

Устойчивость и движение в языке. В любой данный момент язык есть нечто постоянное и вместе с тем преходящее. Каждый индивидуум вносит свои изменения в язык, но в тоже время он воспринимает язык таким, каким он дан предшествующими поколениями.

Целое и единичное в языке. Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу.

Индивидуальное и коллективное в языке. Языки можно считать творением народов, но в то же время они остаются творением отдельных лиц.

Язык и речь. (см. Раздел II).

Понимание и непонимание. «Никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги по воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах в то же время и разногласие».

 

Выводы

С именем В. Гумбольдта связывают становление философии языка и теоретической лингвистики как самостоятельных наук. Его лингвистическая теория настолько широка и всеобъемлюща, что ее влияние продолжает сказываться и в современном языкознании, несмотря на некоторые противоречивые выводы и сложности при доказательстве отдельных аспектов концепции. Многие выводы Гумбольдта привлекли внимание не только зарубежных ученых, но и способствовали развитию лингвистической мысли в России (см. работы Н.Г. Чернышевского, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ и др.).

 

Лекция №

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта | II. Биологическая концепция языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.