Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 5. Теория всестороннего и гармоничного развития личности, ее развитие

Резюме

История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что вы вкладываете в понимание поликультурного воспитания и воспитания на протяжении жизни?

2. В чем особенность «системы воспитания»?

3. По каким критериям оценивается та или иная воспитательная система?

4. В чем специфика воспитательных систем, наиболее известных в мировой практике?

5. Какие идеалы человека просматриваются в этих системах как эталон воспитания?

 

 

Общечеловеческую, непреходящую ценность имеет существующая почти 25 веков теория ГРЛ (теория гармоничного развития личности).

По косвенным данным, идея ГРЛ зародилась еще задолго до Аристотеля (384-323 гг. до н.э.) в недрах древнегреческой философии пифагорцев (VI в. до н.э.) и находила свое отражение в толкованиях Геранмета Эфеского (ок. 530-470 гг. до н.э.), Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), базировавшихся на конкретной социально-экономической основе укрепления рабовладельческой демократии античного мира.

Однако, только в дошедших до наших дней трудах Аристотеля делается попытка научно обосновать и раскрыть теории грамотного развития на основе концепции неотделимости души от тела и наличия обыденных природой трех частей души (растительной, животной, разумной), связанных с питательной, чувствующей и рассудочной функциями души. Он приходит к мысли о необходимости обеспечения 3-х сторон воспитания человека (умственного, нравственного, физического) и утверждает, что их единство и взаимодействие обеспечивает ГРЛ. Аристотель не оставил в наследство педагогических трактатов, но в своих творениях «Этика», «Политика», «Афинская политика» неоднократно возвращался к этой теории и она, сыграла большую роль в формировании педагогических взглядов и убеждений последних поколений ученных.

Расцвет гуманистических взглядов постфеодального периода характерен выдвижением идеи формирования ГРЛ как цели воспитания подросткового поколения в труде. Мыслители-гуманисты 14-16 в., развивая эту теорию, пытались реализовать ее на практике. Итальянский ученный, педагог, Витторино да Фельтре (1378-1446 гг.) организация школьного дня бедных детей, соединение обучения со свободным творчеством и физическим развитием. Франсуа Рабле (1483-1553 гг.) критикуя методику зубрежки, раскрывая необходимость изучения естественных наук, занятий спортом, трудом.

В 1516 г. английский ученный-гумманист Томас Мор (1478-1553 гг.) обогатил теорию ГРЛ идей соединения обучения с производительностью труда путем организации обучения детей земледелию и их участия в работах на ближайших от города полях, а также обучение каждого ребенка определенному ремеслу по его выбору и поощрение изучения нескольких ремесел.

Гуманистической идеей ГРЛ проникнута книга итальянского мыслителя, политического деятеля и поэта Томмазо Компанеллы «Город солнца» (1623 г.). Существенный вклад в развитие этой идеи внес выдающийся швейцарский теоретик и практик буржуазно-демократической педагогики Песцаллоци Иоган Гербарт (1746-1827 гг.). Объединял в единую педагогическую систему физическое, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, раскрыл и научно обосновал огромный педагогический потенциал их взаимодействия для обеспечения ГРЛ человека.

Проблеме формирования ГРЛ на основе соединения обучения и производительности труда посветили работы Жан Жак Руссо, Сен-Симон, Шарль Фурье, Дистервег, Роберт Оуэн. Он посвятил свою жизнь, труд и материальные средства осуществлению этой теории на практике. Высоко ценил его заслуги перед наукой и человеком Н.Д. Ушинский.

Неоценимый вклад в изучение этой проблемы внесли: Гегель и Фейербах. Она нашла свое отражение, обобщение и развитие в научных трудах Маркса и Энгельса, раскрывших социально-деятельностные аспекты сущности личности и социальный характер материального производства, сущность, структуру, общественно-историческую роль и значение их связей и отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.