Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о морали, этике и нравственности




Ценностные основания профессиональной деятельности психолога.

Этические стандарты деятельности психолога

Значение этики в профессиональной деятельности. Регуляторы профессиональной деятельности психолога

Понятие о морали, этике и нравственности.

Психолога

Лекция 6. Этические основы профессиональной деятельности

План:

Литература:

1. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, Г. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. – М., 2002.

2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию / В. Н. Карандашев. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005.

3. Роджерс К. Взгляд на терапию. Становление человека / К. Роджерс. – М., 1994.

4. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. – М., 1995. – С.423-471.

5. Этические стандарты психолога. // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 158-161.

6. Этический кодекс психолога // Психологическая газета, Иматон. – 1996. – N 2-10.

7. Этический кодекс Российского психологического общества. – СПб., 2003. (электронная версия).

Человечество на протяжении тысячелетней истории сформировало определенные механизмы, обеспечивающие регуляцию деятельности и поведения человека и групп в обществе, благодаря которым стало возможным существование этого общества и жизнедеятельность людей в социальном мире. Эти механизмы не являются идеальными и безупречными, под влиянием времени, социальных изменений подвергаются изменениям. И тем не менее, эти механизмы выполняют функцию регуляции отношений человека и общества. Такая регуляция осуществляется на трех уровнях: правовом (государственные законы, правовые нормы), моральном (кодексы, производственно-административные распорядки, организационные уставы, инструкции, правилами, традиции) и нравственном (в основе лежит зрелость человека и его совесть).

 

Уровень регуляции Механизмы регуляции Субъект регулирования
правовой Законы, правовые нормы Государство
моральный Кодексы, распорядки, правила, традиции Социальные группы
нравственный Совесть Конкретный человек

Правовой уровень обеспечивается законами и нормативными актами определенного уровня. Это система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. Закон обязателен для выполнения всеми гражданами. Нарушение закона влечет ответственность человека (юридическую, административную, уголовную) и карается определенными санкциями, прописанными соответствующими законами

Моральный уровень – (от лат. mores – нравы, мoralis -нравственный) – представлен системой норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения). Мораль представляет собой форму общественного сознания, выполняющую функцию регулирования поведения человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде, быту, семье, в политике. В отличие от простого обычая и традиции, моральные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т.п.

Мораль появилась в человеческом обществе с древнейших времен. Одной из моральных норм, сформировавшихся в древности и дошедших до наших дней, является «Золотое правило этики», которое существует в прямой и обратной формулировках: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В нем заложена гуманистическая идея равенства и уважения человека к человеку.

10 заповедей Закона Божия являются нравственным кодексом для последователей религиозных учений (Не воруй; Не убий; Не произноси ложного свидетельства; Не прелюбодействуй; Почитай отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле и т.д.).

Мораль, существующая в социуме, в процессе воспитания и социализации человека присваивается им с детского возраста, интериоризируется, становится регулятором его поведения. Нравственные категории «добро», «Зло», «Хорошее», «Плохое» и т.д. ребенок слышит сначала от родителей. потом от учителей, сверстников, окружающих и т.п. У В.Маяковского в известном стихотворении: «Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Понятием, близким по смыслу к морали, является этика. Это слово было использовано в Древней Греции философом Аристотелем для обозначения науки, изучающей мораль. Сегодня часто слова мораль и этика используют как синонимы (этические принципы, моральные принципы).

Следующий уровень регуляции поведения – нравственный. Нравственность – это скорее совесть отдельного человека, основанная на принятии существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали. Если мораль является внешним регулятором поведения человека, то нравственность, совесть – это внутренний регулятор поведения человека.

В любой профессиональной деятельности важны все три уровня регуляции поведения человека. Данное утверждение в полной мере относится и к профессиональной деятельности психолога, относящейся к типу профессий «человек-человек». И здесь необходимо отметить, что в профессиональной деятельности психолога особое значение играет моральный и нравственный уровень регуляции. В какой бы сфере он ни работал, его деятельность характеризуется особой ответственностью перед клиентом и обществом. Кроме того, особенностью профессии «психолог» является то, что психолог имеет возможность получать и даже использовать различные знания о человеке, знает механизмы влияния на человека, что делает его клиента в определенной мере «открытым», уязвимым и зависимым от психолога, если тот нарушает требования профессиональной этики.

Нарушения моральных норм психологом имеет серьезные негативные последствия не только для него конкретно, но и для всего профессионального сообщества психологов.

Во избежание формирования в общественном сознании негативных установок о психологах, для обеспечения репутации психологического сообщества, эти вопросы регулируются этическим кодексом. Кодекс – свод правил, принципов, регламентирующих профессиональное поведения и отношения психолога с клиентами, с коллегами-психологами и др.

В современной России существует ряд таких документов, относящихся к профессиональным группам психологов в зависимости от ведомственной принадлежности:

Этический кодекс психологов ассоциации психотерапии и тренинга,

Этический кодекс РПО,

Кодекс военных психологов и др.

Одним из первых в России был опубликован «Этический кодекс ассоциации тренинга и психотерапии»

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ПСИХОЛОГА

Принцип А. Компетентность.

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Принцип В. Порядочность.

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность.

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Принцип D. Уважение к правам человека.

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

Принцип Е. Забота о благополучии других.

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Принцип F. Социальная ответственность.

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности [30].

Среди общественных профессиональных организаций психологов ведущую позицию занимает Российское психологическое общество, объединяющее психологов.

Этический кодекс Российского психологического общества был принят в 2003 году на 3-м съезде РПО.

Этический кодекс вводит понятия «заказчика» и «клиента» психологических услуг, описывает этические принципы и правила деятельности психолога.

В частности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.

В этическом кодексе Российского психологического общества представлены главные этические принципы и правила деятельности психолога:

ü принцип ненанесения ущерба Клиенту;

ü принцип компетентности психолога;

ü принцип беспристрастности психолога;

ü принцип конфиденциальности деятельности психолога;

ü принцип осведомленного согласия.

Каждый из названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновывается определенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоваться в профессиональной деятельности. Рассмотрим их.

1. Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.

Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их приме­нение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получе­ния согласия Клиента.

2. Принцип компетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апроби­рованные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

2.1.Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психо­логической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказ­чику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению.

2.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.

2.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

3. Принцип беспристрастности Психолога

Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученным научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социаль­ное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. Данный принцип реализуется следующими правилами.

3.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого иссле­дования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормали­зованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

3.2. Правило научности результатов исследования Психолога.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получив­шие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положе­ния, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

3.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.

Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, изве­стных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не рас­полагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть таким образом, оформлены, чтобы они не могли скомпро­метировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

4.1. Правило кодирования сведений психологического характера.

Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования Результатов исследования.

Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиенту результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характе­ра об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом.

5. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

6. Нарушение Этического Кодекса.

6.1. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата РПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов РПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса РПО может ходатайствовать о привлечении психолога к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними РПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника

6.2. Законность применения. Настоящий кодекс принят 20 июня 2003 года Ш съездом Российского Психологического Общества.

4. Ценностные основания профессиональной деятельности психолога. Интерес к проблеме ценностей актуализируется в переломные периоды жизни общества. Таковой является современная эпоха, характеризующаяся глобализацией, динамичными социально-экономическими трансформациями, обусловливающими поиск ценностных оснований существования не только на уровне российской государственности, но и на уровне конкретных людей, реализующих жизнедеятельность в изменяющемся мире. Система ценностных координат необходима человеку как носителю сознания и самосознания и является его ориентиром при выборе жизненного пути, направлений развития, определении приоритетов, при построении отношений с близкими и окружающими людьми и т.д.

Высокую значимость приобретают ценности при реализации профессиональной деятельности и тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда. Среди профессий, относящихся к группе «человек-человек», особое место занимает профессия «психолог». Становление профессионально-психологической деятельности как массовой и практико-ориентированной происходило в последние двадцать лет. В этот период выстраивалось психологическое образование, основу которого составляют гуманистические идеи, связанные с пониманием механизмов и условий развития человека, и ориентирующие на обеспечение самоактуализации личности. Вместе с тем, в обществе происходили социальное расслоение, утрата нравственных ориентиров, популяризация индивидуалистического образа жизни, характерного для западного мира, резкое снижение уровня жизни большинства населения и его психологического здоровья и т.д. В этих условиях становящееся профессиональное сообщество психологов было призвано оказывать психологическую поддержку людям, находящимся в критической ситуации и нуждающимся в психологической помощи. Наряду с созидательным тенденциями в психологической практике происходило распространение околонаучных подходов, использование психологических знаний и внедрение антигуманных технологий в целях манипуляции общественным сознанием. В этой связи обращение к проблеме ценностных оснований профессии «психолог» и профессиональной подготовки будущих психологов требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, М. Шелер и др., сформировавшие ряд ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» социальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [1].

Одним из оснований при рассмотрении ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, Б.С.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

А.Н. Леонтьев, анализируя ценности как атрибутивную характеристику личности, описал три формы их существования, переходящих одна в другую: ценности как общественный идеал, ценности как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей, а также ценность как мотивационные структуры личности (здесь и далее выделено нами – И.К.), побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [4].

Данный подход продолжил в своих работах Д.А.Леонтьев, согласно которому «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [5; 26]. Личностные ценности образуют «точку опоры» личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям, при этом связывая внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп.

Д.А. Леонтьев описал механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной.

В психологии сложились различные подходы к систематизации ценностей. Одну из первых классификаций предложил Г.Олпорт, который дифференцировал: теоретические – придающие наибольшую важность и значение рациональному мышлению; экономические ценности – утверждающие приоритет практической пользы и выгоды; эстетические ценности, связанные с предпочтением красоты, гармонии, искусства; социальные ценности, проявляющиеся в ориентации на значение человеческих взаимоотношений – любовь, дружбу, преданность и т.д.; политические ценности, обусловливающие приоритет обретению власти и влияния; религиозные ценности, постулирующие необходимость веры и следования ей.

Схема 1.

 
 

 


СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

А.В. Капцов и Л.В. Карпушина [6], разрабатывая проблематику аксиологической направленности личности, обосновывают ее дифференциацию на положительную и отрицательную, гуманистическую и прагматическую. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовного удовлетворения, креативности, социальных контактов и т.д.), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям. В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, данные авторы выделяют: сферы профессии, обучения и образования, семью, общественную жизнь и увлечения.

Рассмотрению ценностей жизнедеятельности и профессиональной деятельности посвящены исследования последних лет многих ученых (Б.С.Братусь, А.А.Деркач, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.Ю.Коржова, Е.И.Исаев, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, Л.В.Темнова и др.), обосновывающих необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности.

Гуманистический потенциал психологического образования, раскрывающийся его содержанием и реализуемыми организационными формами учебно-воспитательного процесса, позволяет формировать у специалистов ценностное отношение к человеку, миру, к себе, установки на развитие, созидание, так необходимые в современном российском обществе. В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих задач, гуманистические ценности образуют духовно-нравственный фундамент мировоззрения психолога. В современных условиях деятельность психолога приобретает особое, миссионное, значение, связанное с содействием конструктивным изменениям в сознании и самосознании конкретного человека и групп людей и изменениям в их деятельности. В этой связи можно утверждать о том, что в структуре ценностей профессиональной подготовки психологов постепенно утверждается ценность лидерства, трансформирующего действительность. Термин «трансформирующее (изменяющее действительность) лидерство» появился в конце 1970-х гг. и характеризуется как лидерство, способное произвести необходимые изменения в момент возникновения новых тенденций в экономике, технике, социокультурных факторах [7].

Формирование профессиональных ценностей будущих психологов происходит под влиянием: содержания образования, определяемого государственным образовательным стандартом, образовательного пространства вуза, профессионального сообщества, в которое они входят. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, накладывающей отпечаток на систему его взаимоотношений с преподавателями, студентами разных курсов, выполнение социальных и учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение в данное пространство и систему взаимоотношений приводит к интериоризации ценностей, сложившихся в учебно-профессиональном сообществе, и их принятию конкретной личностью.

Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов, по нашему мнению, включают как общие гуманистические ценности, так и специфические профессиональные ценности, которые мы дифференцируем на профессионально-миссионные, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей, инструментальные, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности и профессионально-статусные, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе. Представим данную систему ценностей в виде схемы 1.

Гуманистические ценности профессиональной подготовки будущих психологов представлены в образовательном пространстве вуза и факультета: они отражены в учебных текстах по различным курсам, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональной деятельностей. Разделяемые большинством преподавателей, работающих со студентами, данные ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, постепенно присваиваются последними, становясь их профессионально-личностными ориентирами.

Схема 1.

Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов

· Ценность непрерывного личностного и профессионального развития человека; · Ценность конструктивности взаимоотношений с клиентом; · Ценность конструктивных изменений и лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность конкретных людей и т.д.  
· Ценность образования; · Ценность профессионализма; · Ценность построения успешной карьеры и т.д.; · Ценность благоприятного социального статуса.
· Ценность собственного «Я» и его саморазвития, обучения; · Ценность эмпатии; · Ценность рефлексии; · Ценность уважения другого и его уникального внутреннего мира; · ценность экологичности отношений с клиентом; · Ценность содействия развитию клиента и т.д.  
· Ценность человека «как меры всех вещей»; · Ценности свободы, любви, творчества и т.д.; · Ценность здоровья человека во всех его проявлениях; · Ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; · Ценность деятельности, раскрывающей потенциал человека; · Ценность творчества; · енность со-бытия (по В.И.Слободчикову), общения, гуманистических отношений, и т.д.  

 

Таким образом, подводя итоги лекции, напомним, что в профессиональной деятельности существуют 3 уровня регуляции: правовой, моральный и нравственный. Все они значимы и для профессиональной деятельности психологии.

На уровне профессионально-психологического сообщества приняты специальные своды норм – этические кодексы. Кодексы основываются на принципах – неких общих положениях, которые конкретизируются правилами и положениями.

Следование кодексу – необходимое условие принадлежности профессиональному сообществу и подтверждения профессионализма.

Нравственность – внутренний регулятор поведения психолога. Она основана на нормах морали, ценностях, присвоенных человеком с детских лет, а также в процессе усвоения профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.