Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: труд и социальная политика




Цель занятия: получение и закрепление знаний о социально-трудовой политике государства, ее аспектах, системе управления трудом.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие социально-трудовой политики и ее аспекты.

2. Система управление трудом. Институциональное регулирование социально-трудовой сферы.

3. Социальное партнерство.

4. Служба занятости и ее роль в регулировании трудовых отношений

 

 

Тезисы к лекции:

Социально-трудовая политика - часть социальной политики, непосредственно связанная с трудовой деятельностью людей и призванная оказывать на нее необходимые мотивационные воздействия. Социальная защита - комплекс, как правило государственных мер, направленных на вспомоществование отдельным социальным группам.

Социальное партнерство - совместное участие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок.

Политика на рынке труда - комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а также селективные меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Она призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики. Основной задачей такой политики является минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д. В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

В условиях современной России для сферы труда характерен переход от монополии государства в административном определении правил регулирования социально-трудовых отношений к их программно-нормативной регламентациина принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся и т.п.

Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.

Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа самозанятости).

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат - органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики - программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства труда РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

· участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

· государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;

· организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

· сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

· повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

· участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:

· традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР – Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных проф объединений, насчитывающих более 65 млн человек, что составляет более 90% общего числа членов профсоюзов в России;

· альтернативные профсоюзы демократической ориентации – объединяют 300-350 тыс. человек, входящих в 25 официально зарегистрированных и столько же незарегистрированных альтернативных профсоюзов. Возникли на волне
массовых забастовок лета 1989 г.;

· локальные профсоюзы - немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города (например, С.-Петербурга);

· профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы скорее содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.

Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств - членов МОТ, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда РФ

являются: выработка политики в социально-трудовой сфере; координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране; разработка основных направлений социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Федеральная служба по труду и занятости занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

К Федеральной службе по труду и занятости относится ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ - выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами - членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в странах третьего мира; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость населения и т.д.) и др. В России действует Московское бюро МОТ.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана; и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в Российской Федерации, мотивации и оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.

Основными направлениями совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:

· проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;

· тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны и производительности труда, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.

На рынке труда можно выделить две группы взаимосвязанных мер: регулирование безработицы и регулирование занятости. Политика занятости (более общее понятие по сравнению с понятием “политика на рынке труда”) - это структурная, финансовая, образовательная и иная политика, проводимая на рынке труда различными государственными институтами и коммерческими структурами с целью обеспечения баланса спроса и предложения на различных сегментах этого рынка. Все меры, направленные на регулирование занятости, воздействуют в целом на рынок труда, но их можно разделить на те, которые преимущественно воздействуют на предложение труда, и те, которые преимущественно воздействуют на спрос на труд. К первой группе мер можно отнести: повышение качества рабочей силы с точки зрения профессионально- квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей путем использования различных средств и методов; создание условий для развитие самозанятости населения; регулирование продолжительности рабочего времени; регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей.

К направлениям деятельности, влияющим на формирование спроса относят: сохранение и модернизацию рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных; создание рабочих мест на основе развития предпринимательства; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.

Также выделяются меры, направленные на снижение социальных последствий безработицы. К ним относятся: выплата пособий по безработице; предоставление различных льгот безработным. Меры воздействия на занятость и безработицу также подразделяются на административные, экономические. Их можно классифицировать и по другим критериям, например, на экономические, организационные и образовательно-воспитательные. На наш взгляд, имеет смысл подразделить все меры также на меры прямого и косвенного воздействия. Меры прямого воздействия предполагают направленность в основном на рынок труда и достаточно быструю его реакцию на воздействие (например, установление определенной продолжительности рабочей недели). Меры косвенного воздействия предполагают опосредованное воздействие на рынок труда (например, изменение ставок подоходного налога).

Применение такого рода мер оказывает более мягкое воздействие на рынок труда, но их результаты могут проявиться не сразу. Для регулирования занятости и безработицы создаются специальные программы. Они могут включать в себя меры, направленные на: улучшение национальной системы воспроизводства рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной ориентации населения; на стимулирование структурной перестройки экономики и обеспечение занятости высвобождаемых работников на рентабельных производствах и в развивающихся отраслях народного хозяйства; на предупреждение безработицы, снижение ее уровня, продолжительности и обеспечение социальной защиты населения от ее последствий; на организацию занятости отдельных групп населения, трудоустройство которых затруднено (инвалидов, молодежи, женщин, имеющих маленьких детей и т. п.); на повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в улучшении условий труда, в развитии рабочих мест, гибких форм занятости; на совершенствование организационной структуры службы занятости, формирование ее правовой, материальной, кадровой, финансовой, информационной, статистической и научно-правовой базы.

Программы занятости, как правило, имеют два признака: они разрабатываются и субсидируются государством (принимаются на конкурентной основе) и действуют в течение ограниченного периода.

Если рассматривать опыт стран с развитой рыночной экономикой, то следует учитывать, что в различные временные промежутки их политика на рынке труда видоизменялась. В послевоенный период в вышеназванных странах (а именно с этого времени начинается целенаправленное воздействие на рынок труда, исходя из кейнсианской концепции), исследуемая политика прошла несколько этапов, которые по- разному отражены в литературе. Обычно выделяет два этапа: 1) 1945 г. - начало 70-х - активная политика государства в сфере регулирования рынка труда; 2) 70-90-е годы - осуществление идей “нерегулируемого” рынка.

Но существует и более подробная характеристика этапов развития политики на рынке труда за рубежом. Выделяются 4 этапа:

- 60 - середина 70-х годов, когда главной задачей государственной политики регулирования рынка труда становится развитие человеческого капитала. Характерно признание необходимости финансовой и фискальной политики для регулирования уровня занятости. Вмешательство государства приобретает разветвленный и постоянный характер;

- после кризиса середины 70-х - конца 70-х гг. на правый план вышли меры по поддержанию занятости; произошло увеличение государственных ассигнований; приоритет получает линия на децентрализацию и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;

- в 80-е годы происходит перенос упора на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства, курс на либерализацию правил найма и увольнения, повышение гибкости рынка рабочей силы (в основном за счет мер, ограничивающих предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения притока иностранных рабочих);

- в 90-е годы по настоящее время преобладает стратегия «активной политики» на рынке труда, увеличение числа рабочих мест с более широким участием трудящихся в сфере экономики и общественной деятельности. Однако такая политика потребовала увеличения финансирования на вышеназванные цели. Так в начале 90-х годов Франция тратила на активные меры 0,81 % ВВП, Германия - 1,05% ВВП, Великобритания - 0,77 % ВВП, Швеция - 1,79 % ВВП. Учет этого опыта важен в том плане, что он увязан со спецификой определенных периодов экономического развития и в этом смысле может быть соотнесен с ситуацией в России и ее регионах.

Но воспользоваться простым копированием опыта развитых стран России невозможно. Специфика ситуации в нашей стране заключается в наличии трансформационного спада, в то время когда регулирование рынка труда на Западе предполагало наличие лишь циклических колебаний. Экономисты отмечают, что для России сложность преобразований на рынке труда состоит в необходимости решать две задачи: преодолеть сложившиеся деформации в трудовой сфере и начать переход к цивилизованному типу занятости. который никогда не был присущ нашей стране. В свете этого основными задачами перед государством на рынке труда являются: достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также между его активной и резервной частями, при котором обеспечивается необходимый уровень жизни населения при сохранении эффективных стимулов к труду; формирование рациональной и продуктивной отраслевой, профессиональной, квалификационно-образовательной, территориальной занятости; обеспечение условий для мобильности населения; обеспечение интеграции России в международную систему разделения труда. В настоящее время эти задачи не решаются в должной степени.

Активная политика занятости была бы для России на современном этапе развития приемлемым вариантом, если бы не требовала большого финансирования. В связи с этим еще длительный период времени на российском рынке труда будут преобладать меры, направленные на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики.

Политика занятости и регулирования рынка труда осуществляется во взаимосвязи на двух уровнях в России: федеральном и региональном. Присоединение России к Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы требует учета опыта других стран и рекомендаций МОТ в этой сфере. Именно исходя из этих рекомендаций разработаны основные направления государственной политики на рынке труда в Программе развития России:

- особая роль в стабилизации рынка труда отводится расширяющемуся негосударственному сектору;

- ряд мер направлен на минимизацию времени поиска гражданином работы (предоставление комплекса услуг по содействию трудоустройству);

- должна реализовываться эффективная политика, смягчающая социальные последствия сокращения рабочих мест;

- предусматриваются инвестиционные программы, связанные с созданием рабочих мест, целевого поощрения трудоустройства и т.д.

Региональный уровень регулирования рынка труда важен в силу того, что именно региональные власти, учитывая специфику своей территории могут во многом исправить ошибки общей политики занятости, создать микроклимат в регионе, обеспечивающий стабильность.

Основные направления политики занятости на уровне региона определяются в региональных программах содействия занятости и содержат как пути решения как общих задач, так и обусловленных особенностями территории. Условно такие региональные программы подразделяют на три уровня: республиканская; краевая (областная); районная (городская). Разработка программ содействия занятости на всех уровнях осуществляется соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других организаций и учреждений. Типовая программа занятости в России состоит из четырех разделов: аналитического (в нем раскрывается ситуация на рынке труда и дается его прогнозная оценка); целевого (в нем определяется концепция политики занятости, перечень поставленных целей, приоритеты, параметры ожидаемого результата); ресурсного (в нем рассматриваются вопросы ресурсного обеспечения, включая юридическое и финансовое); организационного (в нем раскрывается общая схема разработки и реализации программы занятости с привлечением других, помимо службы занятости, организаций, схема контроля за ее выполнением). Иными словами, в России существуют определенные достижения в области способов регулирования рынка труда, но их, учитывая ситуацию на рынке труда, нельзя назвать действенными.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социально-трудовая политика, ее принципы и основные направления?

2. Составить схему органов управления трудом в РФ.

3. Составить таблицу: «Сравнительный анализ систем социального партнерства в РФ и любой зарубежной стране».

4. Что такое социальное партнерство? Какими нормативными актами в России оно регулируется?

5. Какова роль службы занятости в регулировании занятости?

6. Что такое программа содействия занятости и ее структура?

7. Постройте схему «Структура служба занятости»?

 

Основные понятия:

социально-трудовая политика

управление трудом

социальное партнерство

служба занятости

Государственная Инспекция по труду

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.