Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы референтных групп

Социальный класс

Механизм действия культуры

Процесс освоения культуры называется социализацией.

Потребительская социализация – это процесс, в ходе которого молодые люди приобретают навыки и знания, необходимые для функционирования в качестве потребителей на рынке.

Индивид проходит потребительскую социа­лизацию с помощью агентов социализации, под которыми понимаются все социальные субъекты, социальные институты, посредством коих индивиды обучаются культуре.

В процессе социализации индивид проходит целый ряд этапов.

I этап. Детство. В детстве ребенка обучают базо­вым элементам принятого в данном обществе потребительского поведе­ния: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т. д.

II этап. Юность. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреб­лять в данном обществе и следуют общепринятым нормам поведения и потребления.

III этап. Зрелость. В зрелом возрасте идет постепенный процесс освоения меняю­щейся культуры.

Если человек оказывается в чуждой культуре, то он повторно проходит социализацию. Этот процесс называется ресоциализацией.

Социальные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом по­рядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведе­ния.

Социальные классы подразделяются на высший, средний и низший.

Принадлежность человека к определенному социальному классу определяют с помощью показателей: доход, образование, престиж профессии, власть.

Социальным классам присущи следующие характеристики:

• лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;

• в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;

• социальный класс определяется на основе нескольких переменных, таких как род занятий, уровень дохода, благосостояния, образования, ценностная ориентация и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;

• индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.

По данным совместного социологического исследования журнала «Эксперт Украина» и компании TNS Ukraine в сентябре 2006 г. в Украине распределение население происходило следующим образом:

- высший класс – 0,2 %;

- средний класс – 49,48 %;

- низший класс – 50,32 %.

Для социальных классов характерны явные пред­почтения товаров марок в одежде, хозяйственных при­надлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэто­му некоторые деятели рынка фокусируют свои усилия на каком-то одном социальном классе.

Целевой социальный класс предполагает определенный тип ма­газина, в котором должен продаваться товар, выбор оп­ределенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обраще­ний.

Представители социальных классов имеют общие предпо­чтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, мебель, проведение досуга, поэтому некоторые производители фокусируют свою деятельность на удовлетворении потребностей какого-то одного класса. Особенности основных классов Украины представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Особенности потребительского поведения основных общественных классов Украины

Общественный класс Особенности поведения потребителей
   
Богатые (высшая страта) – 0,2 % в экономически активном трудоспособном населении Являются наиболее закрытой частью украинского общества. Они, как правило, не попадают в выборки социологов и Госкомстата из-за своей закрытости и нежелания делиться подлинной информацией о собственном социально-экономическом положении.
   
Зажиточные (верхняя средняя страта) – 1,99 % в экономически активном трудоспособном населении Наиболее важной является форма товара, приятная атмосфера торговых залов с красивыми витринами, первоклассным сервисом; наблюдается приверженность к торговым маркам, характерно символьное потребление; более уверены в своих покупательских способностях, поэтому могут отправиться за покупками в незнакомые места; могут свободно экспериментировать с новыми стилями
Умеренно состоятельные (серединная средняя страта) – 12,21 % в экономически активном трудоспособном населении Характерна склонность к совместному (семейному) совершению покупок, любят экспериментировать, покупая товары разных марок, живо реагируют на изменение цены; больше доверяют средствам массовой информации, активно ищут дополнительные сведения с помощью СМИ; иногда покупают товары, являющиеся символом высокого положения (как способ самоутверждения, укрепления своего имиджа); увеличивается доступ к информационным источникам
Небедные (нижняя средняя страта) – 35,28 % в экономически активном трудоспособном населении Наиболее важным является функциональность продукта, нежели его форма; много времени проводят за покупками; чувствительны к цене; много денег тратят на продукты; внимательно и расчетливо (с точки зрения денег) подходят к совершению покупок; приобретают стандартную мебель и домашние украшения, восприимчивы к рекламе, лучше воспринимают рекламу, насыщенную техническими подробностями.  
Бедные (верхняя низшая страта) – 38 % в экономически активном трудоспособном населении Наиболее важным является функциональность продукта; невысокий статус предполагает посещение местных знакомых магазинов, где они надеются на дружелюбие и сервис; обладают ограниченной информацией
Очень бедные (серединная низшая страта) – 12 % Люди, попавшие в эту страту, от 76 до 95 % своих доходов тратят на продукты питания. Некоторым удается накопить на дешевую бытовую технику, остальным только на одежду.
Нищие (нижняя низшая страта) – 0,32 % Украинцы, попавшие в эту страту, копят средства только на пропитание.

 

Референтная группа – любая совокупность людей, оказывающая значительное влияние на позицию, занимаемую человеком, и его поведение.

Выделяют следующие типы референтных групп.

1. Первичные и вторичные.

Первичные группы - это малые социальные формирования, в которых осуществляется личное взаимодействие (например, семья).

Во вторичных группах влия­ние оказывается эпизодически (например, общественные организации, работа).

2. Притягивающие (группы устремления) и отталкивающие (диссоциативные).

Группы устремления (aspirational groups) — это группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать.

Диссоциативные группы (dissociative groups) — группы, членства в которых индивидуум мотивированно избегает.

3. Формальные и неформальные.

Формальные группы имеют четко описанную структуру, известный список членов.

Неформальные группы держатся на дружбе и общности интересов.

4. Группы принадлежности и виртуальные группы.

Группа принадлежности - возникает в случае, если людей признают в качестве членов группы и они получают статус формального принятия в ней.

Виртуальная группа возникла благодаря компьютерам и Интернету, базируется на виртуальной общности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы культуры. Культура включает абстрактные и материальные элементы | Влияние референтной группы на выбор товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.