Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О предмете риторики

Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент человеческой культуры.

Слово "риторика" пришло к нам из греческого языка. Его синонимами являются латинское выражение "ораторское искусство" и русское слово "красноречие".

Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея (logos), содержание, то есть риторика - это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали её форму и стиль.

В русской риторической науке обычно подчёркивалось, что красота и выразительность речи нужны для её убедительности. Так, М.В.Ломоносов в "Кратком руководстве к красноречию" отмечал: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, основанием для осуждения, которое сопровождало её в течение ряда веков и тысячелетий. И до сих пор слово риторика порой употребляется в негативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: "эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность". Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодержательную речь политика, депутата, чиновника.

Не существует единого подхода к определению содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет чёткого разграничения с другими науками.

Исследователь С.И.Гиндин предлагает закрепить за термином риторика два смысла - узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики - это ораторское искусство, термин для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. "С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации". То есть предметом современной риторики является не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.

Таким образом, современная риторика - это наука об убедительной действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от сферы применения оно подразделяется на различные виды. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую либо информацию называется информационной. Это, например,такие жанры устной научной речи как доклад, лекция, вступительное слово на защите дипломной работы.

Другаю цель публичных речей - соблюсти этикет. Такую фунцию выполняют протокольно-этикетные речи. Например, приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде.

К одному из видов публичных выступлений можно отнести и развлекательные речи (например, тост во время банкета, речь на банкете), цель которых - развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относится парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором? Мнения обычно расходятся - однисчитают что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон произнёс фразу, которая стала крылатой: "Poetae nascuntur, oratores fiunt" (Поэтами рождаются, ораторами делаются).

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Нужно изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

"Семь свободных искусств"

"СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ" (лат. «Septem Artes Liberales") — классическое название родов художественной деятельности, которые в античности противопоставляли "механическим", низшим, или серви́льным (от лат. servus — "раб, невольник"), видам деятельности, связанным с физическим трудом (эти работы выполняли рабы). "Свободные" искусства (лат. Arsis) являлись предметом деятельности свободных, образованных людей. "Механические искусства" (лат. Mechanicae Artes) считали низшими, поскольку они основаны на "прелюбодеянии" (лат. adulterina) — "подделывании, обмане", подражании природе. Согласно теории Платона (427—347 гг. до н. э.), подражание (греч. mimesis) — "только механика", а не философия (познание, осмысление) природы (см. "символ пещеры"). На ранних этапах формирования античного искусства подобного разделения не существовало, все "искусства" (греч. techne) были и "техническими", и "свободными" (см. также декоративно-прикладное искусство; морфология изобразительного искусства; софистика). В поздней греческой и в римской античности сформировали обязательный для воспитания и обучения тривиум (лат. trivium — "тройственность") — цикл из трех "искусств": грамматики, диалектики, риторики — и квадривиум (лат. quadrivium — "состоящий из четырех"): геометрия, арифметика, астрономия и музыка (см. также сфера; энциклопедия). Понятие "семи свободных искусств" впервые сформулировал греческий врач Гален (Galenos; 129—199), практиковавший в Пергаме и Риме. В "Семь свободных искусств" из привычных нам художественных родов деятельности входила только музыка, поскольку она связана с арифметикой (см. пифагорейцы). Архитектура, скульптура и живопись в античности не имели четкого размежевания да к тому же были связаны с презираемым образованными греками и римлянами физическим трудом. Обоснование термина "свободные" сводилось к следующему: грамматика учит человека выражать мысли совершенным языком, риторика — скрывать мысли под покровом неопределенного, логика развивает интеллектуальные способности. Арифметика открывает доступ к пониманию гармонии Вселенной. Геометрия раскрывает красоту мира, музыка напоминает о гармонии небесных сфер (см. "музыка сфер"). Астрономия учит пониманию свойств пространства и времени, соотношению акта Творения и возможностей человека. Владея этими искусствами, человек может справиться со всеми трудностями жизни. В сочинении римского грамматика и ритора Марциана Капеллы (V в.) "Свадьба Филологии и Меркурия" (лат. «De nuptiis Philologiae et Mercurii") семь свободных искусств представлены в образе прислужниц, которых бог мудрости и знаний Меркурий (у греков — Гермес) дарит своей невесте Филологии. "Невест Меркурия" изображали в средневековой скульптуре, витражах и росписях храмов в виде женских аллегорических фигур с соответствующими атрибутами. Причем, согласно христианской иконографии, они отождествлялись с добродетелями (см. "Добродетели и пороки"; "Семь даров Святого Духа"). Грамматику изображали с розгами для наказания неуспевающих учеников, которые примостились у ее ног с книгами. Логика держит в руках змею либо скорпиона или ящерицу, а также весы (чтобы взвешивать истину и ложь) и распускающуюся ветвь знания. Иногда фигуру Логики изображают под покрывалом — символ тайного знания (сравн. Исида). Риторику показывают с книгой или свитком, Геометрию — с земной сферой, угольником и циркулем. Фигура Арифметики представлена с дощечкой — скрижалью — или абаком (счетной доской) и стилосом; Астрономия — с небесной сферой; Музыка — с любым из музыкальных инструментов. Во главе искусств часто предстает богиня Афина (у римлян — Минерва) с совой и змеей — символами мудрости (см. "Парнас"). В эпоху проторенессанса и Итальянского Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать известных ученых древности. Риторику представлял Цицерон, Логику — Аристотель, Грамматику — Присциан (грамматик при дворе в Константинополе, нач. VI в.) либо Донат (грамматик IV в., автор трактата "Искусство грамматики"). Геометрию изображали в образе Эвклида, арифметику олицетворял Пифагор (он же представляет музыку), астрономию — Птолемей (сравн. "семь мудрецов"). Музыку также олицетворяет Св. Цецилия, небесная покровительница этого искусства. Традиционные аллегории использовал Рафаэль в знаменитой ватиканской фреске (см. "Афинская школа"). В эпоху Возрождения среди подобных аллегорий стали помещать фигуры Архитектуры с угольником и циркулем (архитектура связана с арифметикой и геометрией) и Живописи. Для последней потребовалось специальное обоснование: механическим операциям в этом искусстве предшествует замысел (итал. Il disegno — "рисунок"; см. также инвенция; кончетто). Следовательно, живописец, по утверждению Л. Б. Альберти (см. Итальянское Возрождение; композиция), должен быть абсолютно свободным творцом (см. также изящные искусства; художественное творчество; художественные ремесла).

Яндекс.Словари ›Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства

Влади́мир Рудо́льфович Соловьёв (20 октября 1963, Москва, РСФСР, СССР) — российский журналист, теле и радио ведущий, публицист, певец и общественный деятель. Кандидат экономических наук.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетические качества речи | Введение. Считается, что понятие «информатика» было введено на немецком языке в 1957 году (в настоящее время принято считать
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.