Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизм как направление культуры ХХ века. Основные направления модернизма

Модернизм возник в конце ХIХ – начале ХХ веков. Для модернизма характерны следующие принципы: индустриализация; дифференциация деятельности, разделение труда; секуляризация знания; культ науки и техники; вера в НТП и социальный прогресс, стремление к господству человека над природой; стремление к господству власти над человеком; идея конечного развития истории; развитие утопий, ощущение невиданного риска и опасности; модернизм устремлен в будущее.

Помимо влияния научных исканий, модернизм обращается к философско – эстетическим идеям фрейдизма, прагматизма, неопозитивизма.

Искусство модернизма выдвигает идею сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Только в искусстве создается (а не воплощается, не отражается) истинная красота. Художник уподобляется творческой силе природы; он из камня, дерева, красок создает новый мир, соединяет духовное и вещное, материальное начало.

Модернизм обращается к форме художественных произведений, он занят поиском новых художественных средств, художественных экспериментов. Модернизм создает множество художественных направлений, объединений в живописи, литературе, театре. Условно можно разделить их на три направления.

Абстракционизм, который сводил творчество к созданию беспредметных пластических, условных, ритмических композиций, вызывающих движение мысли, эмоциональный эффект, вызывающие свободные ассоциации, но не имеющие определенного содержания.

Абстракционизм понимается как высшая форма искусства, «очистившего» себя от изобразительности. С помощью композиций художники стремились передать духовное, невыразимое начало мироздания («супрематизм» К.С. Малевича, «духовность искусства» В.В. Кандинского)

Среди направления абстракционизма можно особо выделить футуризм.

Футуризм как художественное направление зародился в начале ХХ века в Италии. Футуристы выражали идеи цивилизации, идеализировали урбанизацию, индустриализацию, материальные ценности. Они отвергали каноны классического искусства, «мистические идеалы». Футуристы прославляли динамику, движение, стремились передать урбанистический хаос, ритм, звуки современного города, авиации, спорта.

Футуризм стремился создать невиданное искусство будущего.

Для личности футуризма характерна активность, переходящая в агрессию. Футуристы отвергают сдержанность, обыденную реальность и «общественные вкусы».

Футуристы стремились к эксперименту в литературе, живописи, музыке, театре.

Русские футуристы (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, В. Хлебников, В. Каменский) занимались творчеством в области художественных средств литературы и языка.

Они создают «заумь», отказываясь от коммуникативной функции языка, возможности понимания, делая упор на выразительных средствах языка.

Футуристы стремятся к отказу от множества ценностей: этических, эстетических, политических, социальных, примыкая к определенным партиям и социально – политическим движениям. Искусство футуризма ставит целью не познание мира, а творчество нового мира, новой реальности.

В Италии основатель футуризма Ф. Маринетти обращается к разрушительному началу, восхищается подавлением человека машиной.

«Мы хотим прославить войну – единственную гиену мира – милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, прекрасные идеи, обрекающие на смерть, и презрение к женщине». «Идеал» футуристов – социальные утопии. Они представляли себе будущее как торжество машинной цивилизации.

Кубизм геометрическое упрощение человека и мира.

Одним из основателей кубизма является П. Пикассо. В 1906 – 1907 г.г. П. Пикассо испытывает разочарование в идеях гуманизма, в способности искусства в решении душевных проблем человека. Он считает, что живопись способна лишь создавать пластические образы.

В это время он обращается к архаической скульптуре, его привлекает ее брутальность; он разрабатывает геометрические основы формы, которые стали основой кубизма.

«Авиньонские девицы» - природа подвергается геометрической деформации. Картина постепенно превращается в узор геометрических элементов, сквозь которые проглядывает изображение, например, лицо человека.

Пикассо также отрицает коммуникативную функцию искусства, возможность его понимания. «Всякий хочет понимать искусство. Почему не пробуют понять пение птиц?» (П. Пикассо)

Конструктивизм. Рационалистское течение находит свое утилитарное значении в конструктивизме. Движение конструктивизма (в частности советских конструктивистов) вдохновлялось идеей преобразования хаотичной предметно – чувственной средой в духе рационалистско – утилитарной эстетики согласно логически – четким нормам геометрической правильности. Эта идея наиболее полно отвечала идее индустриального прогресса и урбанизации. Наиболее полной эта программа реализовалась в архитектуре и графическом дизайне, способными на деле перестраивать реальную среду в строго организованное пространство.

Архитекторы (Ш.Э. Ле Корбюзье) выдвигают проекты универсальной среды человеческого существования, создают новую мебель и целые интерьеры.

Архитектурные и полиграфические проекты различных художников обращаются к сочетанию металла и стекла, геометрических фигур, передаче динамических ритмов, превращают скульптуру в движущуюся модель («мобили»). В творчестве художников – конструктивистов происходит столкновение человека и машинной, урбанистической среды. Среда поглощает человека, подчиняя его своим ритмам, несмотря на стремление к гармонии человека и современного мира (Ф. Леже).

Иррациональные течения. Возникают в 20-е г. ХХ в., когда творческая деятельность модернизма, стремящаяся к разрушению ради создания нового мира и человека, в какой – то мере исчерпала себя. Новые течения модернизма стремятся к активному воздействию на мир, проявляют склонность к агрессивности и жестокости по отношению к человеку. Иррациональные течения внушают человеку мысль о том, что мир абсурден, бессвязен и бессмыслен и пытаются вмешаться в человеческую жизнь.

Дадаизм возник в 1920 г. в Швейцарии.

1. «dada» - слово, не имеющее значение, бессмыслица.

2. «dada» - игрушка, детская лошадка; детский лепет.

Дадаизм выражал протест против Первой мировой войны, отвращение к порядку жизни, утверждал бессмысленность жизни, пессимизм.

Дадаизм отрицал значение мировой культуры, традиций, ценностей, искусства. Для дадаизма был характерен нигилизм, отсутствие идеалов и положительной эстетической программы. В эстетических поисках дадаисты обратились к коллажу и фотомонтажу.

Сюрреализм возник в 20-е г. ХХ в. во Франции.

Идейно – художественная концепция сюрреализма утверждает призрачность жизни, мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия, личность и общество как воплощение темных сил.

Сюрреализм находит свое выражение в живописи (Р. Магритт, С. Дали), поэзии (П. Элюар, Л. Арагон, А. Бретон, П. ореев), театре (А. Арто), кино (Л. Бунюэль). Философскими предпосылками сюрреализма являются идеи непознаваемости мира (агностицизм) и особенно идеи фрейдизма. Предшественником сюрреализма считается Босх, а также фантастические, странные, иррациональные идеи романтизма.

Искусство сюрреализма стремится создать новую реальность, утверждает относительность мира и его ценностей. Хаотичному, безумному миру соответствует хаос формы, художественное мышление.

Состояние человека ярче всего проявляется в снах, фантазии, сумасшествии. Сюрреализм обращается к практике психоанализа (С. Дали называл свой метод «критически – параноический»). Личность движется фрейдистскими комплексами. Сюрреализм отказывается от социальных, нравственных, эстетических ценностей.

«Театр жестокости» А. Арто стремится к воздействию на зрителя, чтобы вырваться из реальности, обыденности и обратиться к «сверхреальному» миру, мистике, экзотике.

Экспрессионизм обращается к драматическим противоречиям жизни 1910 – 1920 г.г. трагизму существования человека, его сопереживаниям, эмоциям, страстям. В центре экспрессионизма – личность, которая находится в дисгармоничном мире.

Первая мировая война, жестокость, смерть, экономический и политический, а также духовный кризис нашли свое выражение в философии (прежде всего «Закат Европы» О. Шпенглера). Экспрессионизм стал художественным выражением этого кризиса.

Экспрессионизм отрицательно отнесся к техническому прогрессу, отчуждению людей. Произведения экспрессионизма проникнуты тревогой за человека, существующего в мире хаоса. В живописи и графике экспрессинизм проявился в сочетании натурализма и идеальных начал (Э. Мунк). Символ экспрессионизма является картина Э. Мунка «Крик», выражающая протест против бесчеловечного мира, страдания и ужас человека в дисгармоничном мире.

В музыке экспрессионизм нашел свое выражение в творчестве И. Стравинского, Б. Бартока, в литературе: А. Рембо, А. Ю. Стриндберг, Ф. Кафка.

Ф. Кафка обращается к миру хаоса, где человек обречен на непонимание, разобщенность, одиночество. Мир обречен, поскольку действительность разрушает в человеке все человеческое.

В литературе и философии модернизм находит свое выражение в экзистенциализме (exist, existence – существовать, существование).

Концепция существования человека, его места в мире, поиски абсолюта, отношение человека к богу. Человек сам выбирает свое существование, обладая свободой и ответственностью.

Существует атеистический экзистенциализм (Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар) и христианский экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Н. А. Бердяев).

Ж. П. Сартр утверждает ценность человеческой личности, высшее значение свободы, которая не опирается ни на какие ценности. Личность, живущая только для себя, жизнь человека кончена. Жизнь человека абсурдна, алогична.

Экзистенциализм, сюрреализм и экспрессионизм находят свое выражение в театре абсурда (С. Беккет, Ионеску), утверждающего мир алогизма, бессмысленность, показывающего человека в его кризисном состоянии, утерявшего твердую опору под ногами.

Религиозный экзистенциализм, основателем которого является Г. Марсель, утверждает трансцендентное начало, неподвластное времени, которое способно победить время и смерть. Присутствие бога противопоставлено миру обладания, миру вещей, ради которых забываются высшие ценности. Христианский экзистенциализм рассматривает свободу не только как право распоряжаться самим собой, эгоцентризм. Свобода немыслима без служения и самоотверженности, любви, обращенной не на себя, а на другого человека. Обращение к высшим ценностям дает человеку надежду, а не отчаяние.

Модернизм завершает свое окончательное формирование уже в 20 – ые ХХ в. Уже в это время появляются идеи антимодернизма, развиваются идеи реализма, национальные традиции.

После 2 – ой мировой войны появляется постмодернизм, окончательно он оформляется как направление в искусстве и философии в 70 – ые г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание новой картины мира. Переоценка ценностей | Постмодернизм в культуре XX века. Переходный характер культуры постмодернизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.