Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плюсы и минусы 2-уровневой системы




Новая система МСУ.

Кардинальные (революционные) изменения в системе местного самоуправления произошли с принятием нового Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу в 2006 году. Появились новые типы муниципальных образований, и среди них муниципальные районы с двухуровневой системой самоуправления. К такому типу относится и Сургутский район. В чем принципиальные отличия. До 2006 года Сургутский район представлял собой МО с ИРО, ПО и входящими в его состав территориальными органами МСУ – т.н. сельсоветами – 13. Сельсоветы возглавляли главы, которые назначались на должность и освобождались от нее главой района. С 2006 года – произошло следующее.

 

Основной плюс системы: приближение исполнительной и представительной власти к населению. Посредством создания ПО и наделения полномочиями жизненно важными для населения. Это, своего рода, развитие основного принципа демократии «вся власть народу», является и минусом данной системы МСУ.

А именно:

1) во исполнение реформы, по состоянию на 8 октября 2003 года, дату опубликования Федерального закона № 131, в Российской Федерации существовало 11 тысяч 733 муниципальных образований.

На 1 ноября 2007 года законами субъектов Российской Федерации утверждены границы 24154 муниципальных образований, из них:

 

Городских округов – 523

Муниципальных районов – 1799

Городских поселений - 1732

Сельских поселений – 19864

Внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 236. Информация по количеству муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации представлена в приложении № 1.

 

И у каждого помимо главы и администрации – свой представительный орган, состоящий из как минимум 7-10 депутатов. Только в Сургутском районе, депутатский корпус всех поселений составляет 152 человека. И это не считая Думу Сургутского района – 15 депутатов. Выборы и довыборы, на которые уходят финансовые, трудовые и иные ресурсы;

 

Продвижение тезиса о максимальном приближении местной власти к населению как главного лозунга муниципальной реформы, привело к созданию огромного количества поселений. И составляя наибольшую часть муниципалитетов страны, поселения оказались самыми уязвимыми среди всех типов муниципальных образований, финансово зависимыми и функционально несостоятельными. Поэтому, уже сегодня, мы наблюдаем обратный процесс – активное обсуждение укрупнения поселенческого уровня местного самоуправления.

Мы обращались на стадии проектирования Закона о недопустимости такой системы. Сегодня мы имеем ряд проблем во взаимоотношениях район-поселения.

 

2) статья 17 Закона говорит о полной самостоятельности и отсутствии подчинения между поселениями и районом, при этом административно и географически поселения входят в состав МР. Единый консолидированный бюджет, полномочия разграничены субсидиарно, и единое МО. Федеральные структуры до сих пор не могут понять, кто кому подчиняется, а больше склоняются к работе поселениями через районы. Также и субъект. Первое время даже прокуратура путалась.

Статья 17 вышеуказанного Закона, регламентирующая самостоятельность как района, так и поселений, говорит об отсутствии механизма воздействия на их деятельность. Однако необходимость принятия мер возникает. Так, несмотря на ненадлежащее исполнение своих обязанностей главой сельского поселения Лямина, у органов местного самоуправления Сургутского района отсутствует административный ресурс влияния на данную ситуацию.

 

3) самое страшное - межбюджетные отношения. Источники доходов всех МО сегодня таковы, что говорить о какой-то финансовой самостоятельности не приходиться. При этом муниципалитеты решают 80-90 процентов ЖВВН. Отчисления от гос налогов При этом, признавая несправедливость и неэффективность межбюджетных отношений, Правительство не принимает никаких реальных мер по исправлению ситуации.

 

Передача полномочий. Со дня его официального опубликования 131-ФЗ и до 1 января 2009 года был установлен так называемый переходный период для подготовки правовых, организационных и финансовых инструментов, необходимых для применения 131-ФЗ.

В переходный период порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений определялся законом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений 131-ФЗ в Ханты-Мансийском округе - Югре в 02.12.2005 года был принят Закон № 118-оз «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в переходный период». Указанным законом было определено, что в 2006 году городскими и сельскими поселениями будут решаться 11 из 27 вопросов местного значения, установленных статьёй 14 131-ФЗ. Остальные вопросы местного значения поселений были отнесены к компетенции муниципальных районов, в состав которых входят городские и сельские поселения.

В 2007 году перечень вопросов местного значения, решаемых поселениями самостоятельно, был расширен. Законом ХМАО-Югры от 16.10.2006 года № 89-оз «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2007 году» городским и сельским поселениям необходимо было самостоятельно решать уже 21 из 33 вопросов местного значения, установленных статьёй 14 131-ФЗ. Для отдельных городских поселений этот перечень был увеличен ещё на 4 вопроса местного значения. Остальные вопросы местного значения по-прежнему должны были решаться муниципальными районами.

В 2008 году, в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 05.10.2007 года №116-оз «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году», поселения должны были приступить к самостоятельному решению 31 из 32 вопросов местного значения, установленных статьёй 14 131-ФЗ. Муниципальные районы продолжают исполнять полномочия поселений по решению таких вопросов местного значения, как организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, организация строительства муниципального жилищного фонда, а также полномочия в сфере градостроительной деятельности.

Несмотря на то, что в переходный период поселения решали не все вопросы местного значения, не у всех поселений была возможность исполнять все полномочия. Для разрешения данной ситуации 131-ФЗ была предусмотрена возможность заключения между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, соглашений о передаче полномочий.

Сургутский район не стал исключением: в связи с недостаточностью местных бюджетов и отсутствием квалифицированных специалистов и в то же время целесообразностью исполнения некоторых полномочий поселениями «на местах» возникла необходимость в заключении соглашений о взаимной передаче полномочий. Соглашения заключались сроком на 1 год.

В 2006 году между Сургутским районом и поселениями были заключены 13 соглашений о передаче полномочий от поселений району, от района поселениям также 13 соглашений. От поселений району была передана часть функций по защите прав потребителей и размещению муниципального заказа, от района поселениям - от 3 до 7 полномочий по решению ВМЗ.

Дополнительно с сельским поселением Солнечный было заключено соглашение о передаче для исполнения сельскому поселению Солнечный 11 полномочий по решению ВМЗ на межселенной территории Сургутского района (п.Банный, д.Юган).

Помимо передачи полномочий по решению вопросов местного значения в 2006 году соглашениями поселениям было передано осуществление государственных полномочий в сфере ЗАГС (13 соглашений).

 

В 2007 году между поселениями и Сургутским районом также были заключены 13 соглашений о передаче полномочий от района поселениям, которыми были переданы от 2 до 5 полномочий, а также 13 соглашений о передаче полномочий от поселений району, количество передаваемых полномочий варьировалось от 1 до 6, в том числе, часть функций по защите прав потребителей и размещению муниципального заказа.

Дополнительно с сельским поселением Солнечный было заключено соглашение о передаче для исполнения сельскому поселению Солнечный 22 полномочия по решению ВМЗ на межселенной территории Сургутского района (п.Банный, д.Юган).

В 2007 году также были заключены соглашения о передаче поселениям осуществления государственных полномочий в сфере ЗАГС (13 соглашений).

 

В 2008 году заключены 13 соглашений о передаче полномочий от района поселениям, которыми были переданы от 1 до 5 полномочий, а также 13 соглашений о передаче полномочий от поселений району, количество передаваемых полномочий составляло от 1 до 12. С сельским поселением Солнечный повторно было заключено соглашение о передаче полномочия по решению ВМЗ на межселенной территории Сургутского района (п.Банный, д.Юган).

В 2008 году была продолжена практика заключения соглашений о передаче поселениям осуществления государственных полномочий в сфере ЗАГС (13 соглашений).

 

С 2009 года – момента вступления в силу 131-ФЗ – все муниципалитеты должны были в полном объёме исполнять полномочия по решению вопросов местного значения. Однако соглашения о передаче полномочий не утратили своей актуальности.

С 2009 года соглашения начали заключать на основании принимаемых решений представительных органов о передаче полномочий.

В 2009 году районом были заключены 13 соглашений о передаче полномочий от поселения району: с 11 поселениями сроком на 3 года, с 2 поселениями сроком на 1 год. Указанными соглашениями поселениями были переданы району от 5 до 14 полномочий.

От района поселениям в 2009 году было переданы 4 полномочия по решению ВМЗ и заключено 7 соглашений с поселениями.

Сельскому поселению Солнечный было передано для исполнения 5 полномочий по решению ВМЗ на межселенной территории Сургутского района (п.Банный, д.Юган).

В течение 2009 – 2011 годов в заключенные соглашения о передаче полномочий четырежды вносились изменения.

 

Информация актуальная:

Соглашения о передаче полномочий от поселений району:

В настоящее время с 11 поселениями соглашения заключаются на 3 года, с 2 поселениями – на один год. По состоянию на 01.09.2013 года заключено 13 соглашений о передаче полномочий от поселений району (из них, к каждому из 11 соглашений заключено по 4 дополнительных соглашения, к каждому из 2 соглашений по 1 дополнительному соглашению).

В соответствии с заключенными соглашениями количество принимаемых районом полномочий по решению вопросов местного значения - 16, иных полномочий – 3 (опубликование, муниципальный заказ, защита прав потребителей).

Соглашения о передаче полномочий от района поселениям:

В настоящее время заключены 7 соглашений сроком на 3 года, на стадии согласования находятся дополнительные соглашения к ним.

В соответствии с заключенными соглашениями количество передаваемых районом поселениям полномочий по решению вопросов местного значения – 4.

С с.п. Солнечный заключено 1 соглашение о передаче полномочий по решению на межселенной территории 1 вопроса местного значения – ведение учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

 

 

Как взаимодействуют район и поселения помимо соглашений о взаимной передаче полномочий. Помимо заключения соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления района и поселений заключается большое количество соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в различных сферах деятельности: финансово-бюджетные отношения, работа с детьми и молодёжью, культура и спорт, участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС, опека и попечительство и пр.

В настоящее время заключено более 100 таких соглашений о сотрудничестве и взаимодействии. Например по культуре и спорту.

Практически все коллегиальные органы на уровне района включают в свои составы либо глав либо иных представителей поселений.

 

 

В августе 2011 года глава Сургутского района Дмитрий Макущенко подписал постановление о создании в Сургутском районе нового органа – Совета глав муниципальных образований Сургутского района. В него войдут главы всех муниципалитетов Сургутского района.

Совет глав является совещательным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления Сургутского района для совместного решения вопросов местного значения. Члены Совета на своих заседаниях будут обсуждать и совместно решать проблемы социально-экономического развития поселений, рассматривать проекты нормативных правовых актов, имеющих особо важное значение для жителей района, обобщать положительный опыт развития местного самоуправления.

Создание подобного органа - требование времени, поскольку существующая двухуровневая система местного самоуправления очень сложной, в связи с чем возникает необходимость формирования в муниципалитетах единого подхода к решению различных проблем, совместного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих интересы как поселений, так и района.

 

Создание Совета глав является логическим продолжением реформы местного самоуправления и призвано повысить эффективность системы управления в Сургутском районе. Среди основных задач Совета - подготовка предложений по совершенствованию организации местного самоуправления.

Заседания Совета будут проводиться не реже одного раза в квартал. Для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Совета, будут создаваться постоянные и временные рабочие группы, а также привлекаться специалисты различных областей.

Руководит Советом председатель – глава Сургутского района Дмитрий Макущенко. секретарь Совета – руководитель управления по работе с поселениями и связям с общественностью администрации района И.В. Родионова. Проведение первого заседания Совета запланировано на октябрь 2011 года, на нём членам Совета предстоит решить организационные вопросы деятельности Совета глав, а также рассмотреть наиболее остро стоящие перед муниципалитетами проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.