Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лимитирование природопользования

Лицензия на использование земель выдается админист­рацией района или города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе догово­ра купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т. д.

Земельный акт об отводе выдается для использования зе­мель строго по целевому назначению - ведения крестьянс­кого хозяйства, сельскохозяйственного производства, садо­водства, городского хозяйства, разведки полезных ископае­мых и т. д.

Лицензия на использование недр выдается (в соответствии с Законом РФ о недрах) администрацией республики, облас­ти, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр РФ (Роскомнедра) на геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий.

Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору - юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.

Лицензия на использование вод. В нашей стране существует водное законодательство в виде Водного кодекса РФ, который различает общее и специальное водопользование, а также обо­собленное водопользование. На специальное и обособления водопользование администрацией и органами Роскомвода России выдаются лицензии. Они удостоверяют право водополь­зователя на пользование водным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.

Водное законодательство России устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны. Организация системы лицензирования возлагается: по поверхностным водам — на Роскомвод; по подземным водам - на Роскомнедра. Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод, Рос- комнедра). По водным объектам федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения - соответственно исполнительными и специальными органами республики, края области. По объектам местного значения лицензии выдаются исполнительными и специальными органами района.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, возникнет угроза нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено или ограничено по субъективным или объективным причинам.

Субъективные причины — нарушение условий лицензии, невыполнение мер по охране водного объек­та и т. д.

Объективными причинами могут быть изменения условий водопользования, угроза населению в связи со сти­хийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает применение мер административной ответственности за са­мовольное использование вод.

Лицензии на использование лесов. Основы лесного зако­нодательства Российской Федерации (Лесной кодекс РФ) предусматривают два вида лесопользования: основное и побочное.

Основное - за­готовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, гри­бов, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т. д.

Такое деление важно для характеристики лицензионно­го порядка в лесном хозяйстве.

Основное лесопользование производится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и Правительство РФ:

— определяют потребности в древесине как внутри стра­ны, так и на экспорт;

— устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регио­нам и лесхозам, т. е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прирос­та древесины;

— определяют общий объем древостоя, подлежащего вырубке в различных регионах;

— на основе данных лесосечного фонда и утвержденных нарядов выписывают лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет - это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и окончания работ.

Лесной билет - другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а так­же на побочные лесные пользования (заготовка лекарствен­ного сырья, сенокошение, пастьба, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, рационального использования государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований - соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому назначению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позволяющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна прежде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на нее распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, - группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира. Закон РФ об охране и использовании животного мира определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эс-тетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их осуществление выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора, по лову рыбы - органы рыбнадзора.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства.

(МПР России). На вывоз лекарственного сырья — еще и Мин­здравом России.

Лицензирование на использование атмосферного возду­ха. Как экологический ресурс воздух используется при скла­дировании газообразных отходов или выбросов вредных ве­ществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования со­стоит в следующем:

— инвентаризация выбросов вредных веществ производ­ственным объектом;

— определение на основе действующего ПДК предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

— установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

— выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливают­ся органами МПР России. Их невыполнение или нарушение влечет за собой административную или уголовную ответствен­ность.

 

 

Лимиты на природопользование - это система эко­логических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в ок­ружающую природную среду загрязняющих веществ и раз­мещения отходов производства. Эти лимиты устанавливают­ся для предприятий-природопользователей государственны­ми органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов.

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование обуслс лено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется соответствии с теми направлениями, по которым осущестляется само природопользование, а именно: изъятие при родного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могут устанавливать на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды, на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определенным объектам:

по землям действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, для аэропортов, магистраль­ных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем России.

Сейчас установлены нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства; подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства;

по водным объектам применяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для ороша­емого земледелия, для животноводческих комплексов, для промышленного потребления, для эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);

в области охраны, использования и воспроизводству лесов главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины.

Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства;

- количество граждан, пребывающих в лесу;

- число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих моло­дую зеленую поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов, и т. д.);

в области охраны и использования животного мира раз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромыс­ловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная — природоохранная и экономическая: сбор платы за норматив­ное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путем экономического стимулиро­вания источника загрязнения к сокращению отходов (исполь­зуют экологические фонды, которые аккумулируют сред­ства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вред­ных веществ).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лицензирование потребления природных ресурсов | Договорные формы природопользования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.