Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана атмосферного воздуха




Охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юри­дическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения» атмосферный воздух в городах и сельских поселениях, на территориях промышленных организа­ций не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферно­го воздуха в городах и сельских поселениях, на территориях промыш­ленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концент­рации (уровни) химических, биологических веществ и микроорга­низмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, био­логических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпи­демиологического заключения о состоянии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индиви­дуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвра­щению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в город­ских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека сани­тарным правилам.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на бла­гоприятную окружающую среду и доступную информацию о ее состоянии.

Законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из федерального за­кона «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферно­го воздуха вправе предусматривать введение дополнительных эко­логических требований охраны атмосферного воздуха.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

♦ приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

♦ обеспечение благоприятных экологических условий для жиз­ни, труда и отдыха человека;

♦ недопущение необратимых последствий загрязнения атмос­ферного воздуха для окружающей и природной среды;

♦ обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ гласность, полнота и достоверность информации о состоя­нии атмосферного воздуха и его загрязнении;

♦ научная обоснованность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

♦ обязательность соблюдения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за наруше­ние данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:

♦ формирование и проведение единой государственной поли­тики в области охраны атмосферного воздуха на территории РФ;

♦ установление порядка разработки и утверждения гигиени­ческих и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

♦ формирование единой нормативно-методической базы в об­ласти охраны атмосферного воздуха;

♦ установление и обеспечение реализации федеральных целе­вых программ охраны атмосферного воздуха;

♦ установление порядка государственного учета выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастра), в отношении которых они разрабатываются;

♦ установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов;

♦ установление порядка определения и взимания платы за за­грязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмеще­ния вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

♦ установление порядка выдачи разрешений на выбросы вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка использования сбросов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ установление порядка организации и проведения государ­ственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

♦ установление порядка финансирования систем государствен­ного состояния атмосферного воздуха и обеспечение его фи­нансирования;

♦ установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

♦ координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;

♦ определение величины уменьшения выбросов вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в ко­торые будет осуществлено такое уменьшение в соответствии с федеральными программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами РФ в данной области;

♦ осуществление иных полномочий в области охраны атмос­ферного воздуха в соответствии с законодательством в обла­сти охраны атмосферного воздуха.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся:

♦ проведение политики РФ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;

♦ принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в обла­сти охраны атмосферного воздуха;

♦ участие в разработке предложений об установлении величи­ны уменьшения вредных (загрязняющих) выбросов веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществ­лено такое уменьшение в соответствии с федеральными це­левыми программами охраны атмосферного воздуха и меж­дународными обязательствами РФ в данной области;

♦ разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

♦ участие в пределах своей компетенции в организации госу­дарственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

♦ участие в организации государственного мониторинга атмо­сферного воздуха и обеспечении его проведения;

♦ проведение мероприятий по защите населения при чрезвы­чайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здо­ровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

♦ осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области ох­раны атмосферного воздуха;

♦ информирование населения о состоянии атмосферного возду­ха, его загрязнении и выполнении программ улучшения каче­ства атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

♦ иные, не отнесенные к ведению РФ, полномочия в области охраны атмосферного воздуха.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельны­ми государственными полномочиями в области охраны атмосфер­ного воздуха в порядке, установленном законодательством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха в установлен­ном порядке осуществляет деятельность в области охраны атмос­ферного воздуха совместно с другими федеральными органами ис­полнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нормирование качества атмосферного воздуха. Согласно Зако­ну «Об охране атмосферного воздуха» (1999) в целях определения критериев безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, осо­бо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигие­нические и экологические нормативы качества атмосферного воз­духа.

Гигиенические и экологические нормативы качества атмосфер­ного воздуха устанавливают или пересматривают в порядке, опре­деленном правительством РФ.

Разработанные гигиенистами предельно допустимые концент­рации (ПДК) после их утверждения становятся общегосударствен­ным нормативом, имеющим силу закона, определяют направле­ние социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных и других мер по защите воздушного бассейна.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух, а также временно согласованные выбросы (ВСВ), методы их определения и виды источни­ков, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утвер­ждаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуще­ствляет организацию регистрационных испытаний вредных (загряз­няющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые ока­зывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и ок­ружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.

Существуют также разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух стационарным источником допускается на ос­новании разрешения, выданного территориальным органом спе­циально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, опреде­ленном Правительством РФ.

Решением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, кото­рые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух могут взиматься взносы в соответ­ствии с законодательством РФ.

При отсутствии разрешений на выброс вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, опре­деленном Правительством РФ.

Согласно Закону «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» нормативы ПДВ выбросов химических, биоло­гических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидеми­ологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.