Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на выбор стиля




Стили педагогич. деятельности.

Курт ЛевИн выделил три стиля поведения: авторитарный, демократический, либерально-попустительский.

Осн. критерии выделения этих стилей:

1. характер принятия управленческий решений

2. отношение руководителя к подчиненным

ð При авторитарном стиле педагог единолично решает все вопросы, касающиеся как группы, так и каждого учащегося. Он убежден в том, что лучше понимает цели и задачи группы, более компетентен, нет необходимости советоваться с кем-то, ожидает беспрекословного подчинения, его решения носят характер приказов. Он оценивает результаты действия по своему усмотрению, субъективно, без каких-либо твердо установленных и известных всем критериев оценки. Успеваемость при таком стиле относительно высокая, так же как и дисциплина. Но социально – психологическая атмосфера неблагополучная. Такой педагог знает учеников односторонне. Слабо знает личностные качества или вообще их не знает.

ð При демократическом стиле педагог нацелен на привлечение интереса каждого ученика, он занимает позицию первого среди равных, в оценке руководствуется объективными, известными всем критериями. Характерно активно-положительное отношение к ученикам, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, интерес к личности ученика, понимание целей и мотивов его поведения; способствует развитию инициативности, креативности, способности к сотрудничеству. Внешние показатели (успеваемость, дисциплина) обычно ниже, но социально – психологический климат лучше

ð Либерально – попустительский стиль характеризуется стремлением педагога как можно меньше включаться в деятельность. Он фактически устраняется от руководства группой, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей. В основе такого поведения равнодушие, незаинтересованность проблемами обучения, снятие с себя ответственности за его результат; при таком стиле практически отсутствует контроль, успеваемость и дисциплина обычно на низком уровне. Курт Лев и н считал это отсутствием стиля.

ð «Непоследовательный стиль» педагог без учета объективных условий, из-за случайных обстоятельств неоправданно меняет стиль направления. Приводит к дезорганизации и ситуативности взаимоотношений. Ученики не знают чего ждать

Эффективность стилей определяется след. условиями:

  • от типа группы
  • от целей и воспитания
  • от личности преподавателя

 

30.11.12

Реферат -Кафедра психологии 70 каб. 2 этаж, Данилов Виктор Викторович

Особенности общества, традиционные для данной культуры нормы и формы поведения и вообще взрослых и детей.

Соц-псих факторы:

  • стиль администрации образ. учреждения, преобладающий в педагогич. коллективе, стиль значимых коллег
  • индивидуальные особенности педагога – ценности, идеалы, убеждения, волевые качества, темперамент, жизненный опыт

Классификация стилей Марковой и Никоновой:

Содержательные характеристики стиля -

-преимущественная ориентация учителя на процесс обучения или результат;

-развертывание ориентировочного или контрольно-оценивающего материала

-рефлективность – интуитивность (р. – склонность к самоанализу, а инт. – склонность действовать по наитию/спонтанно.)

Динамические характеристики стиля

-гибкость, переключаемость

Результативные характеристики

- уровень знаний, интерес к предмету,

На основе этих критериев выделяется 4 стиля преподават. деятельности:

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ – ЭИС. ориентируется преимущественно на процесс обучения, занятия проходят динамично, эмоционально, часто меняются виды работ, практикуются коллективные обсуждения, спонтанные высказывания, используется богатый арсенал методов, учитель ориентируется в основном на сильных учеников, спрашивает в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но больше говорит сам. Для занятий часто отбирается наиболее интересный материал, а менее интересный, хотя и важный, остается для самостоятельной работы. Для стиля характерна низкая методичность, недостаточно адекватное планирование, закрепление материала и контроль. Интуитивность явно преобладает над рефлективностью.
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНО – МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ – ЭМС. Педагог ориентируется на процесс и результат. Он адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление и контроль. На занятии педагог часто меняет виды работ, практикует коллективные обсуждения, использует разнообразные методы и приёмы. Стремится активизировать учеников не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Некоторое преобладание интуитивности над рефлективностью.
  3. РАССУЖДАЮЩИЙ – ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ – РИС. Учитель ориентируется на процесс и результат. Для стиля характерно адекватное планирование, оперативность, реализация контроля оценочного материала, сочетание интуитивности и рефлективности. В отличие от пред. стилей, учитель характеризуется меньшей изобретательностью в варьировании методов, реже использует коллективное рассуждение. Во время опроса сам учитель говорит меньше, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём.
  4. РАССУЖДАЮЩИЙ – МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ –РМС. Педагог ориентируется в основном на результат обучения. Для него характерна высокая методичность: тщательное планирование, систематичность, последовательность, закрепление, повторение учебного материала. Большое внимание уделяется контролю. Такие педагоги любят спрашивать. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ. Практически не используются методы активного обучения (дискуссии, игры, коллективного обсуждения и т.д.) предпочтение отдается репродуктивной деятельности. Учитель этого стиля отличается рефлективностью, не склонен к спонтанности, наоборот, анализирует свои шаги, отличается осторожностью в действиях. Склонен использовать проверенные методы, мало чувствителен к изменению ситуации на занятии.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.