Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в социологии. Типология личности в западной и отечественно социологии




Институт культуры

Религия

функции:

-интегративная.

-норма­тивная

-коммуникативная

функции:

-духовного производства, состоящая в обеспечении необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей.

-сохранение, тиражирование и трансляция создан­ных вновь или воспроизведенных ценностей.

-социо-регулятивная

-коммуникативная

Институты культуры тесно связаны с деятельностью других социальных институтов. От одних институтов они напрямую зависят (например, от ин­ститутов законодательной и исполнительной власти, ибо с ними жестко связаны финансовые возможности институтов культуры), с другими взаимодействуют на условиях координации (институты образования и науки). Связи институтов культуры с иными социальными институ­тами в последние годы становятся все более слабыми, невостре­бованными, каждый из них пытается выживать самостоятельно, думая лишь о собственных проблемах и не заботясь о взаимодей­ствиях, взаимообменах, взаимообогащении.

Отправной точкой видения личности является не индивидуальные особенности человека, а социальные системы, в которые он включен, и социальные функции и роли, которые он выполняет. В социологии личности человек рассматривается в его отношениях с обществом и структурными подсистемами. В социологии личность рассматривается в плане ее включенности в деятельности, т.к. нет другого способа войти в социальную систему. Социология признает, что для каждого человека формируются свои ценностные ориентации, мотивы, поведение, социальные установки, интересы и т.д.

Но в это же время социологи считают, что лишь выделяя среди них типичные, характерные для большинства групп людей, можно обнаружить действие определенных тенденций, наличие закономерностей.

Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология делает акценты на изучение в ее поведении, деятельности социально-типичного, т.е. того, что характеризует ее включенность в общество, социальные группы, организации и институты.

По Ядову для социологии личности важнее не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность. Если социологию трактовать как науку в закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного типа, то в этом случае человек представляется в социологии как элементарная социальная общность в своей функционально-ролевой парадигме. Социология анализирует социальные функции, выполняемые человеком в рамках той системы, в которую он включен.

Социологию личность интересует как субъект деятельности и социальных отношений. Личность в социологии рассматривается с точки зрения системного подхода и предстает как сложная система, имеющая собственную структуру.

 

Понятие личности в социологии.

Человек. Рассматривается как высшая ступень эволюции на Земле, как сложная система, соединяющая в себе природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненно приобретенное. Понятие человек является выражением всеобщего в человеческом бытии.

Индивид. Характеризует человека в его особом измерении, как отдельного человека. Это единичная человеческая особь. Можно рассматривать как биологическое существо, имеющее типичные и особенные черты.

Индивидуальность выражает единичное в человеке. Индивидуальность – единичность, уникальность человеческого бытия во всех его проявлениях. Данное понятие фиксирует в себе отличия людей на различных уровнях: биологическом, психологическом, социальном.

Личность – человек, не играет выбранную роль, а принимает социальную роль всерьез. Личность начинает пониматься как синоним слова индивид, т.е. как отдельное существо. Постепенно личность начинает обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях.

Психологический подход.

Фрейд дает биосоциальное определение личности. Личность – существо, деятельность которого обусловлена врожденными сексуальными влечениями.

Юнг. Личность – продукт и вместилище родовой истории, благодаря которой человек постигает собственное прошлое посредством коллективного бессознательного, которое состоит из архетипов (психических образов).

Социально-психологические определения.

Адлер. Личность изначально социальное существо, она выступает как единое и саморазвивающееся целое, стремящееся к совершенству и творчеству. Личность – часть больших социальных систем (семьи, общности, общества). Все поведению личности происходит в социальном контексте. У каждой личности есть врожденное чувство общности (социальный интерес), который определяется как врожденное стремление вступать в социальные отношения.

Фром. Личность – продукт взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Выражение и удовлетворение потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивид, и возможности удовлетворения потребностей, которые представляются людям определенными обществами, формирующими социальный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.