Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной структуры общества и ее элементы

Социальная структура общества складывается на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, страты (слои), социальные общности, группы. Например, выделяя в обществе мужчин и женщин, в социальном плане рассматриваются не физиологические особенности, а социальные качества в соответствии с которыми индивид соотносится с данной социальной общностью, то есть как он усвоил те нормы, ценности, социокультурные образцы, манеры поведения, исполняет в соответствии с ними социальные роли и т.п., присущие мужскому или женскому населению. Говоря о социально-территориальной структуре, в социальном плане рассматриваются не климатические и т.п. особенности, а особенности социокультурного плана, особенности распределения социальных ролей, особенности традиций общественного разделения труда и т.д. в конкретном регионе, области, стране.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста, расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);

социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей,


характеризующихся общими условиями жизнедеятельности,

социокультурными традициями);

профессионально-должностная структура {по месту и роли в

общественном разделении труда);

социально-классовая структура {по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);

социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

Таким образом, элементами социальной структуры являются классы (страты), различные социальные общности, социальные группы, социальные

институты и организации.

Содержание социальной сферы общества составляют не только элементы социальной структуры, но и те отношения, которые ее образуют,

т.е. социальные отношения.

Социальные отношения - это многообразные связи (материальные духовные) между субъектами этих отношений: классами, социальными группами, нациями, трудовыми, семейными и другими социальными

коллективами и внутри них.

Понятие, социального статуса личности применяется в отношении описания положения личности в соответствии с полом, возрастом, происхождением, семейным положением, образованием, профессией, национальностью, расой и другими признаками. При этом проводят различие между понятиями «социальный статус личности» (положение в обществе, которого человек добился сам, его заслуги) и «личный статус» (положение в обществе в результате наследуемых качеств, признаков и званий, социальное происхождение, национальность и пр.).


Один человек обладает множеством статусов, поскольку участвует во множестве групп и организаций. При этом возможно выделение главного статуса, наиболее характерного для данного человека, с которым его отождествляют другие люди и он сам. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Статус определяет тот интерес, который человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать.

Понятие социального статуса связано с понятием социальной роли. Социальная роль — это поведение социальных групп и личностей, реализующих свой социальный статус. Она требует соблюдения людьми определенных социальных норм, фиксирующих круг требований к выполнению этой роли.

Социальные отношения как сложное и многообразное взаимодействие между людьми и социальными группами имеют разные формы. Различают три основные формы социальных отношений (взаимодействий):

Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов или групп ради решения общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий перед индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, они не могут быть поделены поровну на всех. В ходе конкуренции участвующие в ней стороны стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. В процессе этого взаимодействия люди обговаривают «правила игры».

Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть как в кооперации, так и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами.


Классовая парадигма социальной структуры. Автор теории - К. Маркс. Эта парадигма оказала большое влияние на развитие отечественной социологии.

С точки зрения Маркса, важнейшей ячейкой соц. структуры являются классы.

Классы (по В. И. Ленину) - это большие группы, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они могут располагать.

Главным признаком класса является отношение к средствам производства, т.е. отношение собственности.

С точки зрения Маркса, образование классов - это сложный исторический процесс, результат расслоения общества. Непосредственная причина их появления - вытеснение общинной и родовой собственности частной собственностью, в результате чего возникает эксплуатация.

Большое значение в процессе формирования классовой структуры Маркс отводит общественному разделению труда, т. к. именно оно является первоисточником социальных различий.

С точки зрения Маркса, между классами всегда существуют отношения противоборства-притивостояния {антагонизм). Он присущ 3-ём общественно-экономическим формациям: рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Но возможно и классовое содружество (коммунизм).

Кроме классов, Маркс рассматривает промежуточные группы (торговцы, ремесленники), но не рассматривает их как самостоятельные ячейки социальной структуры, т. к. они так или иначе примыкают к одному из двух классов.

Вывод: классовая парадигма подчеркивает объективное положение

класса в обществе, тогда как такие критерии - образ жизни, интересы,


образование - рассматриваются как вторичные и производные от классовой принадлежности.

Стратификационная парадигма (М. Вебер). Вебер считал, что классовая концепция слишком узкая, т.к. Маркс сводит все многообразие соц. слоев только к классам, которые выделяются на основе отношения к собственности. С точки зрения Вебера, помимо отношений собственности, важно изучать такие критерии, как профессиональное мастерство, квалификацию, навыки, знания, которые оцениваются в обществе через понятие «престиж».

Классы (по Веберу) - это группы людей, которые оказались в схожих рыночных ситуациях, т.е. имеют схожие характеристики с точки зрения собственности и доходов.

Также, по его мнению, необходимо выделять еще и страты, в основе которых различные образы жизни людей.

Если Маркс утверждал, что противоречия между классами в капиталистическом обществе усиливаются, то Вебер, наоборот, утверждал, что в классовых взаимоотношениях можно видеть отношения сотрудничества.

Средний класс - это совокупность людей, обладающих высоким профессионализмом, что позволяет получать им высокий доход.

Феноменологическая концепция. Эта концепция рассматривает общество как совокупность представлений о нем. В изучении социальной структуры главное внимание уделяется психологическому процессу отождествления индивидом себя с той или иной социальной общностью. Впервые исследования на основе подобной методологии стали проводиться в США в 30-е гг. XX века и получили название метод исследования репутаций (Л. Уорнер).

Л. Уорнер провел обширное интервьюирование и на основе ответов

респондентов выявил 6 классов: 3 основных (высший, средний, низший) и в

каждом из них ещё по одному подразделению.


На основе это концепции появился «субъективный» метод (Р. Сентерс). Суть метода - респондентам предлагается список классов и спрашивается, к какому классу они себя относят. На основе этого метода традиционно выделяют высший, средний, рабочий и низший классы.

В советской социологии (до конца 80-х гг.) господствовало представление о социальной структуре как о структуре социально-классовой. С точки зрения этого подхода советское общество представлялось следующим образом: оно состоит из рабочего класса и крестьянства + 3-ий элемент - советская интеллигенция. Подобная схема получила название «трехчленной». В конце 80-х - начале 90-х гг. советские социологи начинают осваивать западные концепции в изучении социальной структуры и начинают изучать социальную структуру кА социальную стратификацию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трансакционные издержки | Социальные общности и социальные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.