Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем обусловлены социальные роли?




В чем суть ролевых теорий концепции личности?

Микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно с позиций ролевых концепций. Этот теоретический подход почти одновременно разработали психолог Дж. Г. Мид («Роль, я и общество», 1934) и социолог Р. Линтон («Исследование человека», 1936). Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их «социального театра» (обусловленный функциональной структурой общества-) был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью (социальным Я), что не приносило ощущения дискомфорта — в рамках отведенной роли человек мог оставаться «самим собой».

В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимым менять роли. «Актеры», осуществляющие обыденное социальное действие, по нескольку раз в день вынуждены «перебегать с большой сцены на малую» и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах». Так, работающая женщина должна выполнять самостоятельные роли в семье, на работе, в досуговой, дружеской и деловой среде и в течение дня менять амплуа матери, жены, пассажира транспорта, сотрудника, клиента сервисных организаций, потребителя (покупателя) товаров, хозяйки, воспитателя, собеседника, партнера по играм и т.п., сообразуясь с правилами поведения в этих ситуациях и социальными ожиданиями других людей (родственников, коллег, знакомых и незнакомцев).

Неумение перевоплощаться может привести к социальному неврозу. Но в современном обществе у человека больше и социальных возможностей; чтобы их реализовать, он оценивает правила игры и различные «школы», сложившиеся в конкретных субкультурах (общностях и организациях), прикидывает свои шансы стать «примадонной» или «героем-любовником». Одновременно он чувствует, что исполняет в основном роли, навязанные ему извне — социальной структурой, системой ожиданий, институциональными нормами. Возможно, он талантлив, но в этом «театре», который сохраняется благодаря традиции и динамическому балансу межличностных отношений в завуалированной кратической (властной) структуре, его талант не всегда будет востребован.

Дж.Г. Мид рассматривает социальные роли как систему предписаний в зависимости от статуса положения человека в контексте социальных отношений, связей; статус может быть временным или устойчивым, постоянным, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (соседский мальчик — сын — отец).

Р. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. В микросоциологии считается, что человек не может совместить роли, а играет «то за того, то за другого» (мастер с рабочими — администратор, а с администрацией — рабочий).

Если Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится, то Мида, напротив, интересует именно механизм освоения роли. Он вводит понятие ожидаемого поведения, разделяя Я: как Я и как Меня (хотят видеть другие). Таким ^образом он выявляет конфликт, ибо я веду себя как Я или как 'Меня, оба состояния наличествуют. Чем более взрослым становится человек, тем меньше в нем Я как Меня и больше Я как Я, и [наоборот. Инфантильность (неразвитость) личности проявляется в комплементарности поведения, которое постоянно подстраивается под систему наличных ожиданий.

Современный популярный психолог Э. Эриксон хорошо описал это состояние Я-Меня. Он отмечает такую деталь: значимый, авторитетный Другой очень важен для развития личностного ролевого поведения, поэтому молодежные кумиры — факт не только культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывают влияние на целое поколение.

Идентификацию с ролью или отстранение от нее изучали великие режиссеры, создавшие свои школы «игры»: К.С. Станиславский, Б. Брехт и др.

Эрик Берн в знаменитом социально-психологическом бестселлере «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Один приспосабливает, строит свою судьбу сам (я — герой, я — пророк), другой — приспосабливается (амебовидная личность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.