Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие стадии в освоении ролей проходят люди?




Такие известные исследователи, как Маргарет Мид и Чарльз Хортон Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

1) имитация — механическое повторение наблюдаемых действий;

2) игра — переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

3) групповое членство — освоение своей роли, но глазами группы, когда работает образ «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока наблюдателями извне.

Иногда взрослый человек «застревает» на какой-либо стадии, не умеет отрешиться от роли или посмотреть на свою игру со стороны. Тогда он становится социально неадекватен и получает невроз из-за несовпадения представлений о себе и качестве своей «игры» с представлениями о нем и оценками его качеств со стороны других людей. Если же он не осваивает даже второй стадии, наступают следствия, описанные психологом К. Хорни: искренне вживаясь в наиболее успешно выполняемую роль, человек начинает «исполнять» ее в неподобающей обстановке и в тех социальных ситуациях, в которых она вовсе не соответствует ожиданиям окружающих — получая отрицательные реакции, он расстраивается и обижается, не понимая, что причиной постоянных недоразумений и социального отторжения является его собственная поведенческая ригидность (негибкость).

Зигмунд Фрейд рассматривал проблему ролей, опираясь на анализ личностного конфликта как борьбы внутренних потребностей человека и возможности осуществить их в социально приемлемой форме. Он изучал процесс реализации инстинктов, отмечая, что какова модель согласования инстинкта и воли, такова и личность.

Как процесс первичной социализации детей связан со стадиями их умственного развития?'

Швейцарский психолог Жан Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как ряда последовательных стадий:

1) сенсомоторная стадия до 2 лет — вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;

2) преоперациональная стадия 2—7 лет — ребенок научается различать вещь и символ вещи;

3) конкретно-операциональная стадия 7—11 лет — мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

4) формально-операциональная после 12 лет — происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.).

На каждой из этих стадий человек приобретает опыт социального восприятия, делает определенные умозаключения о значимых связях между сущим и должным, на основе чего формируются навыки социальной деятельности и оценки происходящего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.