Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть подходов к социальному механизму формирования личности

Проблеме формирования личности человека и ее развития посвящено множество работ. Однако пока не проведен конкретный 1нализ всех процессов формирования целостной личности, которые в совокупности и единстве составляют соответствующий механизм формирования социальной сущности человека. Сложность изучения данной проблемы вызвала к жизни различные подходы к ее анализу:

1) социальный механизм формирования личности связан с развитием коллективного социального сознания;

2) механизм формирования личности является «деятельностным». Этот взгляд разделяет большинство российских философов, социологов и психологов, считая, что только социальная активность, целесообразная деятельность и межчеловеческое взаимодействие развивают в человеке социальные черты, делают его личностью;

3) механизм формирования личности основан на ее общении с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом сторонники этого подхода исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы;

суть социального механизма формирования и развития личности — в становлении, т.е. сущностные процессы становления личностного начала в человеке связаны с его общественным признанием, самоотождествлением индивида с некоторыми социальными позициями, ролями и группами.

Связь между представлениями личности о себе, ее ценностями и социальными оценками довольно сложна. Она может быть представлена в виде теоретической модели (см. таблицы).

КАК СВЯЗАНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ И ОБРАЗЫ Я ЛИЧНОСТИ?

 

Определение стилей, ценностей и результирующие образы своего Я

Стиль

(характерные способы манифестации когнитивных или аффективных феноменов)

Ценности

(ориентация на действия, которые могут быть упорядочены и самодостаточны)

Результирующая

характеристика своего Я (персонификация собственных действий, внутренних процессов и отношений с миром)

 

Эмпирический: образы реальности оцениваются с точки зрения Надежности и валидно-сти наблюдений; связан с когнитивными процессами восприятия

Социальные: социальный контакт, взаимопомощь, похвалы, поддержка со стороны других людей, «добрые дела» — наиболее желаемая цель; выше всего милосердие

Феноменально-интерактивная: персонификация своих действий и мотивов по отношению к социальному окружению и социальному идеалу: Я ориентировано на «здесь и теперь» и «другого»

 

Рациональный: образы реальности оцениваются с точки зрения их логической непротиворечивости; связан с когнитивными процессами концептуализации

Внутренние:

достижение высоких результатов в выполнении конкретных задач и достижения целей, особенно связанных с психологическими и (или) физическими усилиями; мастерство как конечная цель

Концептуально-достижимая:

персонификация своего Я относительно понимания своих достижений, управление своим Я, подчинение его целям овладения мастерством

 

Метафорический: образы реальности оцениваются с точки зрения универсальности заключенных в них прозрений; связан с когнитивными процессами символизации

Я:

характеризуется акцентом на своей уникальности и неповторимости, сохранением независимости и поведением в соответствии с личностными стандартами поведения; самоактуализация как конечная цель

Трансцендентально-восходящая:

персонификация физической и общественной сфер в терминах своих специфических потребностей, интересов, действий и характерных способов реагирования. Переживание своего Я как идиосинкретической манифестации искусства жизни

 

Основные образы своего Я, порождаемые различными связями стиль — ценность
Социальные ценности Внутренние ценности Ценности Я
Я воспринимается как неотъемлемая часть общества и культуры. Индивидуальность возникает из опыта Я в обществе Я оценивается по непосредственным результатам или своим достижениям в социальном контексте. Для индивидуальности наиболее важны непосредственные достижения, нежели долгосрочные Я ценится за непосредственно переживаемое с помощью всех наличных у него органов чувств. Индивидуальность возникает из чувственных восприятий «здесь — теперь»
Я подчиняется социальному порядку и социальной догме. Индивидуальность — своя или других — ценится только в той мере, в какой она понимается и допускается с социальной точки зрения Я оценивается и понимается с точки зрения долгосрочных достижений индивида в воздействии на окружающий его мир. Достижения отделяют индивидов друг от друга. Индивидуальность ценится за ее материальные или теоретические достижения Индивид понимает себя с помощью глубокого воспитанного мышления. Высшая цель жизни — следовать сократовской максиме «познай самого себя». Индивидуальность понимается ради нее самой
Я рассматривается как специфическая конкретная манифестация социального мифа. Социальные и религиозные институты обеспечивают рамки для переживания и познания своей индивидуальности Я оценивается и понимается с точки зрения его этических и духовных достижений. Самоусмотрение есть достижение, к которому стремится индивид, а индивидуальность есть продукт (отчасти) этого стремления Индивид есть одновременно часть мира и вне мира, и индивидуальность возникает в результате выхода за пределы материального мира с целью обретения более глубокого трансцендентного смысла

Как можно систематизировать социологические представления о личности?1

Интегральный синтез индивидуальных и социальных аспектов человека позволяет выделить:

личную область (индивидуальный человек) — поиск и сохранение личного смысла через целостное функционирование индивидуальных стилей и ценностей;

1) социальную область (коллективный человек) — поиск и сохранение межличностного смысла через целостное функционирование социальных институтов и норм.

Если сопоставить различные социокультурные модели, отражающие сложившиеся подходы к осознанию природы человека, то можно выделить три ценностные парадигмы (см. таблицу).

 

Больше всего в отдельном человеке ценятся
отношения с другими людьми в мире достижения внутреннее развитие и способность воздействовать на мир
Индивиды составляют неотъемлемую часть общества (коммунальное общество) Индивиды стремятся к достижениям в рамках социального контекста (общество замкнутых поселений) Индивиды отчуждены от общества, и акцент делается на актуализации «здесь и теперь» (эпикурейское общество)
Индивиды — заменимые части общества (фашистские общества) Индивиды стремятся к достижениям и отделяются друг от друга (технологические общества) Индивиды — созерцатели своей индивидуальной природы (Академия Древней Греции)
Индивиды должны всегда жить в согласии с социальным мифом государства (общества религиозного догматизма) Индивиды стремятся к нравственным и духовным достижениям, и о них судят по этим достижениям (многие протестантские субкультуры) Индивиды интегрированы в общество, но выходят за его пределы в поисках трансцендентного смысла (утопическое общество)

 

Социализация как способ включения индивида в социальную среду

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является "социализация", позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Адаптация и интеграция в процессе социализации личности. Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. Например, недостаточно развитыми волевыми качествами человека или низким уровнем интеллекта, сдерживающими развитие самосознания личности.

Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Как правило, такая форма взаимодействия человека с обществом характерна при демократическом устройстве государства, а также при "открытом" типе личности, ориентированном на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.

В существующих отечественных и зарубежных концепциях социализации личности чаще всего используется лишь один термин — адаптация, что негативно влияет на дальнейшее изучение этого процесса, так как игнорируется специфика его протекания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности.

Наиболее наглядной моделью адаптации, разработанной в рамках системного анализа, является принцип подвижного равновесия, описанный в работах Л. фон Берталанфи (1901-1972), но использовавшийся ранее в социологии Г. Спенсера, а также в эволюционной теории русских биологов К.А. Тимирязева (1843-1920) и А.Н. Северцова (1866-1936). Согласно указанным концепциям процесс адаптации субъекта детерминируется двумя группами факторов: внутренними, обусловленными появлением и развитием самого социального субъекта (например, биосоциальными предпосылками) [3.1]; внешними, отражающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возникновения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах — состоянием социальных процессов развития общества, способами хозяйственной деятельности, характером смены формаций и др.

Любые процессы взаимодействия порождают специфические формы отношений, действий, идей, мнений и т.д., что в свою очередь изменяет социальную структуру общества, общностей, групп, личности. Эта проблема уже в 30-40-е годы нашего столетия заинтересовала немецких антропологов Р. Брауна, Б. Ван-Геннепа и др. Однако наибольший интерес данная проблема представляет для социологов, изучающих социальные взаимодействия, социальные системы, социальное поведение, определяющее создание новых социальных систем и структур.

Подвижность социальных систем (от человека до общества) дает право рассматривать процесс социализации с точки зрения периодов (циклов), которые имеют свою специфику и обусловлены различными факторами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какие фундаментальные потребности лежат в основе мотивации личности? | Возрастные этапы и критические периоды социализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.