Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средство достижения правильного вывода - силлогизм

Тема 5. Логика процесса научного исследования.

1. Научные факты и их роль.

2. Научная проблема, ее постановка и формулирование.

3. Научная гипотеза: структура, ее выдвижение и обоснование

4. Научная теория и роль в научном исследовании.

 

Получение нового знания – сложный творческий процесс, имеющий определенную логическую последовательность в деятельности исследователя, который заканчивается получением нового знания (выводов, предложений, рекомендаций и т.п.).

Силлогизм основан на следующем правиле: если известно, что два факта истинны, то следующее из них третье утверждение также будет истинным.

Это дедуктивное доказательство, в основе которого четыре истины:

Первая истина – несовершенство, страдание, незавершенности

Вторая истина – закон причины и следствия

Третья истина – наличие причины, устранение которой повлечет изменение несовершенства. Такой причиной может быть, в том числе - желание, пристрастие, потребность в чем бы то ни было, привязанность к каким бы то ни было вещам, людям, идеям. ОНА НЕ ДОКАЗЫВАЕТСЯ, а ВЫЯВЛЯЕТСЯ, ПОСКОЛЬКУ ОБЪЕКТИВНА

Четвертая истина - метод исправления, состоящий из восьми ступеней:

- правильные воззрения,

- правильное размышление - ПРАВИЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ

- правильная речь,

- правильные действия,

- правильный способ поддержания жизни - ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

- правильное приложение сил

- правильное осознание,

- правильное сосредоточение – ВАЖНОСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ

Результат – понимание, просветление, НОВОЕ ЗНАНИЕ

Есть две составляющие просветления: мудрость и сострадания

Мудрость - если мы способны понять, что некоторые вещи, которые мы ранее считали очень важными для своего счастья, таковыми не являются, значит, мы действительно стали мудрее.

Сострадание появляется КАК РЕЗУЛЬТАТ умиротворенности, которая уменьшает враждебность и тревогу.

 

Основными формами становления нового знания являются:

· научный факт,

· научная проблема,

· гипотеза,

· теория.

1. Научные факты и их роль (несовершенство, незавершенность как следствие чего-либо) Различают:

· факты действительности – события, явления, происходившие или происходящие на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов;

· научные факты – отраженные сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений.

Научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе детерминирован реальной действительностью.

1) Работа с фактами – на эмпирическом этапе:

Первая стадия – добывание, получение фактов.

Вторая стадия – первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка, классификация фактов, выявление зависимостей между ними.

2) Работа с фактами – на теоретическом этапе:

ü более глубокий анализ фактов,

ü проникновение в сущность исследуемых явлений,

ü познание и формулирование законов, т.е. объяснение действительности

 

2. Научная проблема, ее постановка и формулирование (причина).

Новые проблемы – из осознания противоречия между ограниченностью имеющего научного знания и потребностями его дальнейшего развития.

Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам.

Научная проблема – это «осознанное незнание».

Научная проблема – это:

– форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т.е. знание о незнании;

- вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения;

- процесс, включающий два этапа: постановку проблемы и уяснение направлений ее решения.

А. Эйнштейн: «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть лишь делом … расчета»

Поставить проблему – значит:

Ø отчленить известное от неизвестного, факты, объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

Ø выявление причинно-следственных отношений и связей;

Ø сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;

Ø наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.

Выбор, постановка и решение проблем зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективные:

Ø степень зрелости и развитости объекта научного исследования,

Ø уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки,

Ø потребности общественной практики,

Субъективные:

Ø интерес ученого к исследуемой проблеме,

Ø оригинальность его замысла,

Ø научная добросовестность,

Ø нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое при ее выборе и решении.

Основные этапы разработки проблемы:

1) обсуждение новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий,

2) предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты, исходя из учета новых фактов, т.е. сравнительная оценка различных гипотез, степени их обоснованности,

3) определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами,

4) предварительное описание и интерпретация проблемы – выяснение специфики связи между данными, на которых основывается проблема, и теми теоретическими допущениями и гипотезами, которые выдвигаются для ее решения.

 

3. Научная гипотеза: структура, ее выдвижение и обоснование.

Научная гипотеза – исправление, устранение причины

Ø должна «нащупать» правильный ответ на поставленную проблему или показать ее несостоятельность,

Ø форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве,

Ø форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время еще не доказана, не подтверждена практикой.

Гипотеза строится на основе определенных фактов и знаний, которые называются ее посылками или данными.

Структура гипотезы:

1) основание или посылки (данные) гипотезы, т.е. накопленные данные действительности и существующие теоретические знания,

2) предположение, (главное) содержащее новые, искомые знания об объекте исследования, вероятное знание, нуждающееся в доказательстве,

3) логическая взаимосвязь между основанием и предположением, логические средства (индукция, дедукция, аналогия), вытекающие из предположения, с помощью которых осуществляется обоснование предположения.

Виды гипотез: по различным критериям, например:

1) по степени обоснованности: рабочие и научные,

2) по общности содержащихся в них данных: частные и общие,

3) в зависимости от основания: возникающие на эмпирическом и теоретическом базисах.

Общие требования к гипотезам:

Ø соответствовать установленным в науке законам,

Ø согласовываться с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута,

Ø не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики (тождества, непротиворечивости, исключенного третьего и достаточного основания),

Ø быть простой, не содержать лишнего, произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта,

Ø должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения либо – прямо, либо косвенно.

Основные этапы прохождения гипотезы:

1) попытка объяснить изучаемое явление на основе базиса гипотезы – известных фактов и имеющихся теорий. Если не удается, то делается следующий шаг,

2) выдвижение догадки, предположения о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии,

3) оценка эффективности выдвинутых различных предположений и отбор из этого множества наиболее вероятного на основе требований обоснованности гипотез;

4) развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знаний и дедуктивное выведение из него следствий для последующей эмпирической проверки;

5) опытная, экспериментальная проверка (на практике) выдвинутых из гипотез следствий.

В результате этого гипотеза либо становится теорией либо перестает существовать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Магистерская работа: общая характеристика, основные требования | Вопрос 1. Введение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.