Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика конкуренции и конкурентной среды




Тема 7. правовое регулирование конкурентных отношений

Вопросы для самопроверки

 

1. Что понимается под сбытовой политикой (товародвижением) организации? Какие различают методы и системы сбыта?

2. Что понимается под каналом распределения? Какие функции выполняют каналы распределения? Каковы основные характеристики каналов распределения?

3. Какие различают виды каналов распределения? Каковы критерии выбора длины и ширины канала распределения?

4. Кто может выступать в качестве участника канала распределения? Каковы функции торговых посредников?

5. Каким образом организована оптовая и розничная торговля?

6. Что представляет собой франчайзинг? Какие различают виды франчайзинга?

7. Каковы преимущества и риски франчайзинга для его участиников?

8. Каковы основные положения договора коммерческой концессии?

9. Каковы основные положения договора поручения?

10. Каковы основные положения договора комиссии?

11. Каковы основные положения агентского договора?

12. Каковы основные признаки коммерческого и трудового представительства, комиссионного и агентского посредничества?

13. Каковы основные положения договора лизинга?

14. Что понимается под сетевым маркетингом? Какова история развития сетевого маркетинга в России и за рубежом?

15. В чем заключаются сходства и отличия сетевого маркетинга и пирамиды продаж?

16. Каковы основные положения Кодекса поведения в бизнесе Ассоциации прямых продаж?

17. Каким образом организована и действует Ассоциация прямых продаж в России? Какие компании являются членами российской Ассоциации прямых продаж?

18. Каковы основные положения Кодекса профессиональной этики в области прямых продаж российской Ассоциации прямых продаж?

 

 

 

В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике, как конкуренция.

 

Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

 

В определении конкуренции важны три ключевых аспекта:

 

1) рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

 

2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

 

3) рыночная конкуренция развивается на доступных сегментах рынка.

 

Функции конкуренции:

 

1) регулирующая. Для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Поэтому факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;

 

2) мотивационная. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

 

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли;

 

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка;

 

3) распределительная. Конкуренция не только включает сти-мулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди организаций и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам;

 

4) инновационная. Конкуренция стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг и т. д.;

 

5) контрольная. Конкуренция выступает как инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

Формы конкуренции:

 

1) функциональная – когда товар данной компании наряду с иными товарами других компаний удовлетворяет конкурентную потребность (например, автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед);

 

2) видовая – имеет место между разновидностями определенного товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеет место хотя бы одна характеристика, по которой они различаются (например, грузоподъемность автомобиля);

 

3) предметная – ведется по поводу одного и того же продукта, выпускаемого разными предприятиями.

 

Виды конкуренции представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Виды конкуренции

 

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

 

Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и в конечном счете завоевывает желаемую долю рынка. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

 

Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, отсутствовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение сроков гарантийного ремонта).

 

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

 

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

 

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

 

По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

 

Совершенная конкуренция – связана со свободой от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

 

Монополистическая конкуренция – у участников рынка имеется возможность влиять на условия реализации товаров.

 

Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

 

По степени развития конкуренции выделяют четыре основные модели рынка (рисунок 10).

 

1. Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Рисунок 10 – Типы (модели) конкурентных рынков

 

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

 

- на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

 

- тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны, с точки зрения потребностей покупателей и соответственно продавцов;

 

- свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

 

- наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

 

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

 

- в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль как главный источник НТП;

 

- способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

 

- не может распространяться на производство общественных благ;

 

- вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

 

2. Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

 

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

 

Основные характеристики монополистической конкуренции:

 

- относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

 

- фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

 

- сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

 

3. Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т. е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

 

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

 

Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

 

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

 

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

 

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

 

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

 

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

 

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности: цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

 

4. Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

 

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

 

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

 

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего, над ценой.

 

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

 

Основные черты чистой монополии:

 

- единственный продавец – производитель;

 

- товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

 

- продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

 

- очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

 

Типы монополий:

 

1) естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т. д.);

 

2) искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

 

Формы монополии:

 

1) картель – простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами;

 

2) синдикаты (от греч. syndikos – действующий сообща) – организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики;

 

3) трест – форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий;

 

4) концерн (от англ. concern – участие, интерес) – организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контроли-руются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмену результатами НИОКР между подразделениями и т. п.;

 

5) пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул;

 

6) холдинг – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный. Деятельность холдинга не ограничивается управлением пакетами акций, сбором дивидендов от биржевых и других операций, но и дает возможность назначать необходимых лиц в правление, совет директоров и другие органы подконтрольных компаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.