Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уставы Международного трибунала по Югославии и Руанде




 

Учреждение Международного военного трибунала по Югославии в 1993 году называют "новаторскими методами воздействия на государства". Дело в том, что этот трибунал учреждался не на основании международного договора, как Нюрнбергский, а Резолюцией Совета Безопасности ООН и в качестве его вспомогательного органа.

Вначале речь шла о международном договоре, но возникло опасение, что получение нужного количества ратификаций займет много времени. Поэтому 13 июля 1992 года Совет Безопасности специально рассмотрел вопрос о конфликтах на территории бывшей Югославии и принял Резолюцию 764, согласно которой лица, нарушающие положения Женевских конвенций 1949 года или отдающие приказ об их грубом нарушении, несут за это личную ответственность.

Спустя месяц была принята Резолюция 771, которая уже конкретно называла наиболее грубые нарушения, особо выделяя так называемые "этнические чистки". Согласно Резолюции 780 (от 06.10.1992) Генсек ООН в срочном порядке создал Комиссию экспертов для рассмотрения, изучения и самостоятельного сбора информации о нарушениях норм гуманитарного права. Фактически эта комиссия стала комиссией по расследованию. Однако каких-либо активных действий комиссия не предпринимала, а собранная информация не отвечала требованиям объективности и достоверности, необходимым для расследования. Новаторство проявилось и в том, что Резолюции 771 и 780 рассматривали нарушения гуманитарного права, совершаемые физическими лицами, как акты, нарушающие международный мир и безопасность, - а это, согласно Уставу ООН, может уже относиться только к государствам.

22 февраля 1993 года Резолюцией 808 Совет Безопасности ООН постановил, что должен быть учрежден "Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения МГП на территории бывшей Югославии". В последнем проекте Устава трибунала были учтены мнения 31 государства, в том числе России, и ряда международных организаций. А 25 мая 1993 года на основании этого доклада Совет Безопасности Резолюцией 827 учредил трибунал и принял его Устав как Приложение к резолюции. Отныне государства-члены ООН обязывались сотрудничать с трибуналом и его органами и принимать в рамках национального права любые меры для выполнения просьб и приказов Судебной камеры.

Инициатива разработки Резолюции 827 принадлежала Франции. Россия была одним из авторов ее проекта.

Трибунал по Югославии состоит из 3-х Судебных камер (по три судьи в каждой), Апелляционной камеры (пять судей) и Обвинителя (прокурора), обслуживаемых секретариатом. Обвинитель является одновременно обвинителем Трибунала по Руанде, а члены Апелляционной камеры - членами Апелляционной камеры по Руанде.

Судьи избираются Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из списка, предоставляемого Советом Безопасности. Именно они обладают правом принимать Правила процедуры и доказывания (ст.15 Устава) для разрешения процессуальных вопросов, то есть выполнять "полузаконодательные функции". Статья 16 Устава говорит о единоличном Обвинителе с собственной канцелярией. Обвинитель совмещает функции обвинения и расследования. Он начинает расследование ex-officio (в силу обязанности) или по информации, полученной из любого источника, прежде всего от правительств, органов ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Обвинитель вправе допрашивать подозреваемых, жертв, свидетелей, собирать доказательства и проводить расследование на месте.

Обвинитель составляет Обвинительное заключение, где излагаются факты и преступление, в котором обвиняется конкретное лицо. Судья Судебной камеры может его утвердить, а может и отклонить. В случае утверждения судья отдает приказ и выдает ордер на арест, задержание, выдачу, передачу лица и иные распоряжения, необходимые для проведения судебного разбирательства.

Юрисдикция Трибунала распространяется только на физических лиц и в отношении конкретных преступлений, перечисленных в Уставе: совершение или приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 года (ст.2); нарушение законов и обычаев войны (ст.3); геноцид (ст.4) или другие деяния, названные в п.3 ст.4; преступления против человечности, совершаемые в ходе вооруженного конфликта как международного, так и внутреннего (ст.5).

Территориальная юрисдикция распространяется на территорию бывшей СФРЮ, временная - на период начиная с 1 января 1991 года и, согласно Резолюции 827, "по дату, которая будет определена Советом Безопасности после восстановления мира".

Смертная казнь не применяется. В качестве наказания может быть назначено только тюремное заключение. Трибунал при назначении наказания учитывает такие факторы, как тяжесть преступления и конкретные обстоятельства, касающиеся личности подсудимого (ст. 24 Устава). При определении сроков тюремного заключения Трибунал руководствуется общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении судами бывшей Югославии. Наказание осужденный отбывает в государстве, которое определено трибуналом на основе перечня государств, заявивших Совету Безопасности о готовности принять осужденных, и в соответствии с их национальным уголовно-исполнительным законодательством. Это Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция, Италия и Австрия.

Возможно помилование или смягчение наказания по представлению государства, но по решению трибунала.

 

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 года был учрежден в соответствии с резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности от 8 ноября 1994 года.

Юрисдикция Трибунала распространяется только на физических лиц и в отношении конкретных преступлений, перечисленных в Уставе:

- геноцид, т.е. следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) умышленное создание для группы таких условий жизни, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

е) насильственная передача детей из такой группы в другую.

3. Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;

b) заговор с целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение на совершение геноцида;

е) соучастие в геноциде.

 

- преступления против человечности (ст. 3 Устава);

- военные преступления (ст. 4 Устава).

Наказание, назначаемое Судебной камерой, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Судебные камеры руководствуются общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах Руанды.

При вынесении приговоров Судебные камеры учитывают такие факторы, как тяжесть преступления и конкретные обстоятельства, касающиеся личности подсудимого.

Тюремное заключение отбывается в Руанде или в любом из государств, включенных в перечень государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц, в соответствии с определением Международного трибунала по Руанде. Такое тюремное заключение отбывается в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, при надзоре со стороны Международного трибунала по Руанде (ст. 26 Устава).

Международным трибуналом по Руанде, в частности, были осуждены: экс-министр финансов Руанды Эммануэля Ндиндабахизи к пожизненному заключению; католического священника Атанаса Серомбу к 15 годам тюрьмы; Джорджа Рутаганда, лидера милиции Интерхамбве — молодежного крыла пропрезидентского Республиканского национального движения за развитие демократии к пожизненному лишению свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.