Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе




Традиции использования подвижных игр в России имеют длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII-XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

С.Я. Эйнгорн призывал педагогов бороться «разумно построенными» играми против двух важнейших недостатков времени - «чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, ибо она в одно и то же время приятна и полезна.

Признавая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходившиеся чувствования», подчинять действия сознанию.

Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности).

Посредством простого наблюдения учитель может выявить группу детей большой подвижности. Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают свойственны реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе в играх со сверстниками.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто становятся инициаторами игр. Движения у них обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; даже на прогулках они мало двигаются.

Управление режимом двигательной активности школьников со стороны педагога предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизацию двигательной активности детей всех названных групп в течение дня. В планировании режима двигательной активности следует также учитывать уровень физического развития и двигательной подготовленности учеников, индивидуальные особенности их поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.

При подборе подвижных игр педагог должен ориентироваться на цель, место и время проведения игр, виды деятельности до и после подвижных игр, интересы и способности учащихся (см. Табл.).

Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности[2]
Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера Организационные формы
Школа Первая половина учебного дня Гимнастика до учебных занятий
Физкультурные паузы на общеобразовательных уроках
Перемены Динамические паузы между уроками
Уроки физической подготовки
Вторая половина учебного дня Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня
Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллельных классов или отдельного класса)
Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность
Учреждения дополнительного образования Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции и школы
Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки Каникулы Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

 

Например, во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности. Гимнастика на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее могут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее – «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружинка» и др.

Во время физкультурных пауз на общеобразовательных уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время уроков, расслабления мышц туловища и особенно спины после значительного статического напряжения, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно приурочить их к тому времени, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он подарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»[3], – убеждал педагогов в пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д. Ушинский.

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, состояние в целом активизируется. Движения для игр-физкультминуток подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. В них целесообразно, например, включать игры и игровые упражнения для снятия:

§ утомления глаз;

§ напряжения мышц кисти;

§ общего утомления и др.

Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на уроках с днем учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников класса и их эмоциональным настроем в тот ли иной конкретный день и на том или ином конкретном уроке.

Особо тщательно следует подходить к подбору игр-физкультминуток на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В упражнениях должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук.

Это не только позволяет в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков и, в первую очередь, навыков письма.

На других уроках (естествознании, ручном труде, пении, рисовании), когда позы детей бывают более свободными, игры-физкультминутки могут иметь сравнительно небольшую интенсивность. Однако если они проводятся на 4-м или 5-м уроках, т.е. в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху рекомендуется уделять достаточно много времени.

На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные игры могут быть направлены как на увеличение объема двигательной активности, так и на формирование навыков организации деятельности и решение рекреационных задач. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности; и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.

Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников начальной школы оказывают перемены, организованные на открытом воздухе в виде игр средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80 % времени перемены (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, 1980). Перемены, проведенные на воздухе, позволяют детям в большей мере утолить «двигательный голод», так как интенсивность двигательной активности здесь в два раза выше, чем во время перемен в помещении.

При организации игровой физической деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр на переменах должны быть достаточно простыми, а участие детей – возможно более массовым. Основу игр соревновательного характера составляют взаимопомощь и сотрудничество, а главный акцент в них должен быть сделан на максимально свободных, нерегламентированных движениях, которые позволили бы снять утомление, возникшее вследствие статической нагрузки на уроке.

Вместе с тем на переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников и разрешать им двусторонние игры (футбол, баскетбол и др.). Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и с трудом переключаются на учебную деятельность.

Ежедневные часовые динамические паузы между уроками связаны с использованием игрового компонента малой, средней и дозированно высокой подвижности. Их оздоровительный эффект также возрастает при пребывании школьников на открытом воздухе

Час активного ежедневного отдыха во время прогулки на открытом воздухе компенсирует до 40 % биологической потребности детей младшего школьного возраста в движениях. Проведение в течение этого часа подвижных игр обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, содействует формированию интереса и потребности в самостоятельной физической активности.

Игровое содержание динамических пауз должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников и согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению необходимых двигательных навыков.

В ходе динамических пауз в зависимости от времени года могут быть использованы подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий, эстафетой и др., а также игры спортивного характера – бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол, катание на коньках и др.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому и полному переключению детей на новой вид деятельности, а, следовательно, и более полноценному их отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, облегчая тем самым процесс адаптации.

Однако свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамических пауз обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Она определяется временем, необходимым непосредственно на выполнение двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, имитационные упражнения), их активностью, а также общей продолжительностью игры. Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте Ю.Ф. Змановский (1988) считает те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Прежде всего, это всем известные «салки» с бегом и прыжками, игры типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик» и др., в которых дети выполняют разные беговые и прыжковые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и общем развитии.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы они научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Также при организации подвижных игр педагогу необходимо учитывать следующие требования:

§ для лучшего усвоения знаний, умственную нагрузку следует чередовать с подвижными играми;

§ подвижные игры для младших школьников должны быть преимущественно командными, так как в этом возрасте детям не рекомендуют устраивать игры с переносом тяжестей или перетягиванием, с длительным сохранением статического положения тела или с однообразными движениями;

§ младшие школьники имеют свои особенности сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом, поэтому нагрузка в играх должна быть дозирована – периоды движения в игре должны быть короткими, но достаточно интенсивными, обязательно должны присутствовать небольшие периоды для отдыха;

§ дети младшего школьного возраста обожают разнообразные турниры, ведь в них так легко реализовать свою жажду победы и соревнования, поэтому игры должны быть в основном соревновательного характера;

§ во время подвижных игр необходимо строго соблюдать правила техники безопасности;

§ подвижные игры должны преимущественно проводиться на свежем воздухе.

К играм, подбираемым для подвижной перемены, предъявляются следующие требования:

1. Упражнения в играх должны быть гигиеничны и соответствовать анатомно-физиологическим и психологическим особенностям учащихся конкретного возраста.

2. Необходимо подбирать игры, простые по содержанию, доступные, вызывающие у детей определенный интерес.

4. На переменах не следует проводить игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт.

5. Игры должны содержать упражнения, которые представляют известную трудность, однако преодолимую.

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности – подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и т.п. – должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы в конечном счете способствовать сохранению и укреплению здоровья.


[1] Физическая рекреация предполагает активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных во время какого-либо вида деятельности

[2] Степанова О. А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А.Степанова, М.Э.Вайнер, Н.Я.Чутко; Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с. С.101.

[3] Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье // Избр. пед. соч. – М., 1968. – С. 429.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.