Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древнего Египта

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Инесса Васильевна Геннис

Литература: электронная библиотека ГУМЕР, разд. Культурология

- Ильина Т.В. «История искусств. Зарубежное искусство»,

- <...> «Отечественное искусство»

- Гомбрих Э. «История иск-в»

Рефераты: титульный лист, список лит-ры, 15 стр. 14 шрифт, 1,5 интервал

 

 

08 апр 2013 г.

Е. оказал влияние на Рим, Грецию, стиль «ампир».

Высокоразвитая цивилизация.

Сформ. на северо-востоке Африки, вдоль берегов Нила. По краям долины разлива – пустыня. Е. владели техн. ирригации, строили дамбы, плотины, водохранилища и т.д. => развитое сель. хоз. + экономика.

Гос-во депотического типа. Неогр. власть фараона.

Ф. обладал законод, исп, судебной властью. Богочеловек, земное вопл. божества. Культ поклонения правителю. Перевод Ф – «Великий Дом».

Культура строилась на поклонении Ф. Возвеличивание людей, причастных к власти – важный мотив. К аристокр. сосл. Относилось множетсво чиновников. Особая должность – писцы. Все события, полит, военн, фиксировались. Переписывалось имущество и пр. => писцы высокопоставлены и значимы.

Также к аристокр. сосл. относились жрецы. Самые мудрые люди в гос-ве, ученые. Астрономия, медицина, и пр. Ж. обладали земельной собств.

Поклонялись прибл. 300 божествам.

Жители деревень, ремесленники, торговцы – подчиненные сословия. Рабов не очень много, но были.

 

Шампольон – фр. ученый, разгадавший иероглифы.

Цивилизация очень хорошо изучена благодаря записям, фрескам и пр.

Папирус – изг. бумагу, исп. для строительства, употр. в пищу => почти священное растение.

 

Возник Е. 4000 лет до н.э., до 6 в. до н.э., когда потерял независимость и был завоеван персами. Несколько периодов существования царства.

 

Общество целиком и полностью связано с религией и сильно завязано на заупокойный культ. Невозможно изучение культуры отдельно от них.

Главные божества – Ра (Омон-Ра), бог солнца, Птах – создатель, Осирис – бог загробного мира. О. изобр. на троне, в облачении фараона, в руках хлыст и посох – символы власти (хлыст симв. земледелие). После смерти попадают к О. на суд.

 

Мифология: О. был царем Египта. Ему позавидовал бог пустыни Сет (с головой осла). Хотел захв. власть и уничтожить О. показал ему красиво сделанный саркофаг, О. в него лег, саркофаг замуровали и бросили в Нил. Супруга Исида искала его тело, воскресил О. его сын, бог Гор (с головой сокола, бог солнечного света). После возрождения О. стал богом загробного мира.

 

Ном – область. Е. В каждом номе почитали своего бога, были храмы.

 

 

Заупокойный культ играл самую важную роль в иск-ве Е.

Са – тело

Ба – душа

Ка – астральное тело, вопл. всю жизненную энергию. После смерти Ка покидает тело, но через некоторое время возвращается обратно. В связи с этим развита мумификация, строились гробницы, строился скульптурный портрет в виде умершего, чтобы Ка могла узнать. Расписаны стены сценами из жизни и жизни после смерти.

 

Художники считались жрецами. Искусство на службе у заупокойного культа, цель – магическая. Сущ. опр. каноны, которые нужно соблюдать. Не было свободных художников, творение в опр. рамках, нормах, созданных жрецами.

Напр. Принцип золотого сечения был разр. в Е. На основе пропорций строились сооружения, статуи и пр.

Идеализация: чел. всегда изобр. приукрашенным. Заупокойные статуи всегда изобрп в оптимальном возрасте, без физ. недостатков. Портретное сходство при этом соблюдалось.

 

Культовые сооружения: храмы в честь богов, заупокойные храмы, где проводились церемонии для благополучного сущ. души в загробном мире. Архитектуре свойственна гигантомания, связанная с величием богов и фараонов, воплощала идею вечности (душа же бессмертна). Пирамида Хеопса – 147 метров.

 

Первые гробницы назывались Мастаба. Невысокие. Внутри расп. Сердаб – место, где проводились церемонии, под землей – шахта, куда помещали саркофаг.

После стали строить ступенчатые пирамиды – архитектор Имхотеб (О___о)

После – классические пирамиды, всемирно известный сохранившийся комплекс Гизы с пирамидой Хеопса.

П.Х. – монолит. Очень мало внутренних помещений. Узкие коридоры, небольшие камеры. Вход всегда располагался с северной стороны в любое культовое сооружение.

Форма пирамиды симв. астральный треугольник, + священную гору, по которой усопшие фараоны попадают к богам. Вход всегда запечатывался после захоронения.

Поеврхность пирамиды была абсолютно гладкой и блестела на солнце, т.к. облицовывалась известняком. Сверху – облицовывались золотом.

Внутри статуи сфинкса есть помещения. Голова у него – фараона того времени, Хеопса. Сфинкс – символ власти и дух-хранитель, олицетворение божественной природы фараона.

Это все было в эпоху древнего царства.

 

В эпоху среднего царства стали строить скальные гробницы, монументальных сооружений больше не возводили.

 

Также возводились сооружения, наз. обелиски – в честь бога солнца. В эпоху фараона Эхнатона (?) (того, который ввел поклонение единому богу – богу солнца, другие боги были на втором плане).

 

Виды колонн в Е.:

- пальмовидные – гладкие с капителью в виде пальмы

- папирусовидные – изобр. связки папируса, «рифленая» поверхность, капитель в виде бутонов папируса

- лотосовидные – гладкие с капителью в виде цветка

- хаторические (в честь богини Хатор, изобр на капители с 4-х сторон)

- осирическая (в честь Осириса, также)

 

Все перекрытия – плоские, не встречается двускатных, четырехскатных крыш.

Осн. система – опирающиеся на колонны балки. Арочные конструкции встречаются только в погребальных сооружениях.

 

Все было не монохромно, а покрывалось яркой росписью, стены, колонны, др. элементы архитектуры.

 

Для архитектуры характерна монументальность, геометризм форм, гигантские размеры, производит подавляющее впечатление на человека. А. несоразмерна человеку, выражала идею вечности. «Все боится времени, но время боится пирамид».

 

Скульптура, живопись также большей частью связана с заупокойным культом. Сикнх (скульптор) – «тот, кто сохраняет жизнь». Создавая пласт. форму (скульптуру) он вызывает образ к жизни. Статуи не заканчивали до того момента, когда человек умрет, т.к. магический смысл.

 

Представители высших сословий старались сильно заранее обеспокоиться своей загробной жизнью. Сооружениями, статуями и пр.

 

Статуи всегда высекались в каноничных позах:

- фигура в рост с вытянутыми руками, сжатыми в кулак, левая нога впереди или ноги параллельно, общая зажатость

- фигура, сидящая на кубообразном сидении, руки на коленях или одна прижата к груди, или скрещены на груди, напряженная поза

- поза писца – сидит на скрещенных ногах, со свитком папируса и пером в руке

- фигура сидящая на поджатых ногах или на корточках

 

Фигуры слуг изображались менее каноничными, более свободные позы.

 

Статуи рассчитаны на фронтальное восприятие. Иногда сзади обрабатывались не так сильно, как спереди и с боков.

Осн. Материалы – известняк, песчаник, диарит, базальт, алебастр.

Более мелкие – из глины, из дерева.

Фигурки богов – из бронзы.

Мрамор не использовался – не было своих месторождений.

Статуя высекалась из блока камня, обрабатывалась по 4-м проекциям.

Любая статуя выражает покой, сосредоточенность, важна идея связи с космосом.

Особенность – портретность. Любая статуя изображала конкретного человека и была узнаваемой.

Чтобы был более живым взгляд, исп. инкрустация полудрагоценным камнем, цветным стеклом. Окрашивались канонично: мужчины – более темная кожа, женщины – светлая кожа, белые одежды.

 

Египтяне носили парики, имеющие геометр. форму. Из нат. волос, шерсти животных, раст. волокон.

 

Для портрета характерны спокойствие, отсутствие эмоций – это тоже канон.

 

Идеализация преобладала, когда работали с фараонами и пр. Более реалистичные образы – если ниже сословие.

 

Недостаточно поместить в гробницу мумию и статую. Нужно было добавить имущество, а также подробно описать жизнь умершего, чем он владел, что делал и т.д. + сцены путешествия души в загробный мир. У искусства была священная роль. Благодаря этим изобр. чел обретает бессмертие. Также свои каноны, от которых нельзя было отступать.

- изобр. с нескольких ракурсов: ноги и голова в профиль, торс в фас: самые удачные ракурсы + гармони с плоскостью (вообще все искусство плоскостное). Не стремились к тому, чтобы изобразить с одной точки зрения, задача – изобразить человека в сущностном, вечном состоянии.

- расп. фигур в виде ритмично повторяющегося шествия, процессии, равномерно повторяющиеся позы, жесты, движения. Также фризовое построение – построчное, регистровое расположение сцен, ленты, одна над другой.

- градация размеров в зависимости от знатности. Хозяин гробницы самый большой, родственники меньше, слуги – еще меньше.

- разноракурсная компановка – чтобы показать один объект с многих сторон. Создать изображение – значит увековечить что-либо. Знаичт, изображение должно быть всеобъемлющим.

 

Животные часто выглядят более естественными, чем люди.

 

Три вида рельефа:

- барельеф

- контррельеф (врезанный)

- контурный рельеф (вырезаны контуры)

 

Фрески – по сухой штукатурке, краски на яичном желтке. Преобл. чистые несмешанные цвета.

 

14 век до н.э. – фараон Эхнатон (эпоха Нового царства). Реформатор. Ввел единобожие – бог Атон, бог солнца. Изменение художественных канонов. Отдал приказ изображать себя неидеализированным. Заметны физ. недостатки. ВПЕРВЫЕ в египетском искусстве. Обращение к реальным душевным состояниям, чувствам людей (он с дочерью на коленях).

Нефертити – «прекрасная идет».

В эту эпоху высокого уровня развития достигли художественные ремесла.

После смерти Эхнатона его старались придать забвению – уничтожали статуи и прочие предметы искусства: жрецы были сильно возмущены его действиями, каноны возвращались.

 

Греки позаимствовали у египтян очень многое.

Культура Е. в целом оказала очень большое влияние на культуру мировую.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура систем: SMP, МРР, PVP, гибридная архитектура NUMA | Античность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.