Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура урока русского языка




 

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока.

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей. Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное». Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических». Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке. Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать. Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика)».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.

2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

 

 

4. Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

 

4.1. Урок объяснения нового материала состоит из следующих этапов:

1. Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

2. Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников. Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа (около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний. Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы оценок, а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

3. Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов. После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику. Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

4. Закрепление (15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

Советуем включать в закрепление игровые упражнения.

5. Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

6. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова. Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома. Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности (например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.