Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Конспект урока сообщения новых знаний




Конспект урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала).

Понятие о деепричастии (7 класс)

Цели: 1) познакомить с грамматическими особенностями и синтаксической функцией деепричастий, местом и ролью их в речи;

2) формировать умение отличать деепричастия от глаголов и наречий;

3) воспитывать осознанное отношение к богатству изобразительных средств языка путем грамотного использования деепричастий в речи.

 

Оборудование: доска, цветные мелки, опорный план «Грамматические характеристики деепричастий», индивидуальные карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

 

 

2 мин. Настроить класс на работу, ознакомить с индивидуальными карточками 10 мин. Цель урока:   Записать в тетради число и тему урока Подчеркиваю на доске глаголы, деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения (частичный синтаксический разбор) Ученик 1. Вывесить опорный план «Грамматические характеристики деепричастий» Учитель указывает глагольные формы, от которых образованы деепричастия (частичный морфемный разбор)     20 мин. Цель:   Ученики 2, 3, 4 (в ходе выполнения задания производятся частичный орфографический и пунктуационный разборы) Ученик 5 на обороте доски Сверит с доской   Цель работы Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях Частичный фонетический разбор Творческая работа (каждый самостоятельно записывает в тетради). Опросить 4–5 учеников.     5 мин.   Наша цель: Выставление оценок ученикам 1, 2, 3, 4, 5 с комментариями 3 мин. (Пояснить дом. зад., поблагодарить за работу) 1. Оргмомент. 2. Объяснение нового материала Сегодня у нас особый урок, нам предстоит познакомиться с новой частью речи с особым загадочным характером. Эта часть речи, обращаясь к вам, утверждает: Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол. Ответ на эту загадку мы найдем в теме нашего урока. Нам предстоит познакомиться с деепричастием, мы будем учиться отличать его от глагола и наречия и осознанно использовать в нашей речи, делая ее богатой и выразительной. 1) Прочитаем текст, представленный на доске и ответим на вопрос: «Какие действия совершают лебеди?» Многочисленная стая лебедей кружила над разливом. Я сидел на маленьком островке, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Не замечая меня, они купались, переговаривались. Вдруг по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водой, птицы стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север (Д.Н. Мамин-Сибиряк). Итак, укажите, какие действия, совершаемые птицами, выражены с помощью известной вам части речи – глагола? Руководствуйтесь соответствующими вопросами. (Стая) кружила; плавали, купались и переговаривались; стали подниматься; потянулись (на север). 2) Есть ли действия, выраженные другими частями речи? (Изогнув шеи, не замечая (меня), шумя (крыльями), брызгая (водой), собравшись (в стаю). 3) Чем они отличаются от тех, что представлены глаголами? Какая часть речи обозначает главное действие, а какая добавочное? (Глаголом обозначено главное действие, деепричастием – добавочное). 4) Выпишем деепричастия со словом, к которому они относятся, и зададим вопросы. Плавали (что сделав? как?), изогнув (шеи); купались (что делая? как?), не замечая (меня); стали подниматься (что делая? как?), шумя, брызгая; потянулись (что сделав? как?), собравшись (в стаю). 5) Мы не случайно задавали вопрос как?. Он поможет подчеркнуть деепричастия как члены предложения. Каким членом предложения будет деепричастие? (Обстоятельством). 6) Какая часть речи также отвечает на вопрос как? (Наречие). Деепричастия и наречия схожи еще и тем, что они являются неизменяемыми частями речи (плавали близко, изогнув (шеи)). 7) А теперь обратимся к опорному плану. Признаки каких частей речи объединяют деепричастия? (Глагола и наречия). 8) Назовите эти признаки (Признаки глагола: обозначает действие, но добавочное, имеет совершенный и несовершенный вид (что сделав? что делая?); признаки наречия: не изменяется, является обстоятельством (как?)). 9) Деепричастия имеют особые суффиксы: Изогну-в← изогну-ть, не замеча-я ← замеча-ют, шум-я ← шум-ят, брызга-я ←брызга-ют, собра-вши-сь← собра-ть-ся. 10) Как в нашем тексте оформлены деепричастия с зависимыми словами? (Выделены запятыми). 11) Итак, что такое деепричастие? (Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?, в предложении является обстоятельством). Термин деепричастие возник в ХVII в., и объяснить его можно как «причастность к действию». 12) Чтение учебника. § 30, стр. 61. 3. Закрепление Будем учиться находить деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи. 1. Стр. 63, упр. 136. Запишем предложения, объясним орфограммы, найдем деепричастия. Руч ь и, журча и изв и ваясь, меж собой перекл и каясь, в д о лину гулкую сп е шат. Всю ноч ь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к руч ь ю (А.Фет). Переходя в настоящий луг, сад спускался к реке (А.Чехов). Выпишите на слух деепричастия из фрагментов стихотворений И. Бунина. Выделите суффиксы деепричастий. Загляните в мастерскую поэта и ответьте на вопрос: какую изобразительную функцию выполняют деепричастия в стихах И. Бунина? И ветер, играялиствою, Смешал молодые березки. Берез веселый хоровод, Шумя, встречает нас поклоном. Опять привольные поля Проходят мимо нас кругами, И хутора и тополя Плывут, скрываясь за полями. И день сиял, и млели розы, Головки томные клоня, И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня. Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой. Деепричастия насыщают текст разноуровневыми действиями, внося ощущение постоянного движения, конкретизируя и «утончая» его, привнося в текст оттенок незавершенности и протяженности, передавая медленное, плавное дыхание времени.     1. Поэты и писатели часто пользуются деепричастиями. Так, Д.В. Григорович вспоминал, что Ф.М. Достоевскому не понравилась фраза: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». Ф.М. Достоевский раздраженно сказал: «Совсем не так! У тебя все выходит слишком сухо. Надо так: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая»». Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит живописнее, дорисовывает движение. Вы должны уметь самостоятельно использовать деепричастия в речи. Чтобы этому научиться, станем на время поэтами и украсим добавочными действиями перевод стихотворения английского поэта Р. Саути «Ладорский водопад». Заменим глаголы деепричастиями и посмотрим, как изменится текст: Кипит, Шипит, Ворчит, Струится, Ласкается, бушует, летит, Играет, звенит, шелестит, Взметается, пенится, ликует, гремит, Вперед и вперед убегает в свободолюбивом задоре. Так падают бурные воды В сверкающем, быстром Ладоре. Прочитаем, что у вас получилось. Кипя, Шипя, Ворча, струясь, Ласкаясь, бушуя, летя, Играя, звеня, шелестя, Взметаясь, пенясь, ликуя, гремя, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре. Так падают бурные воды В сверкающем быстром Ладоре.   Как изменилось стихотворение с появлением в нем деепричастий? (Стихотворение стало более динамичным, легким, деепричастия точнее передают оттенки звучания и движения воды). 3) В первом варианте стихотворения найдите слова, в которых 2 буквы обозначают 1 звук и наоборот 1 буква обозначает 2 звука. (Струится, ласкается, взметается, пенится – тс= [ц]; ласка[й’э]тся, бушу[й’э]т, игра[й’э]т, взмета[й’э]тся, убега[й’э]т, пада[й’у]т, сверка[й’у]щем). 4) Разнообразим собственную речь деепричастиями. Продолжите предложение: Будьте счастливы, (что делая? что сделав?)…. Прочитаем, что получилось.   4. Подведение итогов, выставление оценок   Обобщим изученное. Что узнали о деепричастии? (Повторить определение понятия «деепричастие»). Как оно изменяет нашу речь? А вот какое письмо прислало вам само деепричастие, которое с удовольствием следило сегодня за нашей работой: Послушайте меня с участием! – Сказало нам Деепричастие. Я свойства слов различных сочетаю И по две части речи совмещаю. А значит, я всех-всех богаче! А как же может быть иначе? Старайтесь разумно использовать деепричастия в своей речи, чтобы сделать ее богатой, яркой и точной.   5. Домашнее задание § 30, стр. 63, упр. 137    

 

Оформление доски

 

Изогнув ← изогнуть, не замечая ← замечают, шумя ← шумят, брызгая← брызгают, собравшись ← собраться Число Классная работа Понятие о деепричастии   (текст для анализа) Д/з § 30, стр. 63, упр. 137   (словосочетания из текста)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.