Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звенья процесса обучения

Словесно-наглядный.

В 20-х годах 19 века учителями был предположен вред догматического обучения и предпринята попытка уйти от него. Ученикам были предложены пересказы текста своими словами, что получило полное непонимание среди учеников, привыкших к заучиванию. Пересказ дает более полное осмысление текста.

 

 

Диалектика процесса обучения

 

Диалектика – изменение, развитие.

Диалектический метод – философский метод, определяющий подход к процессу обучения не как к чему-то закоченевшему, застывшему, а постоянно учитываются его изменения. Например, дети постоянно меняются – утром и вечером, в начале и конце года.

Диалектический метод разрешается через учет противоречий в учебном процессе. (ребенок в первом классе не может читать) Противоречие рассматривается как движущая сила процесса обучения. Рассматривают противоречия внешнего и внутреннего порядка.

1 ступень – ребенок пришел в школу – зона актуального развития, то, какой он сейчас.

2 ступень – зона ближайшего развития – то, каким ребенок должен стать на следующем этапе.

Между этими зонами возникает противоречие. Противоречие должно разрешиться: он не знает – он должен узнать, он не умеет – он должен научиться. Если противоречие не разрешается, тогда возникает конфликт. Этот конфликт может быть внутриличностным (переживания ребенка), а может быть межличностным (осуждение от других детей или родителей), вплоть до разрушения личности (неврозы).

Противоречия внутренние – между наличным уровнем знаний и учебными практическими задачами. Что есть – что должно быть.

Внешние противоречия – между личным опытом ребенка и знаниями, которые он приобретает в школе. Или противоречие между «хочу» и «надо».

Чтобы противоречие было разрешено, оно должно отвечать следующим требованиям:

1) оно должно иметь смысл в глазах ученика (осмысленное противоречие)

2) оно должно быть подготовлено, иметь познавательную базу (у ребенка должна быть база знаний)

3) противоречие должно быть соразмерно познавательному потенциалу учащегося, должно быть ему по силам.

 

(логика процесса обучения)

 

Звено процесса обучения - это отдельная составляющая часть учебного процесса. Представляет собой как бы виток спирали образного его движения. Звено характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся. И у каждого звена есть свои специфические функции.

 

Восприятие –> Осмысление –> Закрепление -> Применение

(рисунок в тетради)

 

Процесс познания идет от живого созерцания, далее к абстрактному мышлению, а от него – к практике.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы (обоняние, осязание и т.п.) На основе восприятия формируется представление об изучаемом предмете (ребенок должен представить более полно материал)

В процессе восприятия разрешаются вопросы: Что это такое? Почему это происходит? Как это можно объяснить?

Осмысление – это понимание, это процесс мышления, который выявляет существенные свойства вещи или явления.

Осмыслить материал – это значит:

1) овладеть понятийным аппаратом,

2) выяснить структуру данного явления,

3) понять зависимости между явлениями

 

Закрепление – это процесс запоминания. Его необходимо рассматривать как активный процесс мыслительной деятельности. Поэтому запоминание должно быть осмысленным. Заучивание возможно только после того, как материал понят. Запоминание должно быть планомерным.

Должна даваться установка на запоминание (учителем должны даваться задания на заучивание и разбор материала).

Применение – это система упражнений, задач, которые могут носить характер репродуктивный и творческий, плюс лабораторные работы.

Вопросы к экзамену – подготовить самостоятельно:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Догматический | Сегодня в качестве средств автоматизации используются современные компьютерные системы и телекоммуникационные сети
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.