Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое

Это измерение уровня материальной жизни, уровня благосостояния. От чего он зависит? В этом контексте жизни и стратификации обычно употребляют такие понятия как богатство, собственность, доход.

Богатство - это накопленные материальные средства в разных формах: натуральной, денежной, сокровищ. Эти формы могут доминировать в разных обществах в историческом и территориальном измерениях. Форма доминирования определяет специфику стратификации: её основание и механизмы.

Собственность – нормативно оформленное богатство. Историческими формами собственности являются: родовая, общинная, сословная, частная. Последняя появилась в результате юридического оформления отношения к средствам производства. Отношения собственности на средства производства являлись в период «классического» капитализма основополагающими для всех экономических (а Маркс полагал и вообще всех) отношений. Однако, помимо отношений собственности, в структуру экономических отношений включены отношения обмена, отношения распределения, отношения организации и управления. Два последних типа отношений могут приобретать (и фактически приобретают в современном обществе) самостоятельное и структурообразующее значение. Это приводит к тому, что, наряду с основной легитимной формой экономического влияния (собственностью) в результате монополизации распорядительных функций появляются квазиэкономические структуры (бюрократические, примордиальные, криминальные и др.), которые устанавливают принципы и механизмы экономической стратификации, создают специфические способы распределения жизненных шансов. Это характерно для России вообще и особенно современной. При «классическом» капитализме монополия собственности влечёт монополию распоряжения и монополию присвоения. Но в России этой «классики» не было никогда, т.к не было полной ясности с собственностью. Поэтому особое значение приобретали распределительные структуры, которые превращались в самостоятельные страты со своими нормами, этосом, образом жизни. Сила и могущество управленческо-распределительных структур основаны на специфических экономических монополиях: 1)монополии на распределение дефицитных товаров; 2) монополии на продажу какого-либо товара; 3) монополии на накопление собственности; 4) монополии на аккумуляцию капитала; 5) монополии на престижные виды жизнедеятельности (престижное образование, престижное потребление, территориальную мобильность и т.п.) (см. М.Вебер. «Основные понятия стратификации» ). Квазиэкономические структуры и страты легитимируются (обосновываются и оформляются) не формально-рациональным способом, характерным для «классического» капитализма, а способом «символической номинации», разновидности которого в каждой стране свои.

Доход – совокупность всех средств, определяющих экономическое положение. В цивилизованных странах он имеет легальную денежную форму и проистекает из официально установленных трудовых источников: зарплаты, прибыли, пенсии, пособий и т.п. В реальной жизни (особенно в России) он может иметь разную форму (в т.ч. и «символическую», например, в виде «почестей», которые затем могут быть конвертируемы в различного рода «капиталы») и проистекать из самых разных источников (в том числе нелегальных).

 

Стратификация по основанию «собственность». Классовая структура общества.

«Класс» – это одно из ключевых понятий социологии на протяжении всей ее истории. Однако содержание понятия класса различно в разных концепциях.

Классической является концепция К. Маркса. В ней ключевым элементом классовой границы выступает собственность на средства производства. В современных обществах (в том числе и российском) частная собственность уже не является единственным и главным признаком класса в силу следующих причин:

· переход в эпоху корпоративного капитализма и акционирование капитала;

· классовое совместительство: один и тот же человек может быть наёмным работником и работодателем;

· появление интеллектуальной собственности;

· появление массового нового – среднего – класса.

Для современных обществ характерна ситуация нахождения одного индивида одновременно в нескольких классовых позициях. В силу этого меняется содержание понятия «класс»: это – не совокупность индивидов – частных собственников на средства производства, а определенные конфигурации социальных отношений, социальные поля. Люди входят в классовые позиции и выходят из них, как они входят в дома, занимают и освобождают рабочие места, совмещая несколько мест работы.

«Классовые статусные позиции – это не кожа, а одежда индивидов. Ее можно носить всю жизнь, но это не означает, что она является неотъемлемой частью человека» (В. Ильин). При этом взгляд на мир у человека может быть не из собственной классовой позиции, а из какой-либо другой (в том числе и не классовой), которая принимается как потенциально собственная («Когда-нибудь я буду там»).

В современных условиях важна не сама по себе частная собственность на средства производства, а структурированная особым образом устойчивая практика экономического поведения – производство капитала.

Классы – это социальные группы, различающиеся своим отношением к капиталу.

Капитал – это устойчивая форма социальной практики, основным содержанием которой является производство прибавочной стоимости - получение прибыли.

Виды капитала:

В классических теориях капитал ограничивался конкретными материальными формами: деньгами и средствами производства. Однако в принципе, капитал может иметь любую форму (в том числе и не материальную), сохраняя при этом свое содержание как процесса самовозрастания стоимости.

Физический (производственный) капитал — вложенные в дело средства производства: машины, оборудование, сооружения, земля, сырьё, готовая продукция, используемые для производства товаров и услуг. Физические средства становятся капиталом лишь после найма рабочего.

Финансовый капитал — деньги, предназначенные для приобретения физического капитала.

Социальный капитал - социальные отношения и связи, ведущие к получению прибыли или выгод (П. Бурдьё). Например, дружеские связи, позволяющие получить льготный кредит, оборачиваются прибылью. В этом контексте доверие, дружба, родственные связи и т.д. превращаются в капитал, если они являются рыночным ресурсом, способным приносить прибыль. Это ценности межличностного взаимодействия (доверие, готовность помогать, толерантность),

членство в ассоциациях (например, профсоюзах), благотворительность, волонтерство. Социальный капитал российского общества мал: только 23% россиян склонны доверять окружающим (ср. с 74% шведов).

Культурный капитал – культурные ресурсы, которые в контексте рыночного обмена способны приносить прибыль. Варианты культурного капитала.

· Интеллектуальный капитал:

ü человеческие авуары: знания, технологические навыки и производственный опыт, творческие способности людей и коллективов, патенты, товарные знаки и др.

ü информационно - управленческие ресурсы: базы данных, сетевые системы связи, интеллектуальные технологии (напр. методики прогнозирования и проектирования, системы управления, программное обеспечение), правовые системы охраны интеллектуальной собственности, корпоративная культура, отношения с финансовыми и политическими структурами.

· Человеческий капитал: интеллект, здоровье, качество жизни членов общества (нации), национальные конкурентные преимущества.

 

 

Стратификация по основанию «доход». Феномен среднего класса (слоя).

«Культурный капитал» как структурообразующий признак среднего класса.

В западной социологии в теоретический конструкт среднего класса разные авторы включают следующие признаки социальной дифференциации:

· экономический – работники наёмного труда (не собственники) со средним уровнем доходов,

· профессионально-квалификационный – высококвалифицированные работники творческих и свободных профессий,

· специфика образа жизни, связанная не столько с уровнем, сколько с качеством жизни и потребления;

· особенности самоидентификации – лица с интеллектуальной и гражданской самостоятельностью, независимостью, стремлением к самореализации и способностью занимать активную жизненную позицию.

В рамках классовой теории главной проблемой конструкта «средний класс» является вопрос о источнике (происхождении, природы) дохода и, связанный с этим, вопрос о характере социальной позиции: является ли средний класс капиталистическим и зксплуататорским?

Представители среднего класса являются наёмными работниками, но их рабочая сила имеет высокую квалификацию и индивидуально-качественное своеобразие – они обладают высоким культурным потенциалом.

Доход работника в позиции нового среднего класса состоит из двух основных частей: 1) заработная плата, соответствующая тарифной сетке данного общества; 2) дивиденды на культурный капитал.

Культурный капитал не равнозначен культурным ресурсам. Под последним понимается образование, опыт, навыки. Однако капитал – это стоимость, создающая новую стоимость. Культурный ресурс превращается в культурный капитал в ситуации рынка – существования спроса на определённый культурный ресурс. Если на специалистов типа А нет спроса, то их культурный ресурс не приносит их обладателям никаких дивидендов. Поэтому в одной стране обладатель культурного ресурса А попадает в ряды среднего класса, а в другой стране - нет. Такие же колебания возможны и между регионами. Особенность культурного капитала по сравнению с зарплатой – в том, что он выплачивается не в официальной денежной форме, а через предоставление привилегий и льгот (дополнительные дни к отпуску, гибкий график работы, командировки, которые сливаются с туристическими поездками, предоставление предметов престижного потребления, которые можно конвертировать в дополнительные доходы и т.п.). Наличие таких форм выплаты дивидендов, не облагаемых налогами, позволяет существенно поднять уровень реальных доходов. И одновременно формирует особый образ жизни, что является условием стратообразования.

Эрик Райт, говоря о среднем классе, выделяет его особую позицию в системе классовой эксплуатации: «Он эксплуатируем посредством одного механизма, но он же эксплуатирует посредством другого. Таким образом, средний класс является одновременно эксплуатируемым и эксплуататором».

«Средний класс» как социологическое понятие является конструктом прогрессивного и динамичного слоя общества, с которым связывают перспективы социального развития и, одновременно, – гарантии социальной стабильности. Но основания его конструирования и его эмпирическое наполнение – в каждом обществе – свои. Поэтому в большинстве случаев сопоставление средних слоёв различных стран – не корректно: это - разные слои населения.

Стратификация по основанию «уровень жизни». «Богатые» и «бедные».

Слои, населения, различающиеся уровнем жизни существуют постольку, поскольку существует неравное распределение социальных ресурсов, которое обусловлено главным образом следующими обстоятельствами:

· недостаточностью социальных ресурсов;

· результатом сознательной социальной политики: наличие слоя бедных позволяет дисциплинировать остальных членов общества (этот слой наглядно иллюстрирует возможную перспективу и формирует страх), в то же время наличие слоя богатых выполняет функцию формирования социально значимой мотивации.

«Богатые» и «бедные» – это определения, даваемые на языке обыденного сознания, морали, власти, науки или религии, но затем в силу разных причин превращающиеся в объективно существующие, реальные. Слои превращаются в социальные поля, диктующие определенный образ жизни и его восприятие, переживание.

Бедность – это категория, обозначающая определенные уровень и качество жизни. В разном социальном контексте за этой категорией могут стоять разные комплексы объективных показателей. Состояние, определяемое в одном обществе как «бедность», в другом обществе может вполне вписываться в рамки нормы или даже «благополучия». В определении понятия «бедность», в трактовке этого понятия содержится: 1)понимание причин (истоков) различия в уровне жизни, 2)отношение к данному факту: поддерживать существующие различия в уровне жизни или изменять ситуацию – мнение о том, что делать с проблемой бедности, 3)направление социальной политики: жесткий рыночный режим или социальная помощь («правая» и «левая» политика), 4)масштаб социального пространства проблемы – социальные категории, подпадающие под определённую социальную политику и их численность.

Когда на основе данной категории строится политика, назначаются пособия, даются налоговые льготы, бедность превращается в социальную конструкцию – относительно обособленную часть социального пространства, наделенного особым социальным статусом. При этом нередко бывают противоречия между «статусом на бумаге» и «статусом в жизни». Здесь мы имеем дело с теоретической проблемой основания конструирования статуса бедности. На этом противоречии реального уровня жизни индивида и его принадлежности к тому или иному сконструированному государством слою возникают парадоксы: часто в качестве генеральной совокупности в исследованиях бедности берутся получатели пособий. В результате не только граница, состав слоя, но и его размеры оказываются весьма произвольными.

Другой серьёзной теоретической (и социальной) проблемой является основание конструирования статуса богатства и его определение его индикаторов. Хотя в ряде обществ корреляция между шкалой владения материальными ценностями и шкалой уважения может быть высокой, нигде богатство не лишено налета подозрительности относительно моральной чистоты его происхождения. Во многих обществах корреляция этих шкал очень низкая, поскольку первоначальное накопление велось стремительными темпами с нарушением всех мыслимых социальных норм. В итоге статус богатых может оказаться не легитимным – не признаваемом в обществе в качестве «нормального».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратификационный профиль Профиль стратификации | Престижным становится то, что: 1)является субъективно значимым и 2)признаётся значимым «другими»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.