Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постструктурализм

Онтология. Общество – субъективная реальность, совокупность жизненных миров конкретных людей; это то, что люди думают об обществе, о себе и о своём месте и предназначении в жизни. Социальный мир – мир значений, придаваемых действиям и явлениям. Социальные явления – это мир конституированных смыслов – феноменов, а не фактов. Феномены – акты человеческого отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности. Феномены реальны, но не потому, что они существуют вне и независимо от нас, а потому, что мы организуем свою деятельность таким образом, что постоянно подтверждаем их реальное существование. «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» (У.А.Томас, совр ам соц). Базовой реальностью является «жизненный мир» – наши чувства, представления, желания, действия, совокупность потоков индивидуального опыта повседневной жизни (А.Щюц, совр австро-ам соц). Реальны прежде всего мы сами. Всё остальное существует для нас, но не ради нас, а из-за нас и из нас. Что существует помимо нас – для нас не существует, т.е мы на это просто не реагируем. Опорными точками пространства, в котором мы находимся, являются элементы жизненного опыта и структуры практического действия. Но элементы и структуры постоянно меняются; устойчивой и однозначной социальной системы нет. Общество – «процессуальная структура», совокупность «полей влияния» одних людей на других (П.Бурдьё, совр фр соц).

Гносеология. Восприятие и наблюдение неотделимо от интерпретации. Не существует какого-либо одного «правильного» объяснения социального мира. Общество конструируется в процессе взаимодействия посредством интерпретации. Социальный мир – мир множества реальностей: разные индивиды сосредотачивают своё внимание на разных аспектах социальной ситуации и поэтому разным образом «прочитывают», объясняют одну и туже ситуацию. Нет оснований доверять ни одному объяснению. Рациональные схемы – это конструкты второго порядка. Первая конструкция – структуры обыденного мышления. «Поэтому, если ставится задача понять людей и их поступки, надо исходить из их собственных определений ситуации, выяснить, как они сами воспринимают окружающую их действительность» (П.Монсон, совр шведск соц). Элементами познания и анализа должны быть образы. Это такая познавательная ситуация, когда целое придаёт смысл и значение отдельным частям. «Собственно говоря, никто не может утверждать, что он видит действительность такой, какова она есть на самом деле. Она всегда рассматривается как находящаяся в определённом отношении к тому, кто её рассматривает» (П.Монсон). Есть два способа понять мир. Первый – это объяснить его, создать рациональную схему. Второй – внутренне соотнести себя с какими-либо явлениями и предметами окружающего мира. Результатом такого познания является рисунок, наполненный смыслом. Познавательный интерес сдвигается, в связи с этим, от объективных фактов к субъективному восприятию, к образам. Социальность при этом трактуется как разделённая субъективность, как интерсубъективные феномены, которые предшествуют объективным фактам и структурам. Социологи здесь занимаются расшифровкой, истолкованием социального содержания, которое наполняет социальную структуру. «Хорошее разъяснение чего-либо – это истолкование, которое может соединить множество отдельных деталей в понимаемое целое».(П.Монсон).

 

5.2. Предтече постструктурализма.

М.Вебер, выделяя власть и богатство как основания структурации социального пространства и конструирования статусов, писал, что они первоначально (да и потом) проистекают из социального признания роли групп. «…Проявление экономической власти может быть всего лишь следствием власти, возникшей из иных источников» (Основные понятия стратификации.) А основной источник – престиж: признание высокой значимости и важности того общего дела, которое делает некоторая совокупность людей. Это общее дело объединяет их. Складывается общий образ и стиль жизни. Этих людей также объединяют общие ценности и мировоззрение. В итоге складывается единая мотивация и основанная на ней направленность социальных действий. Для обозначения такой группы как субъекта социального действия М.Вебер предлагает понятие «Stand”группа людей, объединённых совместными социально значимыми действиями благодаря единству мотивации. Представляется, что русским эквивалентом этого слова является – «соратники». Основание структурообразования Вебер видел в образе жизни, возникащем на основе мировоззрения, в харизме и символических способах присвоения власти. Отделение какой-либо общности от других и создание ореола исключительности, который выступает формой номинального символического капитала, происходит путём узурпирования «статусной» почести. «Развитие статуса – важный вопрос структурации, основанный на узурпации. Узурпация – естественный источник почти всех статусных почестей». Статус Вебер определяет как «совместное действие закрытого типа» – это определённая позиция по отношению к «своим» и «чужим». Таким образом, статус понимается Вебером как реальные притязания на привилегии престижа. Процесс структурообразования совпадает с процессом узурпации власти. Это двуединый процесс: конструирование ранжированных статусов создаёт систему распределения социальных ресурсов, использование которой порождает власть.

М.Фуко (французский мыслитель, 1926-1984) также исходит из тезиса, что общество – это представления людей о «правильном» и «должном» поведении. Но представления эти разные. А значит всегда существует вопрос: кто прав? Выяснение истины в социальном плане означает борьбу за право на интерпретацию мира. «Нет непосредственно данных субъектов борьбы (с одной стороны пролетариат, с другой – буржуазия). Кто против кого борется? Мы все боремся друг с другом». Тот, кто утвердил за собой это право – получает власть как право устанавливать «правила жизни»: «…мы не можем утверждать власть иначе, как через производство истины». Но в понятие истины он вкладывает другой, не традиционный смысл: не как объективное знание, а как знание-власть, как право на производство господствующего дискурсасистемы выссказываний, задающей смысловой контекст и определяющей значения предметов, действий, аспектов реальности. В конечном счёте дискурс есть способ обоснования распределения социальных благ и ресурсов. Кто же является или кто становится господствующим классом в современном обществе? Тот, кто сумел навязать свой дискурс.

А.Турен (французский социолог, 1925--) в своих работах постоянно призывает: «мы должны вернуть идею о том, что люди сами делают свою историю». Общество и история создаются благодаря действию социальных акторовсовокупности индивидов, которые самоопределяются на основе присущих им культурных ориентаций. Они действуют. Социальное действие «есть поведение актора, управляемое культурными ориентациями и утверждаемое внутри социальных отношений, определённых неравными возможностями контроля за этими культурными ориентациями». Совокупность действий составляет «социальное движение – решающий агент истории, поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям». В современных обществах основу социальных движений составляет не экономические интересы и ориентации. Это общемировоззренческие, интеллектуальные, культурные интересы и ориентации. Социальная борьба – это борьба взглядов, воззрений на мир, образов и стилей жизни – это идейная борьба. «Невозможно отделить класс, классовое сознание и социальное движение». Форма господства в современном обществе – интеллектуальная, базирующаяся на знаниях и образовании. «Правящий класс – есть группа осуществляющих своё господство инноваторов». Непосредственные производители более не эксплуатируются, а подвергаются манипулированию символическими средствами. Интеллектуалами нарабатываются технологии и механизмы «коллективного обучения»(М.Крозье).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурный функционализм | Общество представляет собой процесс самодетерминации через самоопределение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.