Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Развитие и особенности отечественной системы управления. 2ч




Лекция 3

 

Развитие теории и практики управления в России. Вклад А.А. Богданова, И.А. Витке, А.К. Гастева, П.М. Керженцева и др. в теорию и практику управления.

 

Управление экономическими процессами в России имеет глубокие исторические корни. В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А. П. Ордин-Нащокина и И. Т. Посошкова до академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова, Л. В. Канторовича, С. Г. Струмилина, В. С. Немчинова и совре­менных исследователей, практическая деятельность глав государ­ства от Петра I до Ленина, Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления эко­номикой.

Тем не менее наибольший интерес, по нашему мнению, представляют советский и постсоветский периоды, в которые произошло значительное развитие как науки, так и практики управления.

Так, в 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком этого периода выступал В. И. Ленин. Его заслуги в деле становления теории и практики управления несомненны и могут быть сведены к следующим основным моментам:

сформулированы основные принципы управления со­циалистической экономикой;

решен ряд практических вопросов управления в масшта­бах отраслей и народного хозяйства в целом (в западной практике такие вопросы не ставились еще по крайней мере в течение 20 лет);

начата подготовка специалистов в области управления.

В. И. Ленин призывал изучать, преподавать и распростра­нять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопре­ки ожесточенной критике недругов А. К. Гастева, прозванного "русским Тейлором", поддержал его начинания и выделил мил­лионы рублей золотом на создание Центрального института тру­да - те миллионы, которые советники Ленина предлагали упот­ребить на решение других насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.

Формирование отечественной науки управления и органи­зации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискус­сии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ под углом зрения принятия или непринятия тейлоризма.

Приверженцы системы Тейлора приводили весьма веские доводы в ее пользу. Кроме того, ссылались на то, что в России задолго до Тейлора в области НОТ проводились похожие экс­перименты. Так, в Московском высшем техническом училище еще в 1860-1870 гг. разрабатывались и внедрялись рациональ­ные методы обучения профессиям, связанным с металлообра­боткой. В 1873 г. за эти достижения МВТУ на Всемирной вы­ставке в Вене получило медаль Преуспевания. По свидетельст­вам печати тех лет, США первыми начали применять русскую методику.

С 1921 года началось интенсивное развитие отечественной теории и практики управления.

В январе 1921 г. в Москве прошла I Всероссийская инициа­тивная конференция по научной организации труда и производ­ства, организатором которой выступил нарком путей сообщения Л. Д. Троцкий. Председательствовал на конференции В. М. Бех­терев.

В 1924 г. состоялась II Всесоюзная конференция по науч­ной организации труда (НОТ), на которой закрепилось два сло­жившихся к тому моменту направления в НОТ.

Первое направление возглавил А. К. Гастев (1882-1941), руководивший созданным им в 1920 г. Центральным институтом труда (ЦИТ). А. К. Гастев относится к последователям тейлоров­ского направления, но в отличие от последнего видел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при "сохранении здоровья человека". Основные идеи нашли отраже­ние в "концепции трудовых установок", включавшей три взаимо­связанных направления:

Теория трудовых движений в производственных процес­сах и организации рабочего места: цитовцы усматривали проти­воречие между необходимостью роста производительности труда и жестким стандартом на выполнение операций. Устранить это противоречие предлагалось на основе жесткой инструкционной карточки в сочетании со свободой личной инициативы.

Методика рационального производственного обучения: на первое место вышел человек труда, важнейшей задачей стано­вится сохранение его физического и психического здоровья. Ци­товцы отвергали взгляд на возможности человека как на нечто, раз и навсегда данное. Делался вывод о необходимости постоян­ных тренировок способностей человека. К 1924 г. цитовцами на­работаны практические методики ускоренного производственно­го обучения.

Теория управленческих процессов, в соответствии с ко­торой НОТ можно и нужно внедрять в любых условиях.

В 20-е годы А. К. Гастев выдвинул также концепцию "уз­кой базы", "узкого места", с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.

Второе направление связано с именем А. А. Богданова (1873-1928). В своей работе "Тектология (всеобщая организаци­онная наука)" А. А. Богданов исходил из того, что:

Все виды управления (в природе, обществе, технике) имеют общие черты, что и изучается новой наукой - тектологией (всеобщей организационной наукой).

Предметом организационной науки являются общие ор­ганизационные принципы и законы, по которым протекают про­цессы организации во всех сферах органического и неорганиче­ского мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они действуют в технике (организация вещей), в эконо­мике (организация людей) и в идеологии (организация идей).

А. А. Богдановым при анализе сущности организации вы­сказана идея о необходимости системного подхода к ее изуче­нию. Характеризуя соотношение системы и ее элементов, А. А. Богданов вводит понятия "организованность" и "дезоргани- зованность". Элементы всякой организации сводятся к активно­стям-сопротивлениям.

А. А. Богданов высказал ряд интересных идей о структур­ной устойчивости системы и ее условиях, об основных организа­ционных механизмах: формирующем и регулирующем.

В рамках тектологии были сформулированы общие законы, в частности "закон наименьших", "... в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев". Идея "слабо­го звена" легла в основу разработки народнохозяйственных ба­лансов и пропорций, помогла решать задачи восстановления раз­рушенного хозяйства!

А. Богданов сформулировал принципы организации кол­лективной работы (скорее всего - в противовес специфике тейло­ризма) [1]. Некоторые из них:

Не должно быть авторитарности при взаимодействии ря­довых членов коллектива между собой и с руководителем.

Не должно быть субъективизма, ни личного, ни группо­вого.

Не должно быть абсолютных норм.

Не должно быть инертности.

Не должна нарушаться "чистота" целей.

"Всеовладение" как главная цель и "самопознание" как главный стимул мысли и воли работающего.

Виден явный отход от механистического рационализма тейлоризма эволюционной направленности.

Идеи А. А Богданова легли в основу работ О. А. Ерман- ского и П. М. Керженцева, смотревших на НОТ с позиций, несколько отличных от позиций цитовцев. Суть научной ор­ганизации труда - это человек с его физиологическими, пси­хологическими, социальными и другими особенностями. Сле­довательно, цель научной организации труда - сделать жизнь человека приятнее, обеспечить гармонизацию человека и об­щества.

А. Ерманский был одним из наиболее видных разработ­чиков российской школы научного управления, являясь одновре­менно и сторонником, и критиком У. Тейлора. О. А. Ерманским была разработана теория рациональной организации труда и управления, основу которой составляет понятие психофизиоло­гического оптимизма, т. е. максимума полезной работы на едини­цу затраченной энергии.

Основные взгляды О. А. Ерманского нашли свое выраже­ние в работе "Теория и практика рационализации". Автором вы­делено три принципа рационализации:

Принцип положительного подбора, означавший гармо­ничное сочетание всех элементов производства (как веществен­ных, так и личных), при котором элементы взаимоподкрепляются и усиливаются.

Принцип организационной суммы, суть которого заклю­чалась в том, что организационная сумма больше арифметиче­ской суммы составляющих ее сил.

3. Принцип оптимума отвечал на вопрос о критерии рацио­нальной организации любой работы.

Со смертью А. А. Богданова в 1928 г. это второе направле­ние в НОТ стало подвергаться все большей критике, в первую очередь со стороны цитовцев, и впоследствии было предано заб­вению.

В 20-30-ё годы в нашей стране интенсивно велись и био­психологические исследования труда. Были созданы специальные лаборатории в Москве, Ленинграде и других городах. Изучались проблемы формирования коллектива, подбора кадров, места лич­ности в системе производства, роль человеческого фактора в тру­де, особенности воздействия техники на труд и проблемы управ­ления трудом.

Отечественные ученые внесли значительный вклад в ста­новление и развитие теории и практики управления. Идеи науч­ного управления в условиях нового общественного строя и со­циалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богда­нов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Амосов, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной ор­ганизации труда.

Одна из важнейших разработок того периода - обосно­вание принципов управления производством, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования - централизацию и прямое управление производственно- хозяйственной деятельностью предприятий со стороны госу­дарственных органов (табл. 1.1). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах. Наряду с этим в отечественной науке управления проводи­лись исследования законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управ­ления социалистическим общественным производством зако­ны единства системы управления, пропорциональности про­изводства и управления, оптимального соотношения центра­лизации и децентрализации и др.

Развитие управленческой мысли в этот период шло на фоне колоссального подъема народного хозяйства:

1926-1928 гг. - начало индустриализации страны;

1929-1942 гг. - первые предвоенные пятилетки.

Первый пятилетний план 1929-1933 гг. был выполнен за 4 года и 3 месяца. Национальный доход вырос более чем в 2 раза, на столько же увеличилось производство промышленной продук­ции, производительность труда в промышленности возросла на 41%, капитальные вложения составили 8,8 млрд. руб.

К этому же периоду относится и борьба с "теорией пределов", которая зачастую превращалась в борьбу со старыми специалистами.

 

Таблица 1. - Принципы управления социалистическим производством

 

Принцип Содержание принципа
Демократический центризм Централизованное руководство народным хозяйст­вом и предоставление хозяйственной самостоятель­ности коллективам предприятий
Единоначалие и коллегиальность Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на.широ­ком участии трудящихся в управлении
Единство политиче­ского и хозяйствен­ного руководства Политические задачи определяются с учетом со­стояния экономики, уровня ее развития, экономиче­ских законов, хозяйствование направляется на вы­полнение планов
Отраслевой и тер­риториальный под­ход Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отрас­левыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, - преимуще­ственно территориальными органами
Плановое ведение хозяйства Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от пред­приятия до народного хозяйства в целом
Материальное и моральное стиму­лирование труда Распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и качеству за­траченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов
Научность Построение всей системы управления производст­вом на достижениях науки управления
Ответственность Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также за что он лично несет ответственность
Подбор и расста­новка кадров Каждый работник должен быть подобран так и по­ставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно
Экономичность и эффективность Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее про­изводительное применение труда

 

В период Великой Отечественной войны (в 1941-1945 гг.) решались практические вопросы организации производства, пе­ревода предприятий на выпуск военной продукции. В сжатые сроки был создан мощный военно-промышленный потенциал на

Урале и в Сибири. Это стало возможным во многом благодаря четкой работе транспортной системы страны.

В период восстановления разрушенного войной хозяйства и образования мировой социалистической системы (1946-1953 гг.) закладывались основы теории и практики социалистического строительства не в одной отдельно взятой стране, а в рамках соз­дававшегося мирового социалистического содружества.

В январе 1949 г. был учрежден Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - международная экономическая органи­зация социалистических стран, основными целями которой были: путем объединения и координации усилий содейство­вать углублению и совершенствованию сотрудничества, пла­номерному развитию народного хозяйства стран-членов, уско­рению научно-технического прогресса, повышению уровня ин­дустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению и выравниванию уровней экономического развития и подъему благосостояния народов.

Период с 1953 по 1965 г. связан с именем Н. С. Хрущева и проводившимися им реформами. Это относится, в первую оче­редь, к пересмотру принципа сочетания отраслевого и территори­ального аспектов в управлении в части усиления последнего и образованию Советов народного хозяйства (Совнархозов) по тер­риториальному принципу. Однако усиление территориального аспекта в управлении в ряде случаев привело к местничеству и игнорированию принципа подчинения частного интереса обще­му. Кроме того, в руководстве народным хозяйством и его отрас­лями проявлялся волюнтаризм.

К концу 50-х годов относится и возрождение нотовского движения. Были переизданы работы классиков научной органи­зации труда, как отечественных, так и зарубежных, не переизда­вавшиеся с конца 20-х годов.

В 1967 г. прошло Всесоюзное совещание по организации труда, на котором дана современная формулировка НОТ и выве­дены основные функции научной организации труда:

- экономическая;

- психофизиологическая;

- социальная.

В рамках этих функций были определены основные задачи

НОТ:

- рациональное разделение и кооперация труда;

- подбор, подготовка и расстановка кадров;

- обслуживание рабочих мест (эффективная система МТС);

-внедрение передовых методов и приемов труда;

- нормирование труда;

- выбор методов и форм материального и морального стимулирования;

- улучшение условий труда;

- укрепление дисциплины труда.

К этому времени относится и рождение самостоятельной ветви экономики - экономической кибернетики, тесно связанной с использованием экономико-математических методов и сыграв­шей важную роль в развитии теории управления производством. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руково­дством академиков А. И. Берга и В. М. Глушкова.

В 1965-1985 гг., в период строительства развитого социа­листического общества, именуемый в настоящее время "застой­ным периодом", сложилось несколько признанных научных управленческих школ, и прежде всего школа Московского инженерно-экономического института (с 1975 г. Московского инсти­тута управления имени С. Орджоникидзе) под руководством О. В. Козловой.

Последнюю отличал ряд существенных моментов:

тесная связь с производством, что выражалось в учете отраслевых особенностей объектов управления и высокой прак­тической направленности выполняемых проработок в области управления;

организация (впервые в нашей стране) профессиональ­ной подготовки кадров высшей квалификации в области управле­ния.

Основные идеи данного периода в области управления сво­дились к следующему:

централизованное государственное управление эконо­микой;

приоритет отраслевого подхода по сравнению с терри­ториальным;

оценка эффективности предлагаемых проектов с народ­нохозяйственных позиций;

широкое внедрение в управление экономико-математических моделей и методов решения задач.

поляризация "прав" на верхних, а "обязанностей" - на нижних уровнях управления.

Период времени с 1965 г. по настоящее время характеризу­ется проведением в стране трех реформ, направленных на совер­шенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. по настоящее время).

Первая реформа относится к 1965 г. Ее начало было поло­жено мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях Пленумов го­ворилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и пере­хода от административных к экономическим методам управле­ния.

Основные положения реформы нашли отражение в приня­тых правительством постановлениях "Об улучшении управления промышленностью" и "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования". Большое значение для развития предприятий сыграло утверждение "Положения о социалистическом государственном производственном предпри­ятии". Была упразднена территориальная система управления (с ликвидацией Совнархозов), ее место снова заняла отраслевая система. Была произведена структурная перестройка управления народным хозяйством: был ликвидирован Высший совет народ­ного хозяйства СССР, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.

Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования предприятий. Был осуществлен ряд мер по улуч­шению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономического стимулирования.

При этом вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Важ­ным событием стала состоявшаяся в 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-практическая конференция "Проблемы научной органи­зации управления социалистической промышленностью".

Конец 60-х гг. характеризуется выходом ряда серьезных монографий по проблемам управления - Г. Э. Слезингера, В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, О. А. Дейнеко, О. В. Козловой, Г. X. Попова и др.

В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении нача­лась разработка теории оптимального функционирования эконо­мики. Изучается также зарубежный опыт по организации управ­ления производством. Осуществляется работа по совершенство­ванию системы подготовки и повышения квалификации кадров.

После реформирования системы управления 1965 г. в пер­вое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Однако в начале 70-х гг. произошло ухудшение всех показателей, снижение ре­альных доходов населения. Причинами этого являются:

- снижение самостоятельности предприятий;

- планирование "от достигнутого уровня";

- частые корректировки планов предприятий;

- использование затратного принципа ценообразования

и т. д.

В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета минист­ров СССР от 12 июля 1979 г. "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". Она была наце­лена на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и каче­ства работы.

Для измерения объемов производства показатель "реализо­ванной продукции" был заменен на показатель "чистой (норма­тивной) продукции". Четко определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обяза­тельным для выполнения министерствами, объединениями и предприятиями. Большое внимание уделялось заключению хо­зяйственных договоров. Вводились нормативы платы за произ­водственные фонды и воду.

Большое внимание уделялось рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования, управления, раз­работке целевых комплексных программ.

Тем не менее реформа не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и о ней вскоре забы­ли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось.

Следует заметить, что в последние десятилетия существо­вания СССР имела место недооценка, а в ряде случаев элемен­тарное игнорирование науки и практики управления экономикой. Это выражалось, в частности, в следующем:

- не инициировалось и не поддерживалось государством проведение крупных научных исследований проблем управле­ния;

- не осуществлялась подготовка специалистов-управлен­цев высшей квалификации для отраслей народного хозяйства;

- подготовка специалистов имела в основном технологи­ческую направленность;

- мало издавалось трудов отечественных ученых в облас­ти управления, практически не публиковались работы зарубеж­ных исследователей.

Важная причина этого заключалась в существовании у нас в те годы чрезмерно централизованной системы управления, в принятии многих управленческих решений, и не только глобаль­ных, на высшем уровне. Для многих органов и кадров управления нижестоящих звеньев требовалось главным образом выполнять эти решения. Однако основная причина состояла в непонимании государственными чиновниками определяющей роли научного управления в функционировании и развитии экономики, в опоре на идеологические догмы и заблуждения.

При этом менеджмент как совокупность принципов, мето­дов, средств и форм управления фирмами на Западе был известен в нашей стране. Однако откровенно игнорировался еще 10 лет назад. Считалось, что основными его целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций им­периализма и ведение политической, идеологической и экономи­ческой борьбы против социалистических государств. А потому он считался для нас неприемлемым.

Отечественная наука управления развивалась самостоя­тельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт и ис­кусство управления.

Такое отношение к управлению и менеджменту, безуслов­но, сказалось на исходе проводившихся в СССР реформ, особен­но последней, третьей.

Начало третьей реформы положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, который нашел выход из сложившегося положения в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной систе­мы управления. Были намечены пути реализации этой кон­цепции: перестройка всех сторон нашей общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии. Была провозглаше­на новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.

Однако перестройка, начатая Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы не были понятны никому. Прово­дились лишь отдельные мероприятия, направленные на повыше­ние темпов социально-экономического развития СССР. При этом был провозглашен курс на демократизацию жизни общества и создание к 1990 г. целостной системы управления с новым хозяй­ственным механизмом (это мероприятие называлось радикальной экономической реформой).

К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета со­ставил около 140 млрд руб. Размер денежной эмиссии достиг критической отметки. Объемы денежных накоплений населения в 5 раз превысили товарные ресурсы. В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилилась инфляция.

Сложилась предкризисная ситуация. Снизились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Усугу­бились диспропорции, увеличился разрыв между платежеспособ­ным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Развивался застой.

Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным зве­ном в решении задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования. Ре­форма ставила целью переориентацию экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потреб­ностей, на переход от административных к экономическим мето­дам руководства на всех уровнях, к демократизации управления, активизации человеческого фактора.

Однако реформа не принесла ожидаемых результатов, про­изошло дальнейшее обострение кризиса.

В этот период произошли серьезные изменения в политиче­ской системе управления страной: КПСС утратила свою руково­дящую роль, была провозглашена многопартийность, появилась оппозиция, выступавшая против политики Президента М. С. Гор­бачева. В соответствии с рекомендациями депутатов, выдвину­тыми на первом съезде народных депутатов СССР, правительст­вом под руководством Н. И. Рыжкова была разработана програм­ма постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержа­ла положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики.

Вскоре произошел распад СССР.

В Российской Федерации развернулась дискуссия о меха­низме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С. С. Шаталина подготовила программу, получившую название "500 дней", в которой был намечен комплекс мероприятий, необ­ходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как "шоковая терапия".

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа "500 дней", ос­новной целью которой было полное разрушение административ­но-командной системы управления. Начался процесс формирова­ния рыночных отношений в России.

К основным мероприятиям, направленным на создание ры­ночного механизма управления, следует отнести:

разгосударствление экономики;

создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;

создание нормативной базы, необходимой для становле­ния и развития рыночных отношений в стране;

образование новых рыночных структур управления.

Был создан Государственный комитет РСФСР по управле­нию государственным имуществом. Некоторые министерства преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерче­ские банки, биржи, фирмы и акционерные общества.

Процесс приватизации разделился на два этапа:

- I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г- 30 июня 1994 г.);

- II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по на­стоящее время).

Формально предприятия перестали быть государственны­ми. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюро­кратическими указаниями и директивами.

Приватизация, в ходе которой государственная собствен­ность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества.

Для развития системы управления на основе рыночных от­ношений в стране сделано много. Создана законодательная база, ее основы. Принят Гражданский кодекс РФ.

Демократизация общественной жизни в нашей стране по­зволила специалистам, ученым, практическим работникам озна­комиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых фирм. В связи с этим отношение к менеджменту в России с начала 90-х годов значительно изме­нилось, что выразилось в следующем:

- была организована подготовка во многих высших и средних специальных учебных заведениях специалистов по ме­неджменту для разных отраслей и видов деятельности;

- активизировались научные исследования проблем ме­неджмента;

- начали издаваться периодические научные и научно- практические издания по данным проблемам;

- стали регулярно проводиться научно-практические кон­ференции по вопросам менеджмента;

- начался активный перевод и издание работ зарубежных авторов, а также издание трудов отечественных ученых по ме­неджменту и т. д.

Несмотря на принимавшиеся в экономике меры, предотвра­тить спад производства, кризисные явления не удалость, так как было принято много ошибочных решений. Важнейшее из них - невмешательство правительства в экономику и экспортно-импортные операции.

В целом перестроечный период характеризовался следую­щим:

игнорированием сложившегося хозяйственного меха­низма, в том числе системы управления, по существу, их разру­шением, а не реформированием;

формальным подходом к использованию зарубежных моделей управления;

отсутствием целей, стратегии и тактики государственно­го управления и государственной национальной политики;

капитализацией экономики по американскому образцу;

заменой государственного управления экономикой госу­дарственным регулированием, цели и методы которого до сих пор остаются дискуссионными;

приоритетом ведомственных и местнических интересов над народнохозяйственными;

• отказом от оценки принимаемых решений с позиций на­роднохозяйственной эффективности.

Значительные изменения, способные коренным образом переломить сложившуюся в российской экономике ситуацию, предстоит произвести в ближайшие годы. При этом одним из важнейших факторов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования, является российский менеджмент

 

Лекция 4

Раздел II. Функции менеджмента

Тема 1. Целеполагание и оценка ситуации. Стратегии развития организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. 2ч.

1. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования.

2. Целеполагание и оценка ситуации.

3. Стратегии развития организации.

1. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования.

В условиях конкурентной борьбы и изменяющихся внешних условий, любая организация должна концентрировать внимание не только на внутренних проблемах, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая бы позволяла успешно работать, несмотря на происходящие изменения, т.е. управление должно быть стратегическим.

Чем стратегическое управление отличается от нестратегического?

Отсутствие стратегического управления проявляется в двух формах:

организация планирует свою деятельность, считает, что окружение не будет меняться,

организация считается только со своими внутренними возможностями, не учитывая факторы внешней среды (например, спрос на свой продукт на рынке).

Стратегическое управление – управление, направленное на обеспечение наилучшего конкурентоспособного соответствия между организацией и внешней средой.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд ограничений:

не может быть формализовано, не может дать гарантировано точного предвидения ситуации, это во многом философия и искусство менеджмента;

требует дополнительных ресурсов (создание соответствующих служб);

велики последствия ошибок стратегического прогнозирования.

Этапы стратегического управления

1) Определение миссии организации

2) Определение целей организации

3) Анализ внешней среды организации

4) Анализ внутренней среды

5) Анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз. SWOT-анализ

6) Анализ и выбор стратегии

7) Реализация стратегии

1. Миссия организации.

Миссия - описывает ценности организации, ее устремления и причину ее создания, смысл существования организации.

Значение миссии:

формирует имидж организации во внешней среде;

способствует формированию корпоративного духа в организации;

создает возможности более действенного управления.

Миссия – это заявление, отражающее общественно значимые намерения организации.

Пример. Миссия, сформулированная Г. Фордом для своей всемирно известной компании состоит из одного предложения:

"Предоставление людям дешевого транспорта".

В этой формулировке присутствуют и сфера деятельности организации, ориентация на потребителя, социальная направленность.

Стандартная формулировка миссии - это распространенное определение основной сферы бизнеса и операций, которое отличает данную организацию от других организаций подобного типа.

Сопровождающая миссию расшифровка (иногда называют кредо компании) должна отражать следующие характеристики организации):

- целевые ориентиры, долгосрочную перспективу организации

- философию организации, т.е. те ценности, которые в ней приняты;

- возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие способы ее выживания в конкурентной среде.

Основные группы людей, чьи интересы должны быть соблюдены при определении предназначения организации и учтены при формулировании миссии:

- собственники организации;

- сотрудники организации;

- покупатели продукта или клиенты организации;

- деловые партнеры;

- местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии;

- общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов.

При формулировании миссии следует также учитывать:

- миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, должна быть направлена в будущее;

- в миссии не должно быть в качестве цели указано получение прибыли, так как прибыль – это внутренняя цель организации, а миссия направлена во вне;

- между миссией организации и более общей системой, частью которой может являться организация, не должно быть противоречий.

Таким образом, миссия – это общая цель организации. Однако, в организации существует множество других целей, которые можно классифицировать по-разному.

 

Практическое задание 1.

Проанализируйте и сравните формулировки миссий нескольких кампаний, оцените их достоинства и недостатки с учетом требований, которые описаны в тексте. Предложите свой вариант формулировки.

Формулировка миссии Достоинства Недостатки
1.Разработка и поставка оборудования для газовой промышленности, электростанций, разработка двигательных установок по заказам.    
2.Обеспечивать российский рынок высоковольтным оборудованием по конкурентным ценам    
3.Предоставление широкого спектра туристических услуг населению, организация экскурсионных и познавательных программ, деловых поездок и семейного отдыха в различных регионах мира.    
4.Быть лидером в производстве и продаже недорогой металлопродукции высокого качества, удовлетворять требования отечественных и зарубежных клиентов, способствовать развитию региона.    

 

Практическое задание 2.

Это задание является исходным для некоторых последующих заданий, с которыми Вы будете работать в последующих темах изучения курса.

Сформулируйте миссию выбранной Вами организации.

 

2.. Целеполагание и оценка ситуации.

Цель - это желаемая позиция в будущем, которой пытается достичь организация.

Цели имеют для организации важное значение, так как все организации имеют цель своего существования, которая определяется и описывается при помощи задач.

Цель снижает неопределенность, мотивирует, является стандартом, регулирует поведение.

Классификация целей:

По значимости:

По времени:

Стратегические Долгосрочные более 5 лет

Тактические Среднесрочные от 1 до 5 лет

Оперативные Краткосрочные менее 1 года

По функциям:

По направленности:

Финансовые Внешние

Производственные Внутренние

Кадровые

Управленческие.

Маркетинговые.

Стратегические цели - развернутые положения относительно того, чего организация хочет достичь в будущем; имеют отношение скорее ко всей организации, нежели к конкретным ее отделам или подразделениям

Стратегические цели устанавливаются по следующим направлениям:

прибыльность,

положение на рынке,

производительность,

финансовые ресурсы,

мощности организации,

разработка, производство и обновление технологии,

человеческие ресурсы,

работа с клиентами,

оказание помощи обществу.

Краткосрочные цели касаются конкретных подразделений, являются детализацией и конкретизацией долгосрочных и подчинены им.

Требования к формулированию целей.

Цели должны быть:

- достижимы;

- конкретны, т.е. однозначно определять, в каком направлении двигаться;

- измеримы, т.е. сформулированы так, чтобы их можно было количественно измерить или иначе объективно оценить;

- гибкие, т.е. оставлять возможность для их корректировки;

- совместимы, т.е. долгосрочные цели должны подчиняться миссии, краткосрочные - долгосрочным;

-приемлемые для основных субъектов, определяющих деятельность организации.

 

Техники управление конфликтами в процессе целеполагания:

1) переговоры

2) удовлетворение базового уровня потребностей

3) строго последовательное внимание к каждой цели – на основе их иерархии

4) расстановка приоритетов.

 

1) Переговоры (в целях заключения приемлемой сделки) вовлекают менеджеров, преследующих различные орг. цели, в процесс поиска удобного всем приемлемого решения на основе взаимных уступок во имя достижения общих организационных целей и орг. интересов. Данный процесс ведет к коалиции – союзу нескольких менеджеров, согласовавших свои позиции по орг. целям. Коалиции и возникают в процессе переговоров, предоставляя менеджерам возможность договориться по поводу своих расхождений. Коалиция будет поддерживать определенные – уже ОБЩИЕ цели. Таким образом, через дискуссии и переговоры заинтересованные стороны могут (хотя бы даже частично в случае острого конфликта целей) реализовать стоящие задачи.

2) Удовлетворение базового уровня потребностей означает, что организация идет на то, чтобы принять не максимально возможный уровень производственных показателей, а некий удовлетворительный, базовый уровень. Принимая данный уровень по нескольким критериям, организация способна реализовать одновременно несколько своих целей (например, достичь приемлемого уровня рентабельности, доли на рынке и степени внедряемости новой продукции). При этом ни одна из целей не максимизируется (т. е. не подавляет и не «забивает» по важности другие цели). Наилучший пример – из повседневной студенческой жизни. Программа-максимум: заработать максимальный доход, получить все отличные оценки, активно общаться с друзьями и семьей абсолютно нежизненна, поэтому вместо нее принимается программа, удовлетворяющая базовый уровень потребностей: заработать на прожиточный минимум + получить несколько «5», но можно «4» и даже «3» (по нескольким дисциплинам) + общение по выходным с друзьями и семьей. Те же подходы применяют и организации.

3) Последовательное внимание к каждой цели (на основе их иерархии) – означает, что сначала следует заниматься наиболее значимыми орг. целями, переходя от них постепенно к остальным целям. Этот подход способствует достижению внутри организации удовлетворительного базового уровня производственных показателей по каждой из многообразных целей, после чего можно переходить к другой цели, и так далее, пока все цели не будут реализованы.

4) Расстановка приоритетов означает, что высшее руководство устанавливает очередность в реализации целей. Это не означает, что приоритет одной цели (например, максимизации прибылей) полностью исключает реализацию всех остальных – они также продолжают существовать, но имеют меньшее значение (т. е. подчиненное интересам целей приоритетного характера).

Практическое задание 3.

Сформулируйте стратегические цели, которые могут стоять перед основными функциональными подсистемами организации.

 

3. Анализ внешней среды

 

Анализ среды можно считать ключевым компонентом процесса стратегического управления.

Условно необходимо разделить внешнюю среду организации на среду косвенного воздействия, или макроокружение и среду прямого воздействия или микроокружение.

Внешние факторы непрямого воздействия среды на организацию:

· социокультурные (отношение людей к работе, верования, ценности, демографические факторы, уровень образования, социальные стереотипы, психология потребителей и т.д.);

· технологические (развитие науки и техники, модернизация производства, которое несет для организации как возможности, так и угрозы);

· экономические (темп инфляции, уровень безработицы, валютный курс, уровень экономического развития, природные ресурсы)

· политико - юридические (права, методы отстаивания интересов, намерения органов государственной власти, программы политических партий).

Макроокружение, среда косвенного воздействия, хотя и неспецифична по отношению к организации, но степень воздействия различных компонентов на организацию различна, в зависимости от их размера, сферы деятельности, формы собственности, территориального расположения и других факторов.

В западной литературе анализ внешней среды называют PEST – анализом, (по первым буквам английских слов).

Ключевые факторы прямого воздействия, влияющие на организацию:

Покупатели (демографические и социально-психологические характеристики, отношение к продукту, месторасположение);

Поставщики (стабильность, гарантия качества, время поставок, обязательность выполнения условий);

Конкуренты (сильные и слабые стороны, в том числе выходящие на рынок с замещающим продуктом),

Рынок рабочей силы (наличие кадров необходимой для организации квалификации)?

Держатели акций и кредиторы.

 

Для того, чтобы лучше оценить среду организации рекомендуется оценить ее по таким параметрам как сложность, стабильность и определенность.

Сложность определяется количеством и разнообразием элементов, влияющих на организацию.

Стабильность связана с тем, насколько динамичны элементы среды организации, насколько они остаются неизменными в течении довольно длительного срока.

Неопределенность означает отсутствие необходимой информации о среде организации и непредсказуемость происходящих в ней изменений.

  Простая Сложная
Стабильная Низкая неопределенность   Умеренная неопределенность
Подвижная Умеренно высокая неопределенность Высокая неопределенность

Рис.1 Матрица для оценки уровня неопределенности деловой среды организации.

 

Различные сочетания сложности и подвижности дают четыре уровня неопределенности среды.Чем выше уровень неопределенности, тем сложнее управление организацией.

Результатом анализа факторов внешней среды должна быть оценка возможностей, которые дают организации эти факторы, а также угроз, которые несет внешняя среда, если организация не изменит стратегии своего развития.

 

Практическое задание 4. Привести пример организаций, деловая среда которой соответствует каждому квадранту данной матрицы. Обоснуйте ответ.

 

4. Анализ внутренней среды.

Внутренняя среда оказывает постоянное и непосредственное влияние на деятельность организации, определяет потенциал и возможности организации.

Оценка внутренней среды организации производится по функциональным подсистемам, путем сравнения, например с аналогичными подсистемами конкурентов:

- Персонал (уровень квалификации работников, найм и обучение персонала, оценка результатов труда);.

- Управление (структура организации, распределение прав и ответственности, коммуникационные процессы);

- Маркетинг (стратегия продвижения товара, выбор рынков и система распределения, стратегия ценообразования)

- Финансы (использование и движение денежных средств в организации, стоимость акций, задолженность, ликвидность);

- Производство (состояние оборудования, уровень автоматизации, методы и качество производства, новые виды продукции)

- Организационная культура (нормы, ценности, правила, традиции, отношение к труду).

Результатом анализа внутренней среды организации должно стать выявление ее сильных и слабых сторон.

 

5. Анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз. SWOT-анализ

SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является признанным в стратегическом управлении подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации.

Метод SWOT-анализа предполагает после выявления сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, установление цепочек связей между ними, которые будут использованы для формулирования стратегии. (Подробнее этот метод рассматривается в модуле "Маркетинг".)

  Возможности: Угрозы:
Сильные стороны: Поле "сила-возможности" Поле "сила-угрозы"
Слабые стороны: Поле "слабость-возможности" Поле "слабость-угрозы"

Рис.2 Матрица SWOT-анализа

 

Именно в результате этого анализа должна быть выработана такая стратегия организации, которая бы все сильные стороны и возможности организации и максимально компенсировали угрозы со стороны внешней среды и слабые стороны.

 

6. Анализ и выбор стратегии

На основе анализа внешней среды организации и анализа ее внутренних возможностей происходит поиск возможных вариантов стратегий, чтобы извлечь максимальные преимущества из имеющихся возможностей.

Стратегия - это план или курс деятельности, программа действий, которая определяет поведение организации в конкурентной среде.

по распределению ограниченных ресурсов в во времени для достижения целей организации.

Несмотря на проведенный анализ всех факторов, сформулировать стратегию однозначно верно все равно невозможно, поэтому организация может выбрать различные варианты развития.

Существует три основных направления выработки стратегии:

- Минимизация издержек (снижение цены, невысокий уровень маркетинга);

- Специализация (диверсификация) производства (высокоспециализированное производство, высокий инновационный потенциал, высокий уровень, маркетинга);

- Фиксация на определенном сегменте рынка (фокусирование) (анализ потребностей. клиентов).

Эталонные стратегии:

Концентрированный рост (усиление позиций на рынке, усиление маркетинга, развитие.рынка, развитие продукта);

Интегрированный рост (обратная вертикальная интеграция- приобретение контроля над поставщиками; прямая вертикальная интеграция – приобретение контроля над посредниками);

Диверсификация (центральная диверсификация – новый продукт на той же технологической базе; горизонтальная диверсификация – новый продукт, новая технологическая база, но связанный со старым – сопутствующий товар; конгломеративная диверсификация – новые направления деятельности);

Сокращения (ликвидация, сбор урожая, сокращение расходов).

При выборе стратегии необходимо применять следующие критерии:

-насколько выбранный вариант совместим с миссией, общими целями и ценностями организации;

-использует ли эта стратегия ключевые возможности и главные факторы успеха;

извлекает ли эта стратегия максимум преимуществ из сильных сторон организации и не возлагает ли слишком больших надежд на слабые стороны;

-реальна ли эта стратегия и каков риск при ее реализации.

 

3. Стратегии развития организации.

Достижение целей стратегии реализуется путем разработки системы взаимоувязанных планов работы, охватывающих все уровни и звенья, участвующие в создании продукции или услуги.

Можно выделить три уровня реализации стратегии:

Корпоративный уровень, соответствующий стратегическим, долгосрочным целям и стратегическому планированию;

Деловой уровень, соответствующий среднесрочным целям и тактическому планированию;

Функциональный уровень, соответствующий краткосрочным целям и оперативному планированию.

Процесс разработки стратегии считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от

конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют

некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые

общие рамки, в которые вписываются стратегии.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.

Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию.

Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.

Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Сокращение. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

Профессор из Гарварда Майкл Портер представил три свои стратегии для укрепления конкурентоспособности компании в 1980 году в книге «Конкурентная стратегия». С тех пор стратегии Портера ничуть не потеряли своей актуальности. Конечно, многие предприниматели считают, что они имеют достаточно общий вид. Но, постойте, Майкл Портер - профессор, консультант - его задача как раз и состоит в том, чтобы собрать общие методики и представить их на широкий суд общественности. А уж практические тонкости - это личное дело каждого бизнесмена.

Свои стратегии Портер описал в то время, когда только набирала свою популярность концепция позиционирования, описанная Джеком Траутом и Элом Райс. Основная суть стратегий Майкла Портера заключается в том, что для успешного функционирования компании ей нужно каким-то образом выделяться на фоне конкурентов, чтобы не оказаться в глазах потребителей всем для всех, что как известно означает ничем ни для кого. Чтобы справится с этой задачей, компания должна выбрать правильную стратегию, которой и будет впоследствии придерживаться. Профессор Портер выделяет три типа стратегии: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование. При этом последняя делится еще на две: фокусирование на дифференциации и фокусирование на издержках. Рассмотрим каждую стратегию подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.457 сек.